Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:38, реферат
Под потреблением (С) в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление - это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса. Потребление - процесс использования товаров и услуг. Это показатель реальной покупательной способности страны.
Фридман считал, что потребление должно в основном зависеть от постоянного дохода, поскольку потребители могут использовать свои сбережения и заемные средства для того, чтобы сглаживать колебания во временном доходе. Например, если кто-то получил постоянную прибавку к заработной плате в размере 10000 единиц (постоянный доход), то его потребление вырастет примерно на такое же значение. Однако если кто-то выигрывает 10000 единиц, в лотерею (временный доход), то эти деньги не будут потрачены в течение этого же года. Дополнительное потребление, скорее всего, будет распределено на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, потребители тратят свой постоянный доход, но предпочитают откладывать большую часть временного дохода.
Согласно теории постоянного дохода, средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему доходу. Когда текущий доход временно превышает уровень постоянного, значение средней склонности к потреблению на время падает; когда текущий доход временно становится меньше постоянного, средняя склонность к потреблению на время увеличивается.
Таким образом, временный
доход не оказывает какого-либо значительного
воздействия на потребление. Другими
словами потребление слабо
Значение теории Фридмана
о постоянном доходе трудно переоценить.
Большая часть последующих
Таким образом, на примере работ Кейнса, Модильяни и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Дж. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Так, гипотеза жизненного цикла Ф. Модильяни предполагает, что потребление зависит, как от дохода, так и от накопленного богатства. А планы потребления составляются таким образом, чтобы обеспечить равномерный уровень потребления на протяжении всего периода жизни. Теория, выдвинутая М. Фридманом, утверждает, что индивиды приводят свое потребительское поведение, полагаясь на ожидаемый или постоянный доход. Можно сказать, что потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом.
Возможность включения эффекта Пигу в различные функции потребления
Ирвинг Фишер (Irving Fisher) разработал модель межвременного выбора. Простейший случай - это модель с двумя периодами (молодость и старость). В первом периоде потребитель имеет доход Y1 и уровень потребления C1, во второй - доход Y2 и потребление C2. Понятно, что богатство индивида - это сбережения первого периода S1=Y1-C1. Для перехода к реальным показателям необходимо сбережения S1 разделить на уровень цен p:
Для многопериодной функции
потребление последнего периода
будет выглядеть следующим
Более сложной и интересной модель стала бы при включении возможности займа денег и дачи в долг. Однако, займы не должны будут отражаться как чистые активы дебитора, поэтому эффект Пигу не будет играть какой-либо роли для потребителя. Вследствие этого, возможность включения эффекта в модель Фишера с займами не рассматривается.
Франко Модильяни (Franco Modigliani), удостоенный Нобелевской премии по экономике, и его коллеги в 50-е годы посвятили себя серии работ о модели жизненного цикла. Модильяни обратил внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей и заложило основу гипотезы жизненного цикла. Предлагаемая модификация проста:
Теория потребления с постоянным доходом была разработана Нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом (Milton Friedman) в 50-х годах. Его теория основывалась на положении, что потребление в каждом году должно зависеть от среднего уровня дохода, ожидаемого в этом году и в следующих годах. Для включения эффекта Пигу в функцию Фридмана надо также предположить, что потребление будет зависеть и от реального чистого богатства:
Разновидность модели перманентного дохода - функция потребления, описываемая процессом случайных блужданий, предложенная Робертом Холлом (Robert Hall) из Стэнфорда. Он показал, что при некоторых условиях оценка домашним хозяйством своего перманентного дохода в этом году является также лучшей оценкой перманентного дохода в будущем году. То есть потребление следующего года Ct+1 должно быть равно сумме Ct и и случайной величины et+1, отражающей непредвиденные шоки будущего года, которые могут повлиять на оценку домохозяйством своего перманентного дохода.
Включение эффекта Пигу в функцию Холла невозможно без изменения смысла всей его модели, так как сама идея теории Холла основывается не на зависимости от каких-то внешних числовых факторов (дохода, богатства - все это учитывается в детерминированном значении C0), а единственно от потребления предыдущего периода. В шоки будущего года будут включаться и неожиданное падение или повышение цен (в первом случае et+1 примет положительное значение, во втором - отрицательное).
Анализ потребительских функций показал, что целесообразно включение реального богатства в функции Фишера, Модильяни и Фридмана. Функция потребления Холла осталась без изменений, так как идея самой модели не позволяет включить в рассмотрение количественные показатели.