Финансовая стабилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач
экономической политики любого государства с рыночной экономикой.

Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной
валюты

Содержание

План:

1. В чем смысл понятия «финансовая стабилизация»
2

2. Какие факторы характеризуют финансовою стабилизацию
6

3. Инфляция – что это такое и какова она в России
12

4. Инвестиции, какие проблемы для России в этой области известны
17

5. Каков уровень основных макроэкономических показателей

России за последние месяцы, годы.

О чем это свидетельствует с точки зрения финансовой
стабилизации 22

6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

финансовая стабилизация.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

Реферат: Финансовая стабилизация

 

План: 
 
1. В чем смысл понятия «финансовая стабилизация»  

 
2. Какие факторы характеризуют финансовою стабилизацию  

 
3. Инфляция – что это такое и какова она в России  
12 
 
4. Инвестиции, какие проблемы для России в этой области известны  
17 
 
5. Каков уровень основных макроэкономических показателей 
 
России за последние месяцы, годы.  
 
О чем это свидетельствует с точки зрения финансовой 
стабилизации 22 
 
6. Список использованной литературы  
28 
 
 
1. В чем смысл понятия «финансовая стабилизация». 
 
Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач 
экономической политики любого государства с рыночной экономикой.  
 
Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной 
валюты.  
 
Только стабилизация рубля может дать ожидаемый эффект – повысить 
производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.  
 
Необходимость финансовой стабилизации вытекает из либерализации цен. 
Учитывая, что в плановой экономике все цены государственные, они, сразу 
после их освобождения, начинают расти. Необходимо подготовиться к этому 
и не допустить большого роста цен, а если он все-таки происходит, то 
добиться затем того, чтобы цены стабилизировались. Главным инструментом 
финансовой стабилизации в условиях рыночной экономики является бюджетная 
и рыночная политика. Т. е. нужно ограничить количество денег в 
обращении, ограничить рост денежной массы, с одной стороны. С другой 
стороны, для того, чтобы ограничить рост денежной массы, нужно иметь 
сбалансированный бюджет. Желательно ликвидировать бюджетные дефициты, 
желательно иметь и профицит (если растут расходы бюджета, то чтобы 
доходы росли быстрее). И это, в конце концов, должно привести к тому, 
что цены стабилизируются. 
 
Стабилизация цен. В этом, собственно, смысл финансовой стабилизации – 
добиться низкого уровня инфляции или нулевого уровня инфляции и тем 
самым создать условия для будущего экономического роста. В теории 
предполагается, что устойчивый экономический рост достигается в условиях 
финансовой стабильности, когда курс национальной валюты стабилен, когда 
низкий рост цен и т.д. При переходе от плановой экономики мы 
сталкиваемся с тем, что должна быть очень жесткая финансовая политика 
для того, чтобы справиться с проблемой инфляции.  
 
Правительство РФ попыталось добиться финансовой стабилизации уже в 
начале 1992 года.   
 
Бюджет на I квартал 1992г. был "принят к сведению" Верховным Советом 
Российской Федерации как бездефицитный. Увеличить доходы предполагалось 
за счет введения налога на добавленную стоимость и высоких экспортных 
пошлин. Резко сокращены военные расходы, государственные инвестиции и 
социальные программы. Однако в приложении к февральскому Меморандуму 
правительства уже говорилось о предполагаемом бюджетном дефиците в 
размере 15% ВНП.  
 
Центральный Банк России ужесточил кредитную политику: поэтапно до 20% 
увеличил резервные требования к коммерческим банкам, с 2-9% до 20%, а 
затем и до 50%, поднял ставки по централизованным кредитам и усложнил 
условия централизованного кредитования. Со счетов бывших 
специализированных банков были изъяты бюджетные средства, полученные ими 
ранее в свой уставный фонд. Эти меры привели к резкому повышению 
процентных ставок, острой нехватке кредитных ресурсов и трудностям с 
поддержанием баланса для многих коммерческих банков.   
 
Помимо этого появились: 
 
1. Искусственное замедление расчетов в экономике. В условиях кризиса 
неплатежей Центральный банк России замедлил проведение расчетов. Срок 
между списанием денег со счета покупателя и зачислением их на счет 
продавца стал составлять до нескольких месяцев. Это существенно 
обостряет финансовые проблемы предприятий.   
 
2. Кризис наличности. По этой причине долг перед населением по выплате 
зарплаты, пенсий и других доходов увеличился по России всего за один 
месяц вдвое и составил на 1 апреля 40 млрд.рублей. Запаздывание выдачи 
зарплаты и других доходов стало нормой. Распределение собственно 
наличных денег становится все более существенным рычагом политики 
правительства в отношениях с другими республиками и регионами внутри 
России.   
 
3. Затягивание официально обещанных выплат (особенно в здравоохранении, 
образовании) - компенсаций в связи с ростом цен, повышения пенсий и 
пособий и т.д. 
 
4. Замораживание приема сбербанками облигаций госзайма, внутренних 
валютных обязательств Внешэкономбанка СССР, ликвидация выданных ранее 
лицензий на экспорт, волны перерегистрации предприятий и др.   
 
Результатом форсирования жесткой финансовой политики стали реальные 
финансовые ограничения для всех предприятий и населения: скачок цен 
обесценил денежные средства на банковских счетах, а объемы кредитования 
и бюджетного финансирования росли значительно медленнее цен.   
 
Финансовой стабилизации не произошло.   
 
Неудачу потерпела бюджетная политика первых трех месяцев 1992 года. Было 
собрано всего 366 млрд. руб. государственных доходов при первоначальном 
квартальном плане 513 млрд. руб. Не в полном объеме собраны НДС и 
акцизы.   
 
Для финансирования дефицита бюджета опять используются кредиты 
Центрального Банка. Надеяться на размещение государственных ценных бумаг 
среди населения нельзя, т.к. правительство прекратило обращение 
облигаций государственного внутреннего займа 1982 года, усилив недоверие 
людей ко всем ценным бумагам государства.   
 
Желание форсировано преодолеть бюджетный дефицит усилило спад 
производства, что подрывает доходную базу бюджета.  
 
Несмотря на твердость заявлений, правительство не смогло выдержать 
взятый курс на ограничение кредита. В январе кредитная эмиссия в 3 раза 
превысила декабрьский уровень и достигла 83 млрд. руб., а сумма 
кредитных вложений за месяц увеличилась на 17,6%, что было втрое больше 
запланированной величины. К концу февраля кредиты Центрального Банка 
коммерческим банкам возросли по сравнению с началом года на 40% при 
первоначальном квартальном лимите их прироста в 15%.   
 
Принятое в начале апреля решение о выделении дополнительных 
централизованных кредитов на общую сумму 200 млрд. рублей закрепило 
отход правительства от установки на жесткое ограничение денежной массы в 
обращении.   
 
Ослабление финансовой политики немедленно проявилось в увеличении 
налично-денежной эмиссии. Уменьшившись в январе почти на треть, по 
сравнению с декабрем (до 17 млрд. руб.), в феврале она достигает 24 
млрд. руб., а в марте - уже 37 млрд. руб. При этом задолженность 
государства по выплате заработной платы, пенсий и пособий превысила 
размер месячной эмиссии.   
 
Как один из главных признаков успеха своей макроэкономической политики 
правительство рассматривает повышение, а затем относительную 
стабилизацию обменного курса рубля на валютном рынке, Но основной 
причиной повышения была не финансовая политика российского 
правительства. В октябре 1991г. - январе 1992г. произошло резкое падение 
курса рубля (с 70 до 230 руб./долл.). В конце января 1992г. Центральный 
Банк России и правительство провели пропагандистскую кампанию, в ходе 
которой целый ряд официальных лиц сделали заявления о неизбежном 
повышении обменного курса рубля до 35-50 руб./долл. Затем ЦБР резко 
увеличил масштабы валютных интервенций на межбанковской валютной бирже 
(ММВБ) - продавая сначала по 3-4, а затем и до 15 млн. долл. на каждых 
торгах. Простор для манипулирования обменным курсом дают многочисленные 
технические ограничения рублевого спроса на ММВБ, вплоть до ограничений 
на участие в торгах. Это - стабильность, гарантируемая валютными 
интервенциями ЦБР при одновременном невыполнении Россией своих внешних 
обязательств.  
 
Таким образом, цели, которую поставило перед собой Правительство - 
добиться быстрой финансовой стабилизации - достичь фактически не 
удалось.  
 
Главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических 
реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу 
надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить 
внутреннюю конвертируемость рубля. Понадобилось еще четыре года, чтобы 
рубль обрел хоть какую-то стабильность - в 1996 году. И еще три года на 
обретение страной хотя бы первичной сбалансированности бюджета - это 
произошло уже в 1999 году. Итого семь лет на решение самых первых задач 
макроэкономической стабилизации. Продолжающийся уже десятилетие спад 
инвестиций и слабый интерес зарубежного бизнеса к российским 
предприятиям, нестабильность условий для производства, многие пороки 
приватизации - все это в значительной мере связано с длительной 
незавершенностью процессов финансовой стабилизации. 
 
Существует и другая точка зрения на проблему финансовой стабилизации. С. 
Глазьев считает, что «последовательность, выбранная правительством, — 
"вначале стабилизация, затем — экономический рост" — неверна. Эти две 
задачи необходимо решать одновременно». Так же она отражена в трудах Л. 
И. Абалкина, который говорит, что «теоретическая несостоятельность 
отождествления финансовой стабилизации с определенным уровнем инфляции 
достаточно очевидна. Она основана на отказе от системного, целостного 
видения хозяйственных процессов, на искусственном разрыве внутренних 
воспроизводственных связей. Под финансовым оздоровлением следует 
понимать обеспечение устойчивости бюджетной системы, надежности 
банковского сектора и различных сегментов финансового рынка, нормального 
функционирования денежного обращения, устойчивого финансового положения 
предприятий, включая наличие у них необходимых оборотных средств и 
достижение нормального уровня рентабельности».  
 
Снижение инфляции почти до нуля в 1996 г. сопровождалось не подъемом 
инвестиционной активности, как ожидалось согласно официальной доктрине 
экономической политики, а наоборот, резким сокращением капитальных 
вложений — на 18% по сравнению с прошлым годом. Ориентиры программы 
Президента, предусматривавшие удвоение потока капиталовложений к 1998 
г., создание системы государственного стимулирования инвестиционного 
процесса, структурный поворот в сторону высокотехнологичных отраслей 
разработчиками программы Правительства отменены. Согласно новым планам в 
1998 г. объем инвестиций все еще на 10% меньше, чем в 1995 г., а в 2005 
г. останется на 42% ниже докризисного уровня. Закрепляется сырьевая 
структура российской экономики. 
 
 
2. Факторы, характеризующие финансовую стабилизацию.  
 
Факторы, определяющие финансовую стабилизацию очень многочисленны: 
 
снижение темпов инфляции,  
 
прекращение оттока капитала,  
 
преодоление бюджетного кризиса,  
 
уровень ставки банковского процента по депозитам,  
 
ситуация со сбережениями, которые должны сыграть определяющую роль в 
инвестиционном процессе, и др. 
 
Рассмотрим некоторые из них подробнее.  
 
Инфляционный навес (подавленная инфляция) накануне освобождения цен 
включал в себя три составляющие:  
 
Общее превышение спроса над предложением (потенциал инфляции спроса).  
 
Искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированную структуру 
экономики: "внутренние" деформации и прежде всего - заниженные цены на 
сырьевые ресурсы по отношению к другими отечественным товарам, с одной 
стороны, и "внешние" деформации - преобладание неконкурентоспособной на 
мировом рынке продукции, т.е. продукции, имеющей завышенные цены по 
отношению к аналогичным импортным товарам того же качества, с другой 
(потенциал инфляции издержек на основе изменений отраслевой структуры 
спроса).  
 
Высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической 
политики.  
 
Либерализация цен в январе 1992 г. предоставила возможность реагировать 
на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция превратилась в 
открытую.  
 
Экономическое поведение российских предприятий даже в ряду аналогичных 
переходных восточноевропейских экономик выглядит специфическим. В ответ 
на ограничения спроса российские предприятия не сдерживали рост зарплаты 
и не снижали занятость, а переставали платить по обязательствам и 
залезали в долги. Ни в одной другой переходной экономике кризис 
неплатежей не был столь острым и глубоким, а уровень безработицы в 
переходный период не оставался таким низким, как в российской экономике. 
 
 
Такое явление можно признать следствием особенностей российской 
экономической культуры: своевременная оплата (и востребование) долгов не 
является в России приоритетным делом. Проблема не сводится к отсутствию 
банкротств и медленной приватизации: скорее последнее само является 
следствием специфического экономического поведения. Восточная Европа (и 
Прибалтика) получили финансовую стабилизацию при уровне банкротств и 
приватизации не превышающем российский.  
 
То, что эти особенности экономического поведения являются мощным 
фактором инфляции, очевидно. Так же очевидно, что до тех пор, пока 
критическая масса сдвигов в экономическом поведении не будет достигнута, 
финансовая стабилизация невозможна. Проблема в другом: какая финансовая 
политика помогает ускорению этих сдвигов, а какая - консервирует 
традиционное поведение?  
 
Даже в том случае, когда смягчение бюджетной и финансовой политики 
оказывается вынужденным по серьезным основаниям, необходимо помнить, что 
одновременно такая политика консервирует неадекватное экономическое 
поведение, резко затрудняющее борьбу с инфляцией. И наоборот, даже если 
ужесточение монетарной политики ускоряет спад, одновременно оно 
стимулирует такие сдвиги в поведении, без которых экономический подъем 
вообще невозможен.  
 
Короче. Особенности экономического поведения предприятий в современной 
России серьезно затрудняют борьбу с инфляцией. Можно сказать, что эти 
особенности - эквивалент высоких инфляционных ожиданий, не столько 
вызванных мягкой денежной политикой, сколько провоцирующих последнюю: 
даже те предприятия, которые саму инфляцию не "ожидают", безусловно 
"ожидают" осуществление политики, неизбежным (хотя и "неожиданным") 
следствием которой будет высокая инфляция.  
 
Сейчас можно сказать, что Российская Федерация уже достигла снижения 
инфляции. Посмотрим, что же в прогнозе. Экономический прогноз исходит из 
средней цены на нефть в текущем году на уровне 25,5 доллара за баррель с 
ее постепенным снижением до 20 долларов к 2003 году.  
 
Согласно базовому варианту прогноза, инфляция в 2001 году составит 12 
процентов по сравнению с 20,2 процента в 2000 году. В 2002 году инфляция 
будет на уровне 11 процентов и к 2003 году уменьшится до 8 процентов.  
 
Проблемой, без решения которой невозможен переход к экономическому 
росту, является также дезинтеграция экономики на две слабо связанных 
друг с другом сферы. Первая — сфера обращения капитала (операции на 
рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) — 
характеризуется сверхвысокими прибылями и высокой скоростью обращения 
денег, относительно невысокими рисками благодаря поддержке государства 
через рынок ГКО и многократному занижению стоимости акций 
приватизированных предприятий. Вторая — реальный сектор экономики 
(включает сферу материального производства, бытовые услуги, медицину, 
образование, транспортные перевозки и др.) — характеризуется низкой 
прибыльностью и низкой скоростью обращения денег, высокими рисками в 
связи с хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью 
отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной 
конкуренцией и общей неблагоприятной конъюнктурой рынка. 
 
В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии 
равновесия, различия между сферой обращения капитала и производственной 
сферой экономики сводятся к выполнению взаимодополняющих функций единого 
воспроизводственного процесса. Через сферу обращения происходит 
постоянный обмен товаров и переток капитала из менее эффективных в более 
эффективные направления инвестиций, обеспечивая непрерывность процесса 
воспроизводства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, 
государственным бюджетом в единое целое и органично функционируют в 
неразрывном "симбиозе". На практике различия между ними сводятся к 
разной специализации работающих в них предпринимателей и организаций и 
отражаются в классификации активов предприятий.  
 
В неравновесном и разбалансированном состоянии российской экономики 
между сферой обращения капитала и производственной сферой возникли 
существенные различия, произошла их дезинтеграция. Многократный разрыв 
между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к 
массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения, 
с последующим переводом значительной его части за рубеж. Если доходность 
операций в сфере обращения капитала составляла сотни, а иногда и тысячи 
процентов (в 1990-1992 гг. — в экспортно-импортных операциях и валютных 
спекуляциях, в 1993-1994 гг. — в финансовых пирамидах и перепродажах 
акций российских предприятий за рубеж, в 1995-1996 гг. — в приобретении 
государственных обязательств), то в производственной сфере она не 
поднималась выше 20-30% и постоянно снижалась, упав л 1997 г. до нуля и 
ниже в сельском хозяйстве, ряде отраслей машиностроения, на транспорте и 
до 5-10% в большей части обрабатывающей промышленности. По данным 
Центрального банка РФ, эффективность инвестиций в реальном секторе 
экономики (количество дополнений продукции на 1 рубль новых инвестиций) 
упала в 1995 году по сравнению с 1991 годом на 67% и продолжает 
снижаться. 
 
На перетоке капитала из производственной сферы в сферу обращения вырос 
современный банковский сектор, привлекавший дешевые средства предприятий 
первой сферы и вкладывавший их в осуществление намного более прибыльных 
спекулятивных операций. Величина происходившего таким образом 
перераспределения общественного продукта достигала, по оценкам 
специалистов, сделанным для 1994 г., до 14% ВВП в год, из которых до 6% 
аккумулировалась банками, а остальная часть перетекала клиентам, 
работавшим, как правило, в сфере обращения.  
 
Переток капитала из производственной сферы в сферу обращения происходил 
и посредством государственного бюджета. Аккумулируя доходы от 
налогообложения в основном производственной сферы, государство 
перераспределяло их на поддержание "пирамиды" ГКО, резервировало на 
счетах коммерческих банков, выплачивало проценты за привлекаемые кредиты 
банков, содействуя устойчивости сферы обращения капитала.  
 
Втягивание денежной массы в сферу обращения капитала неизбежно 
затрагивало и ее приросты, что привело к высокой эластичности спроса на 
деньги в сфере обращения от их эмиссии. Дополнительно эмитированная 
денежная масса вне зависимости от ее первоначального направления в 
скором времени перетекала в сферу обращения, вызывая в ней повышение 
спроса, в том числе на иностранную валюту, и оказывая тем самым давление 
на снижение обменного курса рубля и повышение инфляции. В результате 
низкой эластичности спроса на деньги в производственной сфере от 
приростов денежного предложения, формальные расчеты зависимости роста 
цен от приростов денежной массы практически не отражали состояния спроса 
на деньги в производственной сфере экономики. Не учитывали они и процесс 
перетока денег из производственной сферы в сферу обращения, который 
никак не отражался в показателях эмиссии, но оказывал существенное 
воздействие на рост спроса и, следовательно, на повышение цен в сфере 
обращения (в том числе в торговле товарами и услугами, а также в 
валютных операциях, что непосредственно сказывалось на росте 
потребительских цен). Одновременно вследствие этого перетока 
увеличивалась и скорость обращения денег, что также не учитывалось в 
примитивных уравнениях зависимости инфляции от приростов денежной массы. 
 
 
Такая ориентация макроэкономической политики была обусловлена ее 
чрезмерной формализацией и сведением почти исключительно к монетарной 
составляющей (которая, в свою очередь, сводилась к контролю за величиной 
денежной эмиссии), а также в ограничении всего разнообразия целей и 
задач макроэкономической политики снижением инфляции.  
 
Закономерный результат такой макроэкономической политики - 
последовательное сокращение денежной массы в экономике до уровня, 
обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращения 
капитала, в которой вскоре сконцентрировалась большая часть оборота 
денежной массы. В течение 1992-1995 гг. макроэкономическая политика была 
неэффективной в связи с продолжавшимся перетоком денежных ресурсов из 
производственной сферы экономики в сферу обращения. Лишь в 1996 г., 
после многократного сокращения объема реальной денежной массы и оттока 
большей части денег из производственной сферы (денежные средства в 
распоряжении предприятий этой сферы в 7 раз меньше, чем требуется для 
покрытия просроченной задолженности поставщикам), ограничение денежной 
эмиссии в сочетании с дополнительными мерами привело к существенному 
снижению инфляции. По данным Госкомстата РФ о структуре национального 
богатства, оборотные средства (в расчете на 100 руб. основных фондов) 
составили в 1990 г. 25,7 руб., в 1992 г.10,2 руб., а в 1995 г. — всего 
2,1 руб. При этом, по оценке специалистов Института экономики РАН, 
оборотные средства в промышленности примерно на 80% формировались на 
базе неплатежей.  
 
О завершении процесса масштабного перетока денег из производственной 
сферы в сферу обращения капитала свидетельствует и то, что в 1996 году 
произошло резкое (более чем вдвое) снижение рентабельности в 
промышленности — до 10% в сравнении с более чем 50%-ной ставкой процента 
на ссудном рынке; сельское хозяйство устойчиво нерентабельно уже в 
течение трех лет. Прибыль предприятий промышленности, транспорта и 
строительства снизилась в январе-сентябре этого года на 46% по сравнению 
с соответствующим периодом прошлого года. При этом в промышленности 
падение прибыли было еще больше, достигнув 70% в летние месяцы. В итоге 
доля неплатежеспособных предприятий в промышленности увеличилась в 
полтора раза и превысила 40%. 
 
Недостающие в производственной сфере деньги стали замещаться 
просроченной задолженностью предприятий, объем которой достиг 450 трлн. 
руб. (вся задолженность — 916 трлн.), векселями разнообразных 
организаций, совокупный объем которых, по разным оценкам, колеблется от 
60 до 300 трлн. руб., а также бартерным обменом. Около 1/3 продаж 
предприятий производственной сферы совершаются в форме бартерных сделок, 
что соответствует объему реализации около 30 трлн. руб. в месяц. 
 
Дезинтеграция экономики не ограничивается нарастающей изоляцией сферы 
обращения капитала от производственной сферы. Происходит также 
внутренний распад этих сфер на относительно изолированные сегменты. В 
сфере обращения капитала можно выделить достаточно автономно 
функционирующие сегменты рынка государственных обязательств (во многом 
управляемого административно через Сберегательный и Центральный банки, 
которые контролируют, по оценкам экспертов, до 80% рынка государственных 
заимствований), валютного рынка (на котором сложился свой узкий круг 
игроков, связанных с Центральным банком и 2-3 специализирующимися на 
ввозе долларов коммерческими банками), рынка корпоративных ценных бумаг 
(где доминируют игроки, владеющие внутренней информацией о 
соответствующих фирмах и фактически управляющие котировкой их акций).  
 
При этом чтобы контролировать оборот денег во всей сфере обращения 
капитала, государство сознательно поддерживает сверхвысокую доходность в 
ее первом сегменте (рынке государственных обязательств), который оно 
полностью контролирует и на который ориентируется при формировании 
параметров макроэкономической политики. Поддержание такого механизма 
контроля требует систематического превышения доходности операций в этом 
сегменте по сравнению со всеми остальными, что и предопределяет 
соответствующую политику доходности ГКО. Хотя эта политика ведет к 
искусственному завышению ставки процента за счет денег 
налогоплательщиков и разорению государственного бюджета, углублению 
кризиса ликвидности в производственной сфере и банкротству самих 
налогоплательщиков (большая часть которых по-прежнему сосредоточена в 
этой сфере), она позволяет регулировать рублевые денежные потоки во всей 
сфере обращения капитала и, следовательно, во всей экономике, создавая 
иллюзию управляемости денежного обращения и позволяя выдерживать 
формально планируемые параметры денежной политики и инфляции.  
 
Такая политика приводит к концентрации денежных ресурсов в обслуживании 
рынка государственных заимствований при соответствующем их вымывании из 
производственной сферы и блокированию в ней инвестиционной активности.  
 
Происходит дезинтеграция и в производственной сфере экономики. 
Предприятия, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в 
условиях постоянного оттока денежных ресурсов в сферу обращения капитала 
и обесценения оборотных средств, делятся на три группы в зависимости от 
устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. 
 
Первая группа предприятий характеризуется устойчивым платежеспособным 
спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных 
оборотных средств и привлечения внешних кредитов для их пополнения. Это, 
как правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической 
промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на 
экспорт, что позволяет им поддерживать относительно высокую норму 
прибыли обеспечивать своевременный возврат средств, а также привлекать 
довольно дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования 
оборотных средств.  
 
Вторая группа характеризуется достаточной для поддержания простого 
воспроизводства нормой прибыли и наличием относительно платежеспособного 
спроса, позволяющего хоть и с запозданием поддерживать оборот капитала. 
Это, главным образом, предприятия, ориентированные на спрос предприятий 
первой группы, а также немногочисленные предприятия, производящие 
конкурентоспособную продукцию потребительского назначения и предприятия 
естественных монополий.  
 
Третья группа - неплатежеспособные предприятия, характеризующиеся низкой 
или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособной продукцией или 
отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная 
группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой 
промышленности, строительства и связанных с ними отраслей 
машиностроения, а также производства с длительными циклами изготовления 
продукции (которые невозможно поддерживать в условиях кризиса 
ликвидности). 
 
 
3. Инфляция - что это такое? Какова она в России. 
 
До сих пор общепринятым является определение инфляции как процесса 
обесценения денег, который происходит в результате переполнения каналов 
обращения денежными средствами и роста цен. Но такое определение нельзя 
считать полным. С 60-х-70-х гг. в теорию инфляции проникает идея теории 
цены.  
 
Современная макроэкономическая трактовка цены включает ряд элементов, 
каждый из которых предназначен для объяснения определенных факторов 
ценообразования, связанных с формированием потребительского спроса; с 
предложением товаров и услуг; с соотношением спроса и предложения в 
зависимости от различных форм рынков; с формированием цен факторов 
производства. Все эти факторы одновременно рассматриваются как факторы 
роста цен, инфляции. 
 
Таким образом, более корректным является определение инфляции как 
дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением. Оно 
подчеркивает, что инфляция отражает повышение общего уровня цен в 
стране, а не на рынке какого-то отдельного товара. 
 
В мировой экономической литературе обычно выделяют следующие общие для 
всех стран причины инфляции. 
 
Рост государственного сектора и вмешательство государства в экономику. 
Что ведет к несбалансированности государственных доходов и расходов, 
которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование дефицита за 
счет займов в ЦБ, т.е. неконтролируемой денежной эмиссии, неизбежно 
приводит к росту массы денег в обращении. 
 
Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и 
ТНК, с одной стороны и профсоюзов, с другой. Любой монополист или 
олигополист заинтересован в создании дефицита, который позволяет 
поддерживать высокий уровень цен. Так же действуют и профсоюзы, ссылаясь 
на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Все это 
заставляет цены и зарплату расти. 
 
Экономика становится все более сервисно ориентированной. 
Производительность труда в сфере услуг растет медленнее, чем в 
производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда 
занятых в ней работников. 
 
Получают распространение механизмы индексирования доходов, которые 
существенно меняют принципы функционирования экономики. Более высокие 
цены не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и 
позиции более агрессивными.  
 
Рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных 
связей увеличивает опасность «импортируемой» инфляции (как следствие 
роста цен на зарубежные ресурсы, колебаний курсов национальных валют).  
 
Отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия 
бумажных денег приводит к появлению на рынке денежной массы не 
обеспеченной товарами, поэтому цены растут, создавая основу 
инфляционного процесса.  
 
Нерациональная структура экономики.  
 
Для России важнейшей причиной инфляции можно считать 
диспропорциональность в экономике, возникшую вследствие 
командно-административной системы. Советской экономике были присущи 
длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по 
некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в 
странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень 
монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, 
низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе, отсталость 
предприятий гражданского назначения и т. д.  
 
При централизованно планируемой экономике проявление диспропорций 
подавлялось с помощью ценовых манипуляций, административного 
перераспределения ресурсов, использования государственной монополии на 
внешнюю торговлю и операции с валютой.  
 
Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна 
иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары, что 
приводит к подавленной инфляции, которая проявляется в виде низкого 
качества товаров, постоянном дефиците и в виде очередей.  
 
Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно 
показать на графике (рис. 1).  
 
Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке 
С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при 
которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.  
 
Рис.1. 
 
В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, 
обусловленный низкими стабильными ценами и являющийся их неизбежным 
следствием.  
 
Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое 
хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные 
заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную 
безработицу. Когда-нибудь эти процессы должны были выйти наружу и 
принять открытую форму.  
 
Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии 
свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения. 
Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области 
ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому 
ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям 
является реформа государственного ценообразования или либерализации цен. 
 
Реформа цен в России являлась одной из задач правительственной программы 
1991года, однако была не достаточно обдуманна, и поэтому процесс в 
значительной степени вышел из под контроля. Сначала планировалось 
постепенное изменение производства и цен под контролем государства. 
Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены 
изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Прибыли 
росли и не облагались налогом, а на бюджет легла нагрузка роста субсидий 
и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль 
предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы.  
 
В результате в 1991 г. Розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в 
промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в 
целом за период с 1989 г. - на 17%. В итоге - разбалансирование 
товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного 
инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% 
ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромная денежная масса.  
 
Реализация данной политики осложнилась политическим кризисом 1991 г., 
который привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 
1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. 
Исключение составили товары первой необходимости и особо важные  
материальные ресурсы. Но, оставаясь под контролем государства, эти цены 
возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары 
цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на 
нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией 
внешнеторговых операций и обменного курса рубля. 
 
Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за 
первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены 
уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальные рост 
цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других 
восточноевропейских странах, проводящих реформу. (табл.1). 
 
Табл.1. 
 
Страна, год Рост цен, % 
 
Россия (1992) 2501 
 
Болгария (1991) 457 
 
Чехословакия (1991) 54 
 
Венгрия (1991) 33 
 
Польша (1990) 249 
 
Румыния (1991) 252 
 
В то время как цены возросли, объем денежной массы у населения 
увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым 
избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. 
 
В процессе либерализации цен резко дестабилизируется положение 
предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает 
уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия 
в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения 
физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и 
экономическому росту, а при неблагоприятных обстоятельствах приводит к 
краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную 
систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в 
торгово-посреднические операции и ускоряет "бегство капитала", приводит 
к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, 
подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Все это 
можно увидеть при рассмотрении развития инфляции в России. 
 
1990 год - последний год умеренных темпов инфляции. Годовые темпы 
прироста цен составили от 3 до 5% (см. табл. 1). 
 
1992 год – Правительство начало проводить последовательную финансовую 
политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической 
деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса 
рубля за счет валютных резервов. Но под угрозой платежного кризиса 
жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием 
предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны 
за короткий срок, и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар 
в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.  
 
В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) 
из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то 
ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых 
доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени 
покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос 
медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, 
усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.  
 
Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка 
осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня 
инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать 
свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца по 
причине роста невозвращенных кредитов.  
 
Летом 1994 г. рост цен оказался ниже запланированного (4-5% в месяц при 
запланированных 15%), что привело к снижению поступлений в бюджет, 
уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты 
зарплаты.  
 
1995 год - повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем 
денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных 
активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и 
повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора 
снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых 
цен. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 
- 1994 и 130% - в 1995 году.  
 
Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление 
темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за 
год. В течение девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных 
секторах российской экономики сохранялось последовательное снижение их 
темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился 
со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий 
сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.  
 
Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на 
наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая 
сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением 
качества товаров и услуг) превратилась в открытую, что привело к росту 
цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс 
потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным 
Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же 
период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже 
более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 
1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они 
увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и 
услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой 
внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 
12% и в 1994 году - на 15%.  
 
В прошлом году темпы инфляции превысили правительственный прогноз (20,2% 
против 18%). Денежная масса выросла очень существенно - по оценке 
Минэкономразвития на 50,8%. Кроме того, появились "подводные камни", 
способные создать инфляционные проблемы в будущем году. Это опережающий 
рост цен в промышленности (32%), строительстве (34%), а также на топливо 
(37%), электроэнергию (40%), внутренние железнодорожные перевозки (55%). 
Реальные доходы населения, на которых основан растущий потребительский 
спрос, составляют всего 4/5 от уровня 1997 года. Ограниченная емкость 
потребительского рынка - одна из главных угроз росту экономики в 
наступившем году. По мнению некоторых экспертов, в 2001 году удержать 
общий уровень инфляции в рамках, заявленных правительством (12 - 14%), 
не позволит целый ряд факторов: инфляция в промышленности, 
строительстве, энергетике и на транспорте, практически не повлиявшая на 
потребительские цены в 2000 году; продолжающийся приток "живых" денег в 
экономику; недостаточность инструментов по их "связыванию"; наконец, 
социальные обязательства. Уже инфляции дан мощный толчок - это 
подорожание перевозок в системе МПС на 30% и увеличение тарифа на 
прокачку нефти на 32,5%. Этот всплеск уже к концу весны может сказаться 
на потребительских ценах.  
 
 
4. Инвестиции, какие проблемы для России в этой области известны? 
 
Инвестиционные ресурсы – это ценности, вкладываемые в те или иные 
проекты с целью прироста богатства в том или ином виде, начиная от 
материально-вещественного и кончая денежным. Виды богатства 
соответствуют видам инвестиционных ресурсов, которые делятся на: 
 
Реальные инвестиционные ресурсы - это все виды природных, трудовых, 
материально-вещественных (здания, сооружения, машины и оборудование, 
средства связи, транспортные средства и т. д.), информационных (от НИОКР 
до образованности общества и любой накопленной информации на любых 
носителях) ресурсов.  
 
Денежные, в т. ч. финансовые ресурсы – это все денежные средства, 
напрвляемые в качестве инвестиций или могущие быть инвестированными при 
определенных условиях.  
 
Денежные средства превращаются в финансовые ресурсы в случае их 
структурирования в фонды целевого назначения, предназначенные для 
инвестирования в том или ином виде.  
 
Инвестиции – это долгосрочное вложение реальных и финансовых ресурсов в 
проекты, осуществление которых приводит к приросту реального богатства в 
материально-вещественной и информационной форме, сопровождаемому 
приростом денежного (финансового) богатства или только к приросту 
последнего (за счет перераспределения денежных средств в обществе, когда 
одни обогащаются на потерях других). 
 
Инвестиции делятся на реальные (направляемые на прирост реального 
богатства и следующий за этим прирост денежного капитала) и на 
финансовые. А по срокам – на быстро окупаемые, среднесрочно окупаемые, 
длительно окупаемые.  
 
Реальные и финансовые инвестиции – это вложения ресурсов в простое и 
расширенное воспроизводство основных производственных фондов, а т.ж. все 
виды вложений в капитальные ценности производительной деятельности сферы 
нематериального производства.  
 
Реальные инвестиции связаны пропорцией деления национального дохода на 
фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления по стоимости 
(денежный и финансовый ресурс) и потребительной стоимости 
(соответствующие реальные инвестиционные ресурсы) служит источником 
инвестиций, которые называются чистыми.  
 
Другой источник – амортизационный фонд, который по стоимости является 
финансовым ресурсом (целевым фондом денежных средств), а по 
потребительской стоимости ему соответствует часть реального совокупного 
продукта, соотнесенная с перенесенной стоимостью основных 
производственных фондов (реального основного капитала) в составе 
стоимости совокупного общественного продукта.  
 
Суммарные инвестиции за счет национального дохода и амортизационного 
фонда образуют валовые инвестиции. 
 
За последние годы российская экономика стала более цивилизованной. 
Появились свободные цены, единый валютный курс, стала преобладать 
негосударственная собственность, произошла либерализация 
внешнеэкономических связей. В финансово – кредитной сфере создана 
двухуровневая банковская система с большой сетью коммерческих банков; 
формируется рабочая налоговая система; развивается рынок страховых 
услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное 
обращение и др.). Но не все хорошо – одновременная либерализация всех 
цен при монополизированном народном хозяйстве, отсутствие реальной 
конкуренции на начальном этапе реформ, быстрая приватизация 
государственной собственности, рост внутреннего и внешнего долга за счет 
большого выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), отклонение в 
сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития 
реального сектора. Все это привело к негативным перспективам развития 
экономики и особенно ее инвестиционной составляющей.  
 
