Форма правления в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:44, доклад

Описание работы

Государство - особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене.

Содержание

Введение 2
Форма государственного правления 4
Виды монархии 5
Республика 8
Разновидности республиканского правления 9
Заключение 13
Вопрос и ответ. 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

правове.docx

— 35.69 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение 2

     Форма государственного правления 4

     Виды  монархии 5

     Республика 8

     Разновидности республиканского правления 9

     Заключение 13

     Вопрос  и ответ. 14

     Список  литературы 15

     Введение

     Государство - особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом  посредством системы центральных  и местных органов государственной  власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан  страны в отношениях на международной  арене.

     Включает  в себя отрасли государственной  власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государство - главный  институт власти. Посредством государства  власть реализует свою политику. В  решении вопросов управления обществом  оно опирается на свои силовые  структуры: армию, полицию (милицию), органы государственной безопасности (органы федеральной службы безопасности) и  т.д.

     Человечество  не могло обойтись без государства  как инструмента управления обществом. Одних обычаев, традиций и привычек в условиях усложнения социально-экономической  жизни было недостаточно. Необходима более оперативная, действенная, мобильная  сила - сила принуждения, вооруженного воздействия.

     В рассмотрении сущности государства  выделяются три основных теоретических  подхода: общественный, классовый и  политико-правовой Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М.: Издательство "Интерстиль", 1998.

     Смысл общественного: государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

     Представители классового подхода рассуждают так: государство появилось с разделением  общества на классы и служит орудием  классовой борьбы, подавления одних  классов над другими.

     Суть  политико-правового подхода: государство  есть источник права, которое организует жизнь общества и самого государства.

     Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как  устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий и какими методами осуществляется государственная власть в стране.  
 
 
 
 
 
 
 

     Форма государственного правления

 

     Форма правления представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их образования и  распределение компетенции между  ними. Формы правления различаются  в зависимости от того, принадлежит  ли верховная власть в государстве  одному лицу, которое одновременно является символом государства, или  же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы  и так далее).

     Форма государственного правления  дает возможность  уяснить:

    • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
    • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
    • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
    • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     По  указанным признакам  формы государственного правления подразделяются на:

    • монархические (единоличные, наследственные);
    • республиканские (коллегиальные, выборные).

     Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

     В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и т.д.) в период рабовладельческих  государств, но наиболее полное выражение  эта форма нашла в Средние  века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом  она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

     Основными признаками классической монархической формы  управления являются:

    • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
    • наследственный порядок преемственности верховной власти;
    • представительство государства монарха по своему усмотрению;
    • юридическая безответственность монарха.

     Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

     Виды  монархии

 
     
    • абсолютную;
    • ограниченную (парламентскую);
    • дуалистическую;
    • теократическую;
    • парламентскую.

     Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     По  формуле Петровского воинского  устава это "самовластный монарх, который  никому на свете о своих делах  ответу дать не должен". Основным признаком  абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано  с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом  разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся  ликвидация или полный упадок сословных  представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие  в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции  и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

     Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

     Конституционная монархия характеризуется  следующими основными  признаками:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
 

     Примерами такой монархии можно считать  Великобританию, Бельгию, Данию и  др.

     При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

     В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархи  носят название теократические (Саудовская Аравия).

     Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

     Республика

 

     Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

     Исторически республика как форма правления  сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие  республики Эллады, Древний Рим периода  республики и др. Однако в то время  институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения  и связанные с ними научные  представления и знания не создавали  предпосылок для возникновения  гуманизма и связанных с ним  современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или  феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные  для эпохи Возрождения, появления  идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала  в Европе, затем в Америке, а  потом и во всем мире республиканская  форма правления завоевывает  позиции и становится наиболее характерной  формой правления в современной  мировой цивилизации.

     Общими  признаками республиканской  формы правления  являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.

     Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

     Разновидности республиканского правления

 

     Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на:

    • парламентарные;
    • президентские.

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет ответственность  перед парламентом в своей  деятельности. Оно остается до тех  пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

     Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Информация о работе Форма правления в государстве