Формы и методы государственного регулирования рыночной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные понятия и особенности, а также выявить направления развития государства и рынка в переходный период.

Задачи, решаемые в ходе работы:
определить понятие рынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основные направления развития;
рассмотреть основные виды, модели и инструменты государственной политики;
определить роль и развитие общегосударственного планирования;
дать характеристику основным подходам к трактовке проблем, существующих в государственном регулировании экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, существующая в настоящее  время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

     2.2. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования

 

     В любом национальном образовании рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции.

     Под функциональными экономическими системами (ФЭС) в рамках целостной экономики  понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, услугами, технологией, ноу-хау, различными формами капитала и др.

     Функциональные  экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.) прежде всего тем, что они представляют собой саморегулирующиеся организации. В них всякое отклонение от определенных заданий устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации государством многочисленных механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- или микроэкономическом уровне.

     Функциональные  экономические системы поддерживают равновесие вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Так, например, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5 % от ВВП; объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум в течение трех месяцев; отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20 % от годовых доходов от экспорта; критический уровень безработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения и т. д.

     Несмотря  на относительность приведенных  выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственного регулирования в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.

     Типичными примерами ФЭС могут служить: система формирования конкурентной среды; система, регулирующая уровень денежной массы в обращении; система поддержания уровня внутренних цен; система стимулирования совокупного спроса; система поддержания платежного и внешнеторгового баланса и другие. Все они в совокупности образуют функции государства по регулированию рыночной экономики, по поддержанию устойчивого роста.

     Одной из основных ФЭС в рыночной экономике  является система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.

     Формальными показателями, которые характеризуют уровень развития и эффективность функционирования этой системы, являются показатели конкурентоспособности страны на мировом рынке, степень экономической свободы, степень финансового риска и риска для иностранных инвестиций. От успешного функционирования регуляторов ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат. Одним из основных регулирующих механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос в рыночной экономике, является функциональная подсистема, регулирующая размеры денежной массы в обращении. Ее структурообразующими элементами являются: кредитно-денежная политика центральных банков, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, операции на открытом рынке.

     К разряду важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы, относится дефицит государственного бюджета. В тех странах, где удалось создать функциональные экономические системы поддержания определенного уровня дефицита государственного бюджета, регулирования соотношения доходов и расходов государства, как правило, имеет место положительное сальдо или незначительный по размерам дефицит.

     Функциональная  экономическая система защиты отечественных  товаропроизводителей от иностранной конкуренции начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. В такой ситуации государству необходимо принимать ограничительные меры, такие как повышение ввозных пошлин, изменение импортных квот, введение различных видов нетарифных барьеров и др. Это приводит к ограничению импорта определенных товаров и, в конечном итоге восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

     Функциональные  экономические системы посредством саморегулирования и государственного вмешательства избирательно объединяют различные элементы рыночной инфраструктуры для результативной деятельности всего хозяйственного организма. В состав функционального регулирования включаются различные институциональные организации, такие как органы законодательной и исполнительной власти, государственные организации, ассоциации товаропроизводителей и др.

     Таким образом, в саморегулирующей экономической  системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных экономических систем, способствующий расширению их сети и совершенствованию структуры.

 

      3. Государственное регулирование экономики

     3.1 Основные цели и инструменты

 

     Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

     Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

     Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры»  для фирм - производителей и потребителей. Система законодательных норм и  правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

     Административное  регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование.

     Финансовая  политика предполагает использование  бюджетно-налогового и фискального  механизма для достижения национально-экономических  и социальных целей.

     Денежно-кредитная  политика предполагает использование  метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

     Высшей  формой государственного регулирования  являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.[6]

     Наиболее  распространены общенациональные программы  по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.

     В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту.

     Прямые  методы регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно - необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

     Прямое  воздействие на экономику государство  осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог.

     Государство осуществляет регулирование и путем  поддержания отдельных предприятий  совместной или индивидуально частной  форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием.

     Государство реализует программу поддержки  таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим.

     Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

     Таким образом, экономическая политика правительства  — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

     Методы  и инструменты регулирования  представлены на рис. 3.1 (см. приложение 3). Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

     Весь опыт современного экономического развития показывает — рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.

     Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования рыночной системы