В годы реформ произошло падение объемов производства и затихание 
инвестиционной активности. ВВП ежегодно сокращался следующим образом (в 
сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году, в %): 1992 г.-85,5; 
1993 г.-91,3; 1994 г.-87,3; 1995 г.-95,9; 1996 г.-96,5; 1997 г.-100,8. 
Но нельзя рассматривать 1997 г. как переломный, т. к. : 
 
незначительный подъем ВВП наметился после сильного его падения, что 
тонет в очень сильном снижении объемов производства (за 5 лет они 
снизились примерно на 1/2); 
 
данные о подъеме ВВП на 0,8 находятся на уровне погрешности 
статистического учета; 
 
нормальный экономический рост должен начинаться с привлечения инвестиций 
в реальную экономику. А этого не произошло, и проблема еще более 
обострилась.  
 
С 1992 г. началось обвальное сокращение инвестиций. Рассмотрим динамику 
инвестиций в основной капитал в % к предыдущему году:1992 г.-60; 1993 
г.-88; 1994 г.-76; 1995 г.-90; 1996 г.-94; 1997 г.-95. Так же сильно 
падает и ввод в действие основных фондов (в % к предыдущему году):1992 
г.-59, 1993 г.-86, 1994 г.-73, 1995 г.-95, 1996 г.-94, 1997 г.-953. 
 
Макроэкономическую ситуацию на российском рынке ухудшил финансовый 
кризис августа 1998г., который обострил следующие проблемы: неплатежи, 
плохая собираемость налогов, обслуживание огромных внутреннего и 
внешнего долга, ухудшение финансового положения предприятий и нехватка 
их собственных инвестиционных средств, отмена централизованной 
инвестиционной бюджетной поддержки. А кроме этого – международный 
финансовый кризис, недоверие инвесторов к проводившейся в России 
экономической политики, падение мировых цен на энергоносители, дефолт 
внутреннего и внешнего государственного долга, девальвация рубля, 
снижение ликвидности банковской системы, увеличение темпов инфляции. Что 
и отразилось в дальнейшем падении объемов производства и инвестиций в 
основной капитал.  
 
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и 
внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления 
рыночной экономики создали себе огромные состояния, которые в данный 
момент лежат в европейских и американских банках, иными словами 
используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми 
силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую 
экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. 
 
Вообще же, капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую 
очередь - ради получения прибыли. И пока у нас неуравновешенная 
экономика, неясная политическая ситуация и несовершенное 
законодательство, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не 
может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую 
экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то 
есть возрождение экономики России.  
 
Михаил Касьянов считает, что: «Хотя правительство и подвергается 
критике, оно считает минувший год в целом успешным - прежде всего 
потому, что ему удалось переломить ситуацию в законотворчестве и перейти 
от слов к делу, в результате чего были приняты или подготовлены к 
обсуждению базисные правовые акты, на которые в дальнейшем правительство 
сможет опираться при продолжении реформ». От так же заявил, что одной из 
главных задач его кабинета в 2001 году будет улучшение инвестиционного 
климата. Для правительства крайне важно восстановить доверие к его 
политике - как у российской деловой элиты, так и у представителей 
зарубежного бизнеса, готовых вкладывать деньги в России, но опасающихся 
за судьбу своих вложений.  
 
Российский рынок относится к числу развивающихся рынков, для которых, 
как правило, характерны повышенные инвестиционные риски. По мере того 
как рынки структурируются и на них определяются правила игры, приток 
капиталов усиливается. Во многом этому способствуют правительства, 
стремящиеся создать для инвесторов условия наибольшего 
благоприятствования. Наш отечественный рынок по уровню инвестиционных 
рисков уступает разве что странам, вовлеченным в вооруженные конфликты. 
По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, 
весь прошлый год правительству приходилось прилагать огромные усилия, 
чтобы изменить представление о России. А между тем страна остро 
нуждается в притоке свежих капиталов. Чтобы произвести реструктуризацию 
промышленности, реформировать естественные монополии и обеспечить 
обновление основных фондов, России требуется как минимум 15-20 млрд. 
долларов ежегодно. Из бюджета государство может позволить себе 
профинансировать не более 4-5% этой суммы. По данным Интерфакс-АФИ, за 9 
месяцев прошлого года общий объем иностранных вложений в России составил 
7 млрд. 888 млн. долл., из которых на прямые инвестиции пришлось 3 млрд. 
154 млн. долл., на портфельные - 59 млн. долл.. Рост по сравнению с 
предыдущим годом составил 22% - это результат совместных усилий 
правительства и деловых кругов. Как заявил Герман Греф, одним из 
приоритетов в деятельности кабинета на ближайший период станет 
укрепление мер по защите прав инвесторов.  
 
Но до тех пор, пока не активизируются отечественные инвесторы, 
иностранный капитал, особенно крупный, в Россию не пойдет. А внутри 
страны все опять упирается в инвестиционные риски. Чтобы разорвать этот 
круг, президент Путин провел в январе встречу с представителями 
российской деловой элиты. Он, в частности, предложил обсудить пакет 
законопроектов, направленных на дебюрократизацию экономики, о снижении 
активности проверочной деятельности, упрощении регистрации предприятий, 
упрощении лицензирования и улучшении инвестиционных условий. Обсуждались 
также законопроекты по совершенствованию валютного законодательства. Как 
отметил Путин: «Потенциальным инвесторам должны быть предоставлены 
возможности не только свободно ввозить деньги в Россию, но и 
распоряжаться ими».  
 
Экономическое оживление, зафиксированное Госкомстатом по итогам прошлого 
года, привело к увеличению вложений в основной капитал - по сравнению с 
прошлым годом они возросли на 17% и составили 1 трлн. 171,5 млрд. руб. 
Но для обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства этого 
недостаточно. По мнению деловых кругов, лучшим индикатором установления 
взаимного доверия между крупным бизнесом и властями станет сокращение, а 
то и вовсе прекращение оттока капитала из России. Если этого удастся 
достичь, то вопрос с инвестициями внутри страны можно считать 
практически решенным.  
 
