Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 17:08, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность фискальной политики как основного рычага государственного регулирования жизни страны.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность, цели и методы фискальной политики;
2. Рассмотреть виды фискальной политики;
3. Рассмотреть инструменты, с помощью которых государство осуществляет фискальную политику;
4. Проанализировать особенности фискальной политики в России;
5. Проанализировать влияние кризиса на фискальную политику РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 4
1. Сущность, методы, цели 4
2. Виды фискальной политики 7
3. Инструменты фискальной политики 10
II. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 18
4. Фискальные риски в экономической системе России 18
5. Влияние кризиса 2008 г. на фискальную политику в России 20
6. Цели фискальной политики в России в 2010-2012 годах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 33
В
2010-м и последующих годах
2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.
Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столк-нется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих дохо-дов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны – не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.
До
кризиса расходы бюджетной
Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание госу-дарственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
Следует отметить, что при больших объемах дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций, например, с начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд. долл.
3. Повышение эффективности расходов бюджета.
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
а). Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно – в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.
б).
Совершенствование программно-
в). Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.
г). Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых про-грамм и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.
Долгосрочные
программы повышения
Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.
4. Повышение эффективности налоговой системы.
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На
сегодняшний день государственная
политика в области расходов
(на поддержку экономики уже
Целями
налоговой политики в долгосрочном
периоде в России последние годы
было прямое или косвенное снижение
налоговой нагрузки. Требования о
снижении налоговой нагрузки на бизнес
постоянно высказываются
Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь.
5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.
С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости – регионального бюджета.
Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.
6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
Мировой финансовый кризис поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.
Возникший
дефицит ликвидности в
В
ближайшее время
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Также продолжится работа по следующим направлениям:
1. Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников).
2. Упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах.
3. Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.
4. Обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кре-дитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.
5. Рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.
6. Развитие риск-ориентированного надзора.
7. Совершенствование регулирования деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов.
8. Совершенствование методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.
9. Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление деятельности.
Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее [7].
Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения власти проводят фискальную политику.
Фискальная (лат. fiscalis – казенный) политика – политика совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов [3]. Она включает в себя использование прямых и косвенных финансовых методов регулирования экономики.
В зависимости от применения этих методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.
Дискреционную политику в зависимости от фазы экономических циклов делят на: