Госбюджет и проблемы его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Т

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие государственного бюджета 5
1.2. Особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
6
1.3. Виды бюджетного дефицита 12
Глава 2. Аналитическая часть 15
2.1. Проблемы формирования государственного бюджета Российской Федерации
15
2.2. Федеральный бюджет Российской Федерации 2009 года 19
2.3. Внесение изменений в бюджет 2009 года 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

госбюджет.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Помимо  внутреннего долга государство  формирует внешний государственный долг.

     Под внешним долгом понимается задолженность  государства иностранным гражданам, иностранным фирмам и учреждениям, а также государствам и международным  финансовым организациям.

     Покрытие  бюджета за счет внешнего государственного долга имеет определенную сложность. Во-первых, денежные средства, формируемые как внешний долг, имеют целевую форму использования в основном на закупку товаров в стране-инвесторе, что уменьшает сумму денег, используемых для подъема национальной экономики. Во-вторых, в результате экономической зависимости страна-инвестор может оказывать как экономическое, так и политическое давление на страну-заемщика. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта внутри страны за рубеж.

     В настоящее время большинство стран за длительный период своего существования оказывалось как в положении кредитора, так и в положении заемщика, но в настоящий момент никакая из стран не формирует свой бюджет на основе заемных средств, хотя большая часть стран имеет в структуре государственного бюджета государственный долг. Главным в данном случае является уплата процентов по существующему долгу. Государственный долг приводит к появлению интереса к инвестируемой экономике. С одной стороны, страны, инвестирующие средства в чужую экономику, получают доход, с другой - у них появляется возможность осуществлять некоторый контроль и воздействовать на экономику другой страны.

     Деньги, функционирующие в национальной экономике, не всегда могут быть успешно  использованы, поэтому в странах возникает ситуация «излишков» капитала. Этот капитал вывозится за границу для лучшего его использования. В процессе создания благ капитал занимает нишу на рынке, удовлетворяя потребление населения. Доля продукта, созданного иностранным производителем, может быть достаточно большой, что позволяет через рынок осуществлять контроль над производством отдельных продуктов, а также воздействовать на принятие тех или иных экономических и политических решений на основе экономического давления. Таким образом, снижается авторитет страны на международном уровне.

     Как было указано, государственный бюджет не может быть сбалансирован на каждый год. Если бы правительство стремилось к достижению этого каждый год, это  бы приводило к еще более сильным  колебаниям в экономике. Но если бюджетный дефицит сохраняется долго и государственный долг растет, то возможности правительства при проведении стабилизационной политики ограничиваются из-за необходимости уплаты процентов по долгу. И это может стать веской причиной дефицитности государственного бюджета, превращаясь в порочный круг.

     Однако  государственная политика, направленная на уменьшение расходов, хоть и имеет  негативные стороны: сокращение финансирования бюджетных отраслей, уменьшение выплат пособий и пенсий, имеет и позитивную сторону - уменьшение долга на величину выплачиваемого процента.

     Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процента по долгу, называется первичным дефицитом.

     При формировании государственного бюджета  правительство должно осуществлять налогообложение. Наиболее важным налогом, лежащим в основе формирования госбюджета, является подоходный налог. Формирование ставки названного налога зависит от суммы процента по государственному долгу.

     Сумма выплат процента по государственному долгу, деленная на величину национального дохода, выступает в качестве нижнего предела ставки подоходною налога, сужая тем самым пространство для маневра при проведении фискальной политики. По абсолютной величине невозможно определить величину государственного долга. Существует другой показатель, который называется доля государственного долга в национальном доходе. Следовательно, расчет данного показателя указывает, какую часть созданного чистого продукта необходимо изъять на обслуживание государственного долга, как правило, на выплату процентов по нему. Повышение ставок налогов подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает интерес к вложениям в новые экономические программы, усиливает социальную напряженность в обществе. С ростом государственного долга усиливается неуверенность населения в завтрашнем дне.

     Необходимо  заметить, что в условиях развивающейся, растущей экономики государственный  долг может быть уменьшен. Это возможно в двух случаях.

     Во-первых, когда образуется первичный бюджетный избыток, т. е. сумма выплат процентов больше предполагаемых. Таким образом, погашаются не только проценты по заемным средствам, но и часть ссуды.

     Во-вторых, когда темп прироста национального  продукта превышает реальную ставку процента, таким образом, образуется избыток продукта, т. е. прирост продукта на каждый вложенный рубль превышает доход, получаемый на средства, вложенные в банк.

