Государственная политика на рынке квалифицированного труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется она в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики. В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в России. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы.

Содержание

Введение....................................................................................................................4
1.Безработица и ее виды..........................................................................................4
2. Масштабы и причины высокой бзработицы среди специалистов и квалифицированных рабочих..............................................................................7
3. Меры по обеспечению занятости квалифицированных работников................10
4. Миграция квалифицированной рабочей силы стран Восточной Европы........13
Заключение...........................................................................................................18
Список использованной литературы..................................................................20

Работа содержит 1 файл

Гос.политика на рынке квалиф.труда.docx

— 81.83 Кб (Скачать)

Особенность Чехии - ежегодная разработка государственных программ поддержки мелкого и среднего предпринимательства (в 1995 г., например, осуществлялось 10 таких программ). Все больший акцент при этом делается на программы, рассчитанные на высокий уровень квалификации начинающих предпринимателей. В последнее время к поддержке квалифицированных предпринимательских проектов подключились и частные банки. Так, Коммерческий банк, входящий в число пяти ведущих банков Чехии, в 1994 г. объявил программу “За”, направленную на поддержку таких проектов.

Большую роль в решении  проблемы занятости квалифицированной  рабочей силы в Чехии сыграл специальный комплекс мер по трудоустройству молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Среди этих мер - предоставление льгот государственным предприятиям и частным работодателям, создающим рабочие места для начинающих специалистов, а также поддержка молодых людей, решивших заняться предпринимательством.

Речь идет о создании временных  рабочих мест для выпускников  средних и высших учебных заведений, которые составляют наиболее значительную группу безработной молодежи; о льготах  в налогообложении для работодателей, создающих рабочие места для  молодежи; о переподготовке молодежи, финансируемой из государственного бюджета (курсы по переподготовке предусматривают  обучение прежде всего таким специальностям, как бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, вычислительная техника, банковское дело, социальные услуги).

Большое значение, по мнению исследователей, приобретает оценка интеллектуального потенциала работников при реструктуризации, закрытии или  приватизации предприятий, получившая широкое распространение в странах  Запада (в постсоциалистических государствах в ходе приватизации, например, учитывается  лишь стоимость материальных ресурсов).

Как показывает мировой опыт, оценка интеллектуального потенциала дает возможность службам занятости  принимать рациональные решения  об использовании квалифицированных  работников реконструируемых или закрываемых  фирм вплоть до сохранения коллективов  научных и технических специалистов2.

Хотя квалифицированные  специалисты в меньшей мере, чем  другие контингенты безработных, используют службы занятости для трудоустройства, роль этих служб в условиях массовых увольнений в результате банкротств и структурной перестройки значительно  возрастает.

Так, в восточных землях Германии в период массовых увольнений квалифицированных работников были созданы специальные органы по их трудоустройству - центральное бюро по посредничеству в поисках места работы и 42 посреднические службы для квалифицированной рабочей силы. Они предоставляют юридические услуги и материальную помощь в ходе поиска работы, оказывают поддержку при создании собственного дела, организуют общественные работы для высококвалифицированных работников (разработка безотходных технологий, энергосберегающих процессов, очистка промышленных отходов и т.д.).

Успешному выполнению службами занятости своих функций на рынке  квалифицированного труда, по мнению специалистов, может способствовать усиление их аналитических  функций (анализ состояния и прогноз  рынка труда, исследования направлений  структурных сдвигов в экономике  и потребностей в квалифицированном  труде и др.), а также повышение  роли технологических и консультационных услуг. Кроме того, работа с потерявшими  рабочее место специалистами  должна носить более индивидуальный характер, чем с другими категориями  безработных.

4. МИГРАЦИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

Германия и Австрия  — две последние страны Западной Европы, открывающие свои рынки труда  для граждан из новых членов Евросоюза. Всего речь идет о восьми восточноевропейских  странах. С 1 мая в трудовых правах с местным населением Австрии  и Германии сравняются граждане Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии.

Раньше они имели право  устраиваться на постоянную работу только по специальному разрешению местных  чиновников. Теперь достаточно просто приехать в страну. Единственными  странами Евросоюза, чьи граждане должны будут и после 1 мая получать специальные  разрешения для работы в Германии и Австрии, останутся Болгария и  Румыния. Но и по отношению к ним  окончательный срок открытия рынков труда должен быть установлен до 31 декабря 2011 года.

