Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы; посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность и структура финансового рынка…………………………..4
1.1. Государственная бюджетная система Российской Федерации…………..5
1.2. Внебюджетные специальные фонды……………………………………....6
Глава II. Рынок ценных бумаг……………………………………………..........7
2.1. Состояние и перспективы рынка ГКО……………………………………..9
2.2. Рынок долевых ценных бумаг……………………………………..............11
2.3. Рынок долговых ценных бумаг…………………………………….….......14
Глава III. Государство и финансовые рынки в Российской Федерации.........17
3.1. Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации…20
3.2. Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в
Российской Федерации………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………………26
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Сущность и структура финансового рынка…………………………..4
1.1. Государственная бюджетная система Российской Федерации…………..5
1.2. Внебюджетные специальные фонды……………………………………....6
Глава II. Рынок ценных бумаг……………………………………………........
2.1. Состояние и перспективы рынка ГКО……………………………………..9
2.2. Рынок долевых ценных бумаг……………………………………...........
2.3. Рынок долговых ценных бумаг…………………………………….….......14
Глава III. Государство и финансовые рынки в Российской Федерации.........17
3.1. Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации…20
3.2. Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в
Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане; семьи; фирмы; посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации. Рынок подразделяется на: рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок денег, валюты, ценных бумаг (финансовый рынок или рынок ссудных капиталов).
Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может сыть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В России финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства. В России рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это вполне нормальный этап в развитии экономики. Следующие будут зависеть от готовности России к их появлению.
Глава I. Сущность и структура финансового рынка.
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов1 .
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звене финансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
Финансы предприятий обслуживают материальное производства. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
внебюджетные специальные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Первые при блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
1.1. Государственная бюджетная система Российской Федерации.
В 1991 году бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России было коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:
республиканский бюджет Российской Федерации или федеральный бюджет;
бюджеты национально-государственных и административно-
местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в Федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
1.2. Внебюджетные специальные фонды.
Второе звено финансовой системы – внебюджетные фонды. В 1993 году насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе – 4 социальных и остальные фонды производственного назначения. Внебюджетные фонды имеют строго долевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших на Чернобыльской АЭС. Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год утверждены в сумме 163,1 трлн. рублей. Из них 137,3 трлн. рублей приходятся на страховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий.
К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 года «О формировании республиканского бюджета в Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами Российской Федерации» №2268 в целях усиления контроля за расходование государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-
Глава II. Рынок ценных бумаг.
Образование фиктивного капитала связано с появлением ссудного капитала. Однако фиктивный капитал возникает не в результате денежной формы кругооборота промышленного капитала, а как следствие приобретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного дохода (процента на капитал). Первоначальной формой фиктивного капитала являлись облигации государственных займов. Трансформация капитализма в государственно-
В настоящее время в капиталистических странах существуют три основных рынка ценных бумаг:
первичный (внебиржевой);
вторичный (биржевой);
внебиржевой (уличный).
Два первых рынка обращения ценных бумаг представляют собой важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время как бы взаимно дополняют друг друга. Такое противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют специфические методы отбора и реализации. Первичный оборот как правило охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций (последние вступают в непосредственный контакт через инвестиционные банки и банкирские дома с кредитно-финансовыми институтами, приобретающими это ценные бумаги). На бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и в основном акции торгово-промышленных корпораций. Если через первичный оборот осуществляется главным образом финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций идут формирование и перетасовка контроля между различными группами. В то же время через биржу также осуществляется определенная часть финансирования, но обычно через мелкого и среднего вкладчика. Особенность биржи состоит в том, что значительная часть операций проводится посредством индивидуальных инвесторов, хотя одновременно идет процесс монополизации этих операций кредитно-финансовыми институтами. И, наоборот, на первичном рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов, прежде всего коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов.
Первичный оборот обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. Первичный рынок, обладающий собственными методами размещения , представляет собой самостоятельный, довольно сложный и разветвленный механизм. Однако этот механизм не имеет собственного определенного места торговли ценными бумагами в отличие от биржи. Особенность первичного рынка заключается также в том, что он пропускает через себя новые выпуски акций и облигаций, которые затем при их последующей покупке уходят на фондовую биржу. Но подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов. Основная роль первичного рынка связана с торговлей облигациями, однако на нем продаются и акции. В этих случаях посредничество берут на себя, как правило, инвестиционные банки, банкирские дома, специализированные брокерские и дилерские фирмы. Объем и стоимость акций первичного оборота значительно уступают аналогичным показателям биржи, однако наблюдается тенденция к их росту.
Фондовая биржа представляет собой традиционно и постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее выпущенных ценных бумаг. Она является важным элементом современного экономического механизма1 .
Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемой фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг не получивших допуска на фондовые биржи. На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, то есть получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок, на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным – до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг.
Одной из характеристик российского рынка ценных бумаг является его дробление на региональные замкнутые анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России (ФФБР), более 90% видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки, котировались только на одной бирже, более 97% - на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг практически нет, то есть они являются продуктом местных эмиссий и не выходят за пределы своих регионов. Развитие отечественного рынка ценных бумаг связано с решением многих проблем. Одной из наиболее важных является достаточно слабая регламентированность рынка. Так, с течение достаточно длительного времени некоторые фирмы работали на фондовом рынке без лицензий, необходимых для работы с ценными бумагами и операций по привлечению средств населения. Эмиссия нередко проводилась в размерах, не согласованных с Министерством финансов Российской Федерации, что приводило к появлению на рынке ничем не обеспеченных суррогатов ценных бумаг. Повсеместно процветала запрещенная указом Президента России реклама будущих доходов, при этом большинство фирм практиковало самокотировку своих акций. Процедура регистрации акционеров в реестре не соблюдалась, бухгалтерский учет нередко велся с большими нарушениями. Эти и другие недостатки отечественного рынка приводили к существенной девальвации самой идеи фондового рынка как одного из наиболее эффективных механизмов перелива капитала из одной сферы экономики в другую.