Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:14, доклад

Описание работы

В мировой практике считается нормой государственное поощ¬рение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам фи-нансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу лю¬бой ценой.

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

  Несомненно, положительную роль в становлении  законного бизнеса должно сыграть  введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

  До  недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

  Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

  О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

  Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

  Новая структура призвана выдвигать предложения  по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.

  Ратуя за то, чтобы российский предприниматель  работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа. 

  НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО БИЗНЕСА

  Федеральный закон закрепил за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественными объединениями  право самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

  За  последние годы были созданы различные  негосударственные структуры поддержки  малого бизнеса, которые оказывают  все более значительное влияние  на развитие малого предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т. д.

  Не  следует умалять также роль лизинговых фирм, технопарков, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических и учебных центров, страховых компаний, кредитных организаций, которые оказывают различные услуги предпринимателям.

  Среди наиболее известных негосударственных  организаций, которые ведут активную и масштабную работу, можно назвать  Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, организацию  «Морозовский проект» и ассоциацию «Технопарк».

  Российское  агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в 1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу-Хау» и Госкомитета по антимонопольной политике РФ.

  Основные  функции агентства заключаются в следующем:

  • индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса;

  • помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. п.;

  • правовое обслуживание;

  • рекламные и издательские услуги.

  Проект  поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др.

  На  конец 1995 г. сеть учебно-деловых и опорных центров «Морозовского проекта» охватывала более 60 регионов России. Ими было разработано 40 образовательных программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.

  Быстрыми  темпами развивается программа  бизнес-консалтинга, которая предусматривает  создание независимых аудиторских  и консалтинговых фирм на местах.

  Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:

  • содействие выделению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности;

  • реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники;

  • решение социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких и высокотехнологичных производств.

  Целей своих ассоциация рассчитывает достичь  через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров  и бизнес-инкубаторов.

  Технопарки представляют собой особую организационную форму интеграции науки, образования и производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот [46].

  Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных  малых предприятий. По роду деятельности и конечному ее результату различают научные (фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.

  Помимо  всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

  Регистрируются  технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме.

  Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:

  • экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;

  •оценку риска, сопряженного с реализацией  проекта;

  • помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;

  • предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;

  • оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.

  Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет а Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы., Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, SO учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.

  При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопр. экономики. - 1997. - № 4.
  2. .   Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Пробл. теории и практики упр. - 1998. - № 2.
  3. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопр. экономики. - 1997. - № 4.
  4. .   Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Рос. экономический журн. - 1997. - № 5, 7.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах