Формирование акционерной собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Акции и акционерные общества их общая характеристика……...4
1.1.Акции их виды и свойства…………………………………......5
1.2. Акционерные общества и их виды……………………….…...7
2. Акционерная форма организации предприятия………………....10
2.1. Порядок организации акционерного общества………….....10
2.2. Управление акционерным обществом……………………....12
2.3. Ликвидация акционерного общества…………………..........13
3. Формирование акционерной собственности в России………….15
3.1. Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования…………………………………...………………15
3.2. Правовые основы функционирования АО в РФ……………18
Заключение……………………………………………………………22
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

    Таким образом, принцип формирования структуры  власти в акционерном обществе основывается на разграничении компетенции его  органов.

 

 

    2.3. Ликвидация акционерного общества 

    Общество  может быть ликвидировано добровольно  в порядке, установленном Гражданским  кодексом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2010. N208-ФЗ “Об акционерных обществах” и устава общества.

    Общество  может быть ликвидировано по решению  суда по основаниям, предусмотренным  Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Ликвидация  общества влечет за собой его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

    Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о  ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все  полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

    Ликвидационная  комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

    Срок  для предъявления требований кредиторами  не может быть менее двух месяцев  с даты опубликования сообщения  о ликвидации общества. В случае, если на момент принятия решения о  ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество  распределяется между акционерами.

    Ликвидационная  комиссия принимает меры к выявлению  кредиторов и получению дебиторской  задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

    По  окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого общества, предъявленных  кредиторами требованиях, а также  результатах их рассмотрения. Промежуточный  ликвидационный баланс утверждается общим  собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную  регистрацию ликвидируемого общества.

    Если  имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для  удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим  собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную  регистрацию ликвидируемого общества.

    Оставшееся  после завершения расчетов с кредиторами  имущество

    ликвидируемого  общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами.

    Ликвидация  общества считается завершенной, а  общество - прекратившим существование  с момента внесения органом государственной  регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

    

     
3. Формирование акционерной собственности в России
 

    3.1.    Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования 

    Сама  по себе приватизация государственного имущества как метод повышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в военные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных условиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предприятия или объекты.

    Если  говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х  годов. Тогда советское правительство  предприняло определенные шаги в направлении легализации частной собственности в экономической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось согласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограничения были сняты.

    Помимо  этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником  предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал  неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей  эффективности производства.

    Для процесса приватизации характерны различные  формы. Наибольшее распространение на Западе получили следующие: продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии. 
       В качестве официальных причин, побуждающих к проведению приватизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмешательства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях, снижение потребности государственных служб в финансовых средствах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.

    Независимо  от выбора формы приватизации для  всех стран, осуществляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работниками, аренда предприятий.

    Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

    Первые  законодательные акты по приватизации в России были приняты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г.  29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

    Первая  программа приватизации (1992 г.) стала  основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации:

-аукцион,

   -коммерческий конкурс,

-аренда с правом выкупа,

-акционирование.

      В основу выбора способов приватизации  был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.

      Малые предприятия, к которым  не применялась процедура   акционирования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия. 
       На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование в акционерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной собственности. В органы управления таких обществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. 
       Перечень отраслей, где должны образовываться государственные корпорации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).  
     Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование холдингов.
 

 

        3.2. Правовые основы функционирования АО в РФ 

    В 90-е годы XX в., в канун наступающего XXI в. и третьего тысячелетия Россия вступила в совершенно новый этап своего социально-экономического, конституционного, государственно-правового развития, способного на основе коренного реформирования всех сторон нашей действительности вывести, наконец, страну к достойной, стабильной, обеспеченной жизни, регулируемой нормами цивилизованного права, учитывающего мировой опыт.

    Несмотря  на все имеющиеся сложности, трудности, кризисные проявления, обрушившиеся на россиян, перед страной тем не менее, впервые за многие десятилетия открылись возможности, перспективы радикального обновления и перемен к лучшему, преодоления примитивизма, убогости советского существования граждан.

    Объективно  центральная роль в этом процессе выпала на долю нового правового государства, новой конституционной власти, новой  экономики, новой юриспруденции. И  магистральным направлением, как  это показывает время и докажут  последующие годы и десятилетия, стало разгосударствление экономики, возрождение частной собственности, переход к крупномасштабной приватизации, к всеобъемлющему акционированию производственной, банковской и торговой сферы.

    Осуществление этих коренных преобразований на прочном  правовом фундаменте, законодательное  санкционирование этих процессов, разделение ветвей власти и повышение регулирующей роли каждой из них – вот что теперь должно, наконец, стать показателем и подтверждением реального демократического поворота в судьбах России. Здесь истоки "национальной идеи", поисками которой сегодня увлечены СМИ, граждане, партии и общественные движения.

    Общее понятие акционерного общества в  российском гражданском законодательстве дано в п. 1 ст. 96 ГК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту настоящей курсовой работы употребляется как ФЗ).

    Акционерное общество (АО) - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению  к обществу, и которая:

    1. Обладает полной хозяйственной  самостоятельностью (оплата труда,  установление цен, распределение  чистой прибыли и т.д.).

    2. Несет ответственность по своим  обязательствам всеми активами (всем  имуществом), не отвечает по личным  имущественным и неимущественным обязательствам акционеров.

Информация о работе Формирование акционерной собственности в России