Финансовый кризис в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть воздействие мирового финансового кризиса на финансовую стабильность в Казахстане.
Задачи работы:
- рассмотреть причины возникновения финансового кризиса в США;
- изучить влияние мирового финансового кризиса на экономику Казахстана;
- проанализировать основные меры государства по стабилизации валютно- финансового положения Республики Казахстан и инициативы по перестройке мировых финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. США КАК ЭПИЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Кризис фондового рынка как важная составная часть финансового кризиса……………………………………………………………………………. 4
Перерастание международного финансового кризиса в мировой 9
ГЛАВА И. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА
Макроэкономический анализ экономики Казахстана 15
Причины и уроки мирового и казахстанского финансового кризиса 19
Пути и направления совершенствования банковской системы в
Казахстане в условиях посткризисного развития ……………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 402.46 Кб (Скачать)

   Кризис  показал, что современный рынок  в период глобализации - это далеко не саморегулирующия система. Он не в состоянии функционировать «сам по себе», без активного вмешательства государства. Без активных антикризисных действий государств стран не остановить будущий финансовый кризис в мире. Можно согласиться с тем, что это означает конец Ямайской валютной неолиберальной монетарной системы и триумфальное возвращение кейнсианства. Достаточно убедительно утверждение, что англо – саксонская модель капитализма не имеет шансов на выживание, где отдается приоритет на сугубо либеральный рынок.

    Представляется  целесообразным, что золотовалютные резервы Нацбанка РК и средства Национального фонда нужно замораживать в минимально необходимом размере, а все остальные средства обратить в инвестиции, лучше всего в виде долгосрочных-- кредитных ресурсов банков под проценты. В кризисных условиях названные средства быстро обесцениваются, и как показывает мировой опыт, в мире нет сверхнадежных финансовых инструментов, которые гарантируют их сохранность.

    Кроме того, на мой взгляд, необходимо установить новые биржевые правила, отсекающие хотя бы частично игры спекулянтов  и обеспечивающие свободный доступ игроков, имеющих реальную собственность, на биржи.

    Думается, осмысление причин и анализ ситуации позволит извлечь соответствующие уроки, преподнесенные мировым финансовым кризисом, и учесть их с пользой для дальнейшего развития экономики страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Пути и направления  совершенствования  банковской системы  в Казахстане в  условиях посткризисного развития

В условиях начавшегося восстановления экономики  и отсутствия серьезных внешних  шоков, а также политики поддержания  повышенного уровня ликвидности, проводимой банками, роль Национального Банка  в обеспечении стабильности финансовой системы сводилась к поддержанию  стабильности курса тенге и лредоставлению ликвидности банкам, В ноябре 2009 - апреле 2010 года на внутреннем валютном рынке наблюдалось превышение предложения иностранной валюты над спросом, причинами которого стало увеличение притока иностранной валюты в страну вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и росту спекулятивного давления со стороны продавцов иностранной валюты, спровоцированного «политикой слабого доллара». В данных условиях НБРК вынужден был стерилизовать избыточное предложение иностранной валюты на рынке: совокупный объем чистой покупки долларов США с ноября 2009 года по апрель 2010 года составил 8,2 млрд. долл. Ситуация изменилась в мае: волатильность валютной пары евро-доллар и неопределенность ожиданий в отношении стабильности экономик европейских стран привели к повышенному спросу на доллар в мае-июле 2010 года, когда НБРК вынужден был проводить интервенции на биржевом рынке для преодоления давления на курс тенге. Объем продажи долларов США НБРК в мае-июле 2010 года составил 3,2 млрд. долл., превысив объемы покупки на 2,7 млрд. долл [14] .

Сложившаяся в 2009 году тенденция увеличения ликвидности  банковского сектора стала причиной отказа НБРК от проведения биржевых операций обратного репо с ноября 2009 года. При этом в течение 2010 года операции по предоставлению ликвидности проводились преимущественно с БТА Банком, который завершил свою реструктуризацию 30 августа 2010 года.

Политика  банков, направленная на поддержание  избыточной ликвидности, привела к  значительному превышению резервными активами минимальных резервных  требований. Так, с декабря 2009 вплоть до августа 2010 года резервные активы превышали минимальные резервные  требования более чем в пять раз. Впоследствии в силу изменения политики банков по управлению активами и пассивами, а также изменения и активизации  их активности на кредитном рынке  этот показатель существенно снизился - по состоянию на 25 октября 2010 года отношение минимальных резервных  требований к резервным активам  составило 379%.

     В 2010 году кредитная активность банковского  сектора во многом поддерживалась через  реализацию государственных программ по поддержке приоритетных отраслей экономики. Рост объемов государственного фондирования был связан с вхождением АО «Фонд национального

благосостояния  «Самрук-Казына» в капитал Альянс Банка в объеме 141,3 млрд. тенге. Впоследствии совокупный объем фондирования стал снижаться за счет возврата средств, размещенных в банках программ по поддержке приоритетных отраслей экономики

    Ввиду отсутствия кредитоспособных заемщиков  с устойчивым финансовым положением и с низким объемом долговой нагрузки банки придерживаются консервативной кредитной политики, несмотря на наличие  избыточной краткосрочной ликвидности.

    Кроме того, наибольшую угрозу для стабильного  функционирования экономики и финансового  сектора Казахстана представляют следующие  внешние факторы:

  • значительное падение, доллара США или укрепление национальной валюты;
  • коллапс цен на фондовые и товарные активы. Риск коллапса цен на активы будет усиливаться в случае резкого
  • роста цен на реальные активы (коммерческую и частную недвижимость, углеводородное сырье).

    Также озабоченность на сегодняшний день вызывают сохраняющиеся повышенные суверенные риски некоторых стран  еврозоны. В частности, согласно бюллетеню  МВФ «Перспективы развития мировой  экономики» (июль 2010 года) в краткосрочной  перспективе основной риск связан с  эскалацией финансовой напряженности  и эффектом цепной реакции, вызванными растущей обеспокоенностью суверенным риском. При этом, поскольку именно банки, как правило, являются основными держателями суверенного долга, обострение проблем с суверенным долгом стран зоны евро, в первую очередь, может отразиться на стабильности банковского сектора стран еврозоны. 13 данном контексте необходимо отметить и то, что по оценке МВФ в 2010-2014 годах европейским банкам предстоит списать больше активов, чем американским или британским.

    Также банки еврозоны в среднем имеют  более низкий уровень достаточности  капитала. Неблагоприятные условия  на международных финансовых рынках и напряженность с ликвидностью отрицательно влияют на уровень доверия, доступ к кредитам и на поток иностранной  валюты. Данные обстоятельства увеличивают  вероятность дефолта отдельных  корпоративных заемщиков, ухудшают качество портфелей потребительских  ссуд, что, влечет за собой проблемы невозврата полученных кредитов. Следовательно, как с точки зрения вероятности, так и с точки зрения тяжести последствий, наиболее опасным сегодня является кредитный риск в банковской системе Казахстана.

    Инструментов  для оценки рисков сегодня достаточно. Однако ряд рисков связанных с  состоянием мировых финансовых рынков практически невозможно прогнозировать, независимо от объема имеющейся информации. Поэтому ключевым моментом финансовой безопасности, на данный период времени, является диверсификация портфелей  и инструментов, позволяющая минимизировать потери коммерческих банков при любом  развитии событий.

В начале февраля 2010г. указом Президента РК был  принят документ «О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» [15]. Основными задачами являются повышение устойчивости финансового сектора, создание условий по недопущению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных в ходе текущего финансово-экономического кризиса, стимулирование инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений, укрепление доверия к финансовому сектору страны как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.

Казахстанские регулирующие органы внесли ряд поправок в действующее законодательство. Так, вынесен на рассмотрение проект Закона РК «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части  минимизации рисков», который предусматривает  ряд следующих изменений:

- ограничение  внешних заимствований;

  • увеличение нормативов достаточности капитала; в целях уменьшения вероятности передачи рисков между банками и иными финансовыми организациями законопроектом предполагается введение дополнительных требований к минимальной достаточности собственного капитала банков в случае владения ими зависимыми и дочерними компаниями. При этом совокупные инвестиции банков в собственный капитал таких компаний будут ограничены лимитами в зависимости от размера инвестиций и доли владения.
  • разделение профильной и непрофильной деятельности казахстанских банков;
  • отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур. В рамках этого предлагается ввести запрет на вмешательство банков в деятельность его дочерних :и зависимых финансовых организаций путем ограничения численности занятия руководящими работниками банков руководящих должностей в его аффилиированных структурах. Данное положение позволит устранить конфликт интересов и нивелировать влияние банков на решения, принимаемые такими финансовыми организациями.

В рамках проекта нового закона предполагается введение запрета на кредитование банками  связанных лиц. Но при этом данное требование не будет распространяться на банковские займы и гарантии, выдаваемые участникам банковского конгломерата или лицам, имеющим обеспечение, размер и вид которого соответствуют требованиям, устанавливаемым нормативным правовым актом уполномоченного органа, а также лицам, не имеющим признаков неустойчивого финансового положения, которые опять же определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа. Более того, предлагается установить лимиты, ограничивающие операции банков с лицами с непрозрачной структурой собственности. Для этого законопроект

предусматривает введение понятия «лицо, имеющее  прозрачную структуру собственности». Для отнесения юридического лица к данной категории ему необходимо будет соответствовать установленным  законодательством требованиям  по наличию у банка о нем  соответствующей информации. Наряду с этим в целях повышения прозрачности и минимизации рисков для банковских холдингов и крупных участников также будут введены соответствующие  требования и ограничения. В целях  повышения прозрачности происхождения акционерного капитала банка будут повышены требования к крупным акционерам банков. В рамках этого будут установлены дополнительные требования к источникам происхождения капитала крупных участников банков — физических лиц.

Согласно  Концепции развития финансовой системы  РК предполагается довести максимальный объем иностранного капитала в банковской системе до 50%. Сейчас доля нерезидентов в активах банковской системы  составляет порядка 17%. Есть все основания  предполагать, что продажа иностранным  инвесторам АО «Тем1рбанк», АО «БТА Банк», АО «Банк Центр кредит и АО «Альянс  банк» контрольного пакета акций  вполне реальна, при этом в случае совершения таких сделок иностранный капитал вырастет до 48,3% в банковской системе РК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Кризис  на финансовых рынках, разразившийся  в августе 2007 года, превратился в  крупнейший финансовый шок со времен Великой депрессии, причинив тяжелый  ущерб рынкам и институтам, составляющим ядро финансовой системы. Потрясения были изначально вызваны быстро нарастающими дефолтами по непервоклассным ипотекам в условиях значительной корректировки на рынке жилья в США и последующего резкого расширения спрэдов по ценным бумагам, обеспеченным такими ипотеками, включая обеспеченные долговыми обязательствами облигации, которые были структурированы для получения высоких кредитных рейтингов.

Основными проявлениями кризиса на американских рынках стали следующие процессы:

  • глубокое падение цен на жилье и ликвидности рынка жилья;
  • резкое сжатие инвестиций в жилищное строительство;
  • масштабные потери по ипотечным кредитам и утрата ликвидности рынком производных ипотечных инструментов;
  • скачкообразный рост кредитных спрэдов на денежных рынках, отражающий растущее взаимное недоверие его участников»
  • «провал» фондовых индексов.

   К ключевым предпосылкам возникновения  кризиса на американских финансовых рынках и рынках жилья следует  отнести: длительный период низких процентных ставок, заниженную норму сбережений США, неадекватную оценку участниками  рынка рисков новых финансовых продуктов.

   Негативные  эффекты быстро распространились по всей финансовой системе, характеризовавшейся  чрезмерно высокой долей заемных  средств, что привело к сокращению ликвидности на межбанковском рынке, ослабило собственный капитал крупных  финансовых посредников и заставило  провести их экстренную санацию, глубоко  дезорганизовало рынки структурированного кредита и вызвало необходимость  в переоценке рисков по широкому набору инструментов.

   Особенно  сильному стрессу подверглось банковское финансирование. Одним из источников давления были растущие опасения, что  убытки по кредитам увеличиваются в  результате цикла негативной обратной связи между экономикой и финансовой системой. Вновь с наиболее серьезными проблемами столкнулись те организации, которые подвержены воздействию  по-прежнему слабеющего рынка жилья  в США.

Для смягчения  негативных последствий глобального  кризиса на социально-экономическую  ситуацию в Казахстане был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка Агентства  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы (далее - План).

5. Глобальный  финансовый кризис обнажил следующие  негативные тенденции в развитии  казахстанской экономики и структурные  проблемы банковской системы  Казахстана:

  • несоответствие темпов развития и размеров банковской системы размерам и динамике национальной экономики;
  • опережающий рост банковских активов, объемов кредитования по сравнению с ростом внутренней экономики и банковского капитала;
  • слабое государственное влияние на происходящие в банковской сфере процессы; недостаточное участие государственных средств в формировании базы долгосрочного фондирования коммерческих банков;
  • хронически высокий уровень долларизации экономики и банковской системы, рост валютной составляющей в балансах коммерческих банков, особенно высокая долларизация кредитного портфеля;
  • слабые внутрисистемные связи между элементами банковской системы, отсутствие развитого межбанковского рынка и внутреннего рынка синдицированного кредитования;
  • слабая роль и возможности институтов развития в реализации долгосрочных инвестиционных проектов;
  • высокая концентрация отраслевых, региональных и корпоративных рисков;
  • отраслевые и территориальные диспропорции в развитии кредитования;
  • рост операционных расходов и ухудшение качества кредитного портфеля;
  • ограниченность рынка внутренних долгосрочных и среднесрочных ресурсов в национальной валюте;
  • высокий уровень зависимости крупнейших банков от внешних источников фондирования, чувствительность к колебаниям ставок финансовых инструментов и стоимости привлечения внешних заемных ресурсов;
  • дефицит тенговых финансовых инструментов для инвестиционного размещения;

Информация о работе Финансовый кризис в Казахстане