Финансовый сектор экономики

Автор: 8******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

1 Финансовый сектор экономики, его структура и функции 4
2 Государственный бюджет, его функции 10
3 Бюджетный дефицит, его причины и виды 16
Задача 21
Литература 22

Работа содержит 1 файл

ЭТ_вариант_30.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО  СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

       Учреждение  образования

       “ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ”

       ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

       КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

       Контрольная работа № 1

       по  дисциплине

       «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

       на  тему

       «Финансовый сектор экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила студентка гр. МС-  
 
 
 

       Минск 2010

 

        СОДЕРЖАНИЕ 

       1   Финансовый сектор экономики, его структура и функции 4

       2   Государственный бюджет, его функции 10

       3   Бюджетный дефицит, его причины и виды 16

       Задача 21

       Литература 22 
 
 

 

        1   Финансовый сектор экономики, его структура и функции 

       Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

       Финансы (от лат. financia –платеж) появляются с  возникновением денег, Финансы как  экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств.

       Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

       Финансовые  отношения складываются:

  • между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;
  • между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
  • между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды;
  • между государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей и получении трансфертов;
  • между отдельными уровнями бюджетной системы;
  • между органами имущественного и личного страхования и предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая.

       По  своему материальному содержанию финансы  - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

       Движение  потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

       В условиях рыночной экономики главной  целью финансовой системы является  обеспечении при помощи своих  специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

       В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

  • осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;
  • создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;
  • способствовать превращению потребностей в реальные блага.

       Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование  которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

       В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т.п.

       Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.

       При рассмотрении финансовой системы той  или иной страны обычно выделяют два  уровня: микро- и макро-уровень.

       Микроуровень  финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.

       Макроуровень  включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики

       В современной западной экономической  литературе под финансовой системой чаще всего понимается совокупность финансовых институтов (посредников) и  органов, контролирующих и регулирующих их деятельность.

       Финансовые  институты в Системе Национального Счетоводства определяются как юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью между инвесторами и сберегателями и извлекающие доход из этого вида деятельности. В качестве финансовых институтов (посредников) выступают, прежде всего, коммерческие баки, а также небанковские структуры: пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, кредитные союзы и пр.

       Например, для США характерно наличие большого количества небанковских финансовых посредников. Они подразделяются на небанковских финансовых посредников в частном секторе экономике и на небанковских финансовых посредников в общественном секторе экономике, или небанковских посредников федерального правительства.

       Небанковские  финансовые посредники в частном  секторе экономике, как и любые другие коммерческие предприятия, в своей деятельности ориентируются на получение максимальной прибыли. Существовавшее ранее в США законодательство довольно строго определяло задачи и виды деятельности, разрешаемые отдельным финансовым учреждениям. Только коммерческие банки могли предоставлять услуги по открытию текущих вкладов до востребования и выдаче коммерческих ссуд. Прочие депозитные  учреждения не обладали правом предоставления услуг такого рода.

       За  последние несколько десятилетий  в финансовом секторе американской экономике произошли существенные изменения. Депозитные учреждения получили более широкие права, в силу чего различия между ними и коммерческими банками практически исчезли. Особенно это коснулось четырех типов финансовых посредников, непосредственно конкурирующих с коммерческими банками за сбережения населения: ссудосберегательных ассоциаций, взаимных сберегательных банков, кредитных союзов  и взаимных фондов денежного рынка.

       Ссудосберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки и кредитные союзы составляют группу, получившую название ссудосберегательные институты.

       В настоящее время ссудосберегательные  институты и коммерческие банки  с макроэкономической точки зрения не имеют никаких различий. В работах  по макроэкономике под термином “банк” имеется в виду как собственно коммерческий банк, так и ссудосберегательный институт. Хотя некоторые ссудосберегательные институты продолжают с успехом для себя занимать небанковские рыночные ниши, а также сохранять некоторые различия между коммерческими банками и ссудосберегательными институтами, а также между самими ссудосберегательными институтами.

       Финансовые  посредники правительства не рассматривают  прибыль в качестве своей главной  цели. Их основная задача содействовать  реализации какой-либо социальной программы. Например, решение жилищной проблемы в городах для малообеспеченных слоев населения, поддержка малого бизнеса и фермерского хозяйства, помощь молодежи в получении образования и т.п.

       Основными органами, которые контролируют и  регулируют деятельность финансовых институтов, являются Министерства Финансов и Центральные (эмиссионные) Банки. Как правило, в каждой стране существует один центральный банк – Банк Англии (в Великобритании), Бундесбанк (в Германии). Банк Франции (во Франции), Банк России (в Российской Федерации). Аналогом центрального банка  в США является Федеральная Резервная Система (ФРС).

       Центральные банки являются независимыми организациями  и, как правило, подотчетны органам  законодательной власти. В экономической  теории финансовая система определяется как совокупность финансов отдельных секторов экономики. Эти сектора, совершая финансовые операции, подключаются к финансовой системе и становятся ее отдельными звеньями. Обычно выделяют пять основных звеньев финансовой системы: государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, денежно-кредитная система, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Некоторые авторы учебников по финансам добавляют финансы домашних хозяйств.

       Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов территориального (регионального и местного) самоуправления.

       Внебюджетные  специальные фонды образуются за счет страховых взносов работников, самозанятых лиц, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Главная причина возникновения  внебюджетных фондов – необходимость выделения особо важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери  кормильца, по временной нетрудоспособности,  по безработице, беременности и родам и др.

       Денежно-кредитная  система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций. Они формируются  за счет вкладов населения и предприятий  и предназначены для кредитования экономических агентов. К этой системе можно отнести финансовые ресурсы, чье движение опосредовано рынками ценных бумаг, а также государственный кредит.

       Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения  и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков

       Финансы предприятий является основой финансовой системы. На предприятиях формируется  основная часть финансовых ресурсов страны.

       Если  причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.

Информация о работе Финансовый сектор экономики