«Строить прогнозы относительно количества мигрантов, которые теперь приедут к нам, сложно. Однако, по оценкам Института рынка труда  и исследования профессий, в год  в Германию будет приезжать около  ста тысяч восточноевропейских  работников», — заявил «Эксперту» представитель  Федерального агентства занятости  Германии Марсель Шмутцлер. Для немецкого  Федерального агентства занятости  такая миграция может означать некоторое  увеличение объема работы, поскольку  все восточноевропейцы автоматически  получат право обращения в  агентство при поиске работы. «Согласно  нормам ЕС, эти граждане Евросоюза  могут рассчитывать на ту же помощь Федерального агентства занятости  — как при поиске работы, так  и при поиске места для производственной практики, — что и немцы. Однако у них не будет права на получение  пособия по безработице, если ранее  они не вносили взносы в немецкую систему социального страхования», — пояснил г-н Шмутцлер.

Впрочем, 100 тысяч дополнительных работников не станут большим обременением для агентства занятости. В марте 2011 года в Германии было зарегистрировано 3,21 млн безработных — так что  даже если каждый прибывший восточноевропеец первым делом обратится в поисках  работы к немецким чиновникам, это  увеличит нагрузку на служащих всего  на 3%.

Подобное увеличение числа  мигрантов несравнимо с ситуацией, наблюдавшейся в последние годы в других странах ЕС, в первую очередь в Великобритании и Ирландии. После открытия большинством стран  Западной Европы своих рынков труда  для восточноевропейских работников именно эти две страны стали главным  направлением миграционных потоков  из стран — новых членов Евросоюза. По официальным британским данным, с 2003-го по 2007 год только поляков, работающих в Британии, стало больше в десять раз — их количество выросло с менее 30 тыс. до более 300 тыс. человек, а к концу 2010 года достигло 404 тыс. Оценки количества поляков в Ирландии разнятся, но все они сходятся на том, что число польских работников в стране превышает 100 тыс. человек. Германия, где полякам и другим восточноевропейцам разрешалось лишь устраиваться на сезонные (в основном сельскохозяйственные) работы либо открывать собственный бизнес, не получала массированного допинга польской рабочей силой.

«Германия тянула с открытием  рынка труда до 1 мая — это  крайний срок по нормам Евросоюза. Немецкие политики долгое время не хотели увеличения миграции, поскольку боялись роста  безработицы. Лично я всегда считал этот страх ошибочным, — считает  аналитик немецкого института экономики DIW Карл Бренке. — До сих пор большинство  работавших в Германии поляков были либо сезонными рабочими, либо занимались бизнесом в области отделочных работ  и уборки помещений. Это вызвано  относительной простотой этих бизнесов. Тому же плиточнику в отличие от пекаря или мясника не нужно много  инвестиций. Однако я сомневаюсь, что  теперь потоки миграции резко возрастут».

Впрочем, не все эксперты разделяют подобную точку зрения. «Германия и Австрия использовали возможность переноса срока открытия рынка труда, предусмотренную договором  о вступлении в ЕС. Это решение  имело политические мотивы, но оказалось  экономически мудрым. Политики хотели изучить опыт тех стран, которые  первыми открыли границы. Кроме  того, с точки зрения экономики  в любом случае не было разумным открывать рынки для иностранных  рабочих в кризисные 2008-й и 2009 годы — для них и так не было рабочих мест», — говорит главный  аналитик компании Roland Berger Strategy Consultants Клаус Фюст.

Зато теперь Германия сможет получить полную выгоду от наиболее квалифицированных  восточноевропейских специалистов, а уже находящиеся в стране полулегальные восточноевропейские работники смогут легализоваться. По мнению г-на Фюста, «демографические изменения приведут в Германии к сокращению предложения квалифицированной рабочей силы. Именно поэтому образованные восточноевропейцы ценны для нас — и будут еще более ценны в будущем. Из новых членов ЕС в Германию приезжают отличные выпускники по наиболее востребованным специальностям, таким как математика и информатика. В других областях предложение тоже постоянно улучшается. Что касается низкоквалифицированных работников, то уже много лет в Германии в этом секторе мы имеем высокую конкуренцию. Так, в сферах уборки помещений или ухода за больными процветает теневая экономика. Благодаря открытию рынка труда наконец появится шанс легализации этих трудовых отношений».