2.2. Федеральный бюджет Российской Федерации 2009 года

 

     В соответствии со статьями 1 и 2 федерального закона N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», его основные характеристики:

     1. Утвердить основные  характеристики федерального бюджета  на 2009 год, определенные исходя  из прогнозируемого объема валового  внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года):

     1) прогнозируемый  общий объем доходов федерального  бюджета в сумме 10 927 137 733,0 тыс.  рублей, в том числе прогнозируемый  объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 692 509 635,0 тыс. рублей;

     2) общий объем  расходов федерального бюджета  в сумме 9 024 654 998,3 тыс. рублей;

     3) объем нефтегазового  трансферта в сумме 2 531 125 000,0 тыс.  рублей;

     4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 5 147 500 000,0 тыс. рублей;

     5) верхний предел  государственного внутреннего долга  Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 119 739 195,3 тыс.  рублей;

     6) верхний предел  государственного внешнего долга  Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро;

     7) прогнозируемый  профицит федерального бюджета  в сумме 1 902 482 734,7 тыс. рублей.

     2. Утвердить основные  характеристики федерального бюджета  на 2010 год и на 2011 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 59 146,0 млрд. рублей и 67 610,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 7,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года) и 6,8 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года):

     1) прогнозируемый  общий объем доходов федерального  бюджета на 2010 год в сумме 11 733 612 293,0 тыс. рублей, в том числе  прогнозируемый объем нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 4 526 198 415,0 тыс. рублей, и на 2011 год в сумме 12 838 964 131,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 637 479 817,0 тыс. рублей;

     2) общий объем  расходов федерального бюджета  на 2010 год в сумме 10 320 314 640,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 258 000 000,0 тыс. рублей, и на 2011 год в сумме 11 317 684 793,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 565 900 000,0 тыс. рублей;

     3) объем нефтегазового  трансферта на 2010 год в сумме 2 661 570 000,0 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 2 501 570 000,0 тыс. рублей;

     4) нормативную величину  Резервного фонда на 2010 год в  сумме 5 914 600 000,0 тыс. рублей и  на 2011 год в сумме 6 761 000 000,0 тыс.  рублей;

     5) верхний предел  государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 2 836 689 331,3 тыс. рублей и на 1 января 2012 года в сумме 3 703 224 731,2 тыс. рублей;

     6) верхний предел  государственного внешнего долга  Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 41,7 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро, и на 1 января 2012 года в сумме 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро;

     7) прогнозируемый  профицит федерального бюджета  на 2010 год в сумме 1 413 297 652,6 тыс.  рублей и на 2011 год в сумме 1 521 279 337,7 тыс. рублей. [3] 

     На 2009 год установлены следующие  нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов:

     1. В соответствии  с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

     2. Установить, что  в 2009 году 80 процентов и в 2010 - 2011 годах 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

     3. Установить, что  60 процентов доходов от акцизов  на автомобильный и прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и (или)  карбюраторных (инжекторных) двигателей, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

     4. Доходы от федеральных  налогов, в том числе налогов,  предусмотренных специальными налоговыми  режимами, и сборов, поступающие  от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу в размере 29,5 процента, и от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) по нормативу распределения в размере 5,0 процента. [3]

2.3. Внесенные изменения  в бюджет 2009 года

 

     29 апреля 2009 Президент России Дмитрий Медведев утвердил изменения в бюджет 2009 года, которые вводят дефицитные показатели основных параметров главного финансового документа страны и являются основой для реализации антикризисных предложений правительства, сообщает в среду пресс-служба Кремля.

     Расходы бюджета увеличиваются на 667,5 миллиарда  рублей и составят 9,692 триллиона  рублей, или 23,98% ВВП. Доходы утверждаются на уровне 6,713 триллиона рублей, или 16,61% ВВП (сокращение на 4,2 триллиона рублей). Дефицит составит 2,978 триллиона рублей, или 7,4% ВВП.

     Дефицит федерального бюджета планируется  в размере 7,4% ВВП (2 триллиона 978,4 миллиарда  рублей или 30,7% от общего объема расходов федерального бюджета). Почти трехтриллионный дефицит в основном будет покрываться за счет средств резервного фонда, а не за счет увеличения госдолга РФ.

     Верхний предел государственного внутреннего  долга предлагается утвердить на 1 января 2010 года в размере 2,338 триллиона  рублей. Верхний предел государственного внешнего долга - 29,8 миллиарда рублей.

     Прогнозируемый  объем ВВП - 40,42 триллиона рублей, ожидаемая инфляция не должна превысить 13% (декабрь 2009 года к уровню 2008 года). Планируемая цена на нефть - 41 доллар за баррель.

     Предполагается  перенести 20 миллиардов рублей со статьи по поддержке банков на Агентство  по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Таким образом, ранее определенные 300 миллиардов рублей на поддержку банковской системы РФ на 2009 год предложено сократить до 280 миллиардов. 20 миллиардов рублей, передаваемые в АИЖК, будут направлены на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" (2002-2010 годы).

     Как отмечается в законе, он направлен: на усиление социальной защиты населения; сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала; усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста; модернизацию российской экономики и общества; снижение административного давления на бизнес; повышение устойчивости национальной финансовой системы; обеспечение необходимого уровня макроэкономической стабильности.

     Поправки  вносятся в федеральный закон "О  федеральном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов" и исключают из него положения, касающиеся планового периода.

Информация о работе Госбюджет и проблемы его формирования