В том, что главную выгоду от открытия рынка труда получат  немецкие компании, заинтересованные в высококвалифицированных работниках, уверен и глава отдела исследований Центральной и Восточной Европы венского Raiffeisen Bank International Гюнтер Дойбер. «Работники, которые заняты или готовы заниматься низкооплачиваемым трудом, в большинстве своем уже и  так находятся в Западной Европе. Если в Германию и прибудут новые  работники, то это будут скорее квалифицированные  специалисты из расположенных по соседству с Германией стран. Я имею в виду прежде всего Польшу, Чехию и Венгрию. Рынок труда  все еще может дать шансы квалифицированным  специалистам. И прежде всего не в плане постоянного переселения, а в плане временной, пусть  и многолетней, занятости. Западноевропейские заработки специалистов, в первую очередь инженеров, все еще привлекательны. В основном в Германии вследствие ее экономического роста наблюдается  острый дефицит инженеров и квалифицированных  рабочих. В ближайшие годы он может  обостриться еще больше», — уверен г-н Дойбер.

До сих пор неясны перспективы  открытия рынка труда Австрии  и Германии для самих восточноевропейских  экономик. «Причины миграции в те или иные страны или ее отсутствия остаются достаточно туманными. Например, Швеция открыла свой рынок труда в 2004 году, но туда почти никто не поехал. В Италию, Францию тоже приехало не очень много работников. Основной поток направился в Великобританию и Ирландию. Почему так случилось? Причина в языке, стоимости жилья или в других факторах? Это вопрос», — говорит Карл Бренке из DIW.

Аналитики едины в другом: в случае более или менее активной трудовой миграции из стран Восточной  Европы рынки труда новых членов ЕС могут пострадать от всевозрастающего дефицита рабочей силы. Еще в 2008 году польский журнал Polityka объявил о готовности выплачивать бонус в размере 5000 фунтов стерлингов тем выпускникам  вузов, которые отказываются уезжать  на работу в Британию. Теперь проблема выкачивания образованной рабочей  силы из стран Восточной Европы может  еще более обостриться.

«В первую очередь речь идет о  квалифицированных работниках. Например, о медсестрах, врачах или инженерах. Несмотря на кризис, в странах Центральной  и Восточной Европы наблюдается  недостаток специалистов в некоторых  специальностях. Об этом сообщают даже компании, которые хотят прийти на местные рынки, — говорит Гюнтер Дойбер. — После открытия рынка  труда давление на правительства  стран Центральной и Восточной  Европы возрастет, и необходимость  реформирования рынков станет более  острой. Впрочем, это тоже неплохая новость».

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Подводя итог, хотелось бы отметить, что опыт стран ЦВЕ может оказаться  полезен для России при поиске путей решения проблемы трудоустройства  квалифицированных работников. На наш  взгляд, целесообразно выделить следующие  моменты.

Система мер по трудоустройству  и переподготовке квалифицированной  рабочей силы должна быть единой и  взаимоувязанной в концептуальном, институциональном, правовом отношении. У нас же нередко наблюдается  стремление использовать лишь отдельные  аспекты мирового опыта без учета  их тесной взаимосвязи с другими  компонентами системы социально-экономического устройства.

Проблема занятости квалифицированных  работников может быть решена лишькомплексно - усилиями государства (в лице как федеральных, так и местных органов власти), предпринимателей и самих работников. Опыт, накопленный в ходе закрытия крупных предприятий в ряде стран ЦВЕ, позволяет утверждать, что наибольший эффект дает сочетание усилий предприятий по трудоустройству своего персонала с мерами общенационального характера и местной предпринимательской инициативой. Поэтому роль служб занятости в трудоустройстве квалифицированной рабочей силы можно рассматривать как один из компонентов всей системы используемых мер.

Решающую роль в трудоустройстве  квалифицированной рабочей силы играет система переподготовки с  целью адаптации знаний высвобождаемых работников к меняющимся условиям. Поэтому это направление политики на рынке квалифицированного труда, на наш взгляд, требует сегодня  особого внимания. Целесообразно  создать адекватную современным  условиям систему переподготовки квалифицированной  рабочей силы, основанную на тесной интеграции государственных служб трудоустройства с самостоятельными коммерческими организациями, осуществляющими подготовку и переподготовку специалистов, а также с работодателями.

В данном случае государство  через службы трудоустройства направляет значительные средства не только на покрытие прямых издержек по обучению и переобучению работников как в специальных  учебных заведениях, так и на предприятиях, но и в ряде случаев обеспечивает работникам стипендии, льготные кредиты  на переподготовку, оплату транспортных расходов и т.п. Необходимо исходить из того, что по мере формирования эффективного собственника, заинтересованного в  экономическом росте, будет усиливаться  интерес работодателей к повышению  квалификации рабочей силы. Целевые  денежные отчисления предприятий могут  служить источником средств для  реализации программ переподготовки помимо бюджетных ресурсов.

Информация о работе Государственная политика на рынке квалифицированного труда