Большие надежды возлагаются также на банковскую реформу. По данным Банка 
России, ряд коммерческих банков располагает свободными ресурсами, однако 
краткосрочные операции на финансовых рынках остаются для них более 
привлекательными, чем долгосрочные вложения в проекты производственного 
сектора. Поэтому можно ожидать, что ЦБ в скором времени пересмотрит 
банковские нормативы, с тем, чтобы стимулировать развитие инвестиционной 
политики в банковском секторе.  
 
13 февраля 2001г. в Берлине состоялось пленарное заседание 
российско-германского консультативного совета. В нем принимал участие 
министр экономического развития и торговли России Герман ГРЕФ. Главная 
тема, обсуждаемая на заседании - какие инвестиционные проекты в России 
могут заинтересовать немецких инвесторов, механизм обмена долговых 
обязательств России и Советского Союза на участие немецких фирм в 
подобных проектах. Вот что сказал по этому поводу Клаус МАНГОЛЬД, 
председатель Германского восточного комитета: «Торговый оборот между 
нашими странами достиг за последний год рекордного уровня в 40 
миллиардов марок и продолжает расти. А сейчас по 17 обсуждаемым 
инвестиционным проектам мы достигли абсолютно выдающегося прогресса, и 
поэтому я оптимистично смотрю на дальнейшее развитие экономических 
отношений и считаю, что в настоящее время на российском рынке имеется 
гораздо больше шансов, чем риска».  
 
На заседании правительства 1.02.2001 была одобрена концепция 
законопроекта об инвестиционной деятельности. Изложенные в ней подходы 
позволят значительно сократить число согласующих инстанций и сроки 
подготовки инвестиционных проектов. Меньше денег придется затрачивать 
инвестору на приобретение разрешительной документации. Очевидно, в мае 
необходимый инвесторам закон будет внесен в Думу. 
 
Выступавший с докладом Герман Греф сказал, что без модернизации 
производства не будет устойчивого подъема экономики. А на модернизацию 
необходимы колоссальные средства. По данным Минэкономразвития, в течение 
ближайших 15 лет необходимо ежегодно привлекать в реальный сектор не 
менее 3 трлн руб. инвестиций. 
 
Нынешний порядок осуществления инвестиционных проектов сложился тогда, 
когда в России не было рынка недвижимости. Реализация инвестиционного 
проекта происходит сейчас в последовательности "сначала строительство - 
потом права на землю". Это противоречит мировой практике, где инвестор 
изначально обеспечен гарантиями на землю. На заседании правительства 
Греф привел пример, когда одной из компаний для начала строительства 
пришлось собрать свыше 1000 подписей чиновников. На протяжении всего 
инвестиционно - строительного цикла "средний" инвестор вынужден делать 
70 только официальных выплат. В приватном порядке иностранные компании 
делились информацией с разработчиками новой инвестиционной концепции об 
общих размерах платежей и поборов: они составляют 10-15% от сметной 
стоимости проекта. 
 
Одобренная концепция призвана на законодательном уровне устранить все 
барьеры и открыть пути для инвестиций. Концепция исходит из того, что 
инвестор избавляется от необходимости участвовать на этапе подготовки 
работ по формированию земельного участка и пакета разрешительной 
документации. Эту работу заранее будут проделывать государственные 
ведомства. Инвестор подключается только на стадии проведения торгов по 
продаже земельного участка. Второй вариант - предоставление прав аренды 
с полным пакетом уже готовой разрешительной документации. Если инвестора 
не устраивает такой порядок оформления прав на земельный участок, он 
может пойти другим путем. Инвестор обращается в земельный орган области, 
края или республики и просит сформировать документацию на интересующий 
его участок. Точно так же он просит госорган, ответственный за 
инфраструктуру, предоставить технические условия, а организацию 
архитектуры - градостроительные регламенты разрешенного использования 
земельного участка. Принцип "одного окна" реализуется также и при 
проведении экспертизы проектной документации и оформления разрешения на 
строительство. Таким окном правительство собирается сделать Госстрой и 
его организации на местах. 
 
Мною уже не раз было отмечено, что без привлечения инвестиций как 
иностранных, так и внутрероссийских, экономического роста и подъема 
производства не будет. Я считаю, что нынешнее правительство, судя по 
последним действиям, пытается улучшить условия для инвесторов на 
российском рынке. Примерами этому могут служить и одобрение 
законопроекта об инвестиционной деятельности, и программа 
дебюрократизации экономики.  
 
 
Уровень основных макроэкономических показателей России за последние 
месяцы, годы. Их значение с точки зрения финансовой стабилизации. 
 
Спад в экономике, последовавший за августовским кризисом 1998 г., 
благодаря действиям правительства Примакова был преодолен. Со второго 
квартала 1999 г. начался рост производства, а к концу 1999 г. цены 
стабилизировались, ставки процента по ссудам и особенно по депозитам 
существенно снизились, возросла ликвидность банковской системы, 
возобновился рост вкладов, стала сокращаться задолженность предприятий 
по заработной плате и перед бюджетом. В сфере валютных отношений 
наметились тенденции к дедолларизации активов и пассивов банков, 
укреплению национальной валюты, плавной динамике курса рубля к доллару. 
В целом итоги 1999 г. оказались более благоприятными, чем самые 
оптимистические прогнозы, делавшиеся как в конце 1998 г., так и в начале 
истекшего года. Рост экономики продолжался и в первом квартале 2000 г.  
 
Снижение процента (достигнутое в российской экономике в результате 
резкого сокращения правительственных заимствований) оказало воздействие 
на все сегменты экономики, создало целый спектр эффектов. Прежде всего 
снижение процента способствовало росту инвестиций, причем не столько за 
счет заемного капитала, сколько за счет собственных средств предприятий, 
потому что при низком проценте более широкий круг инвестиционных 
проектов рассматривается фирмами как оправдывающий предполагаемые 
вложения капитала. (Напротив, высокий процент не только ограничивает 
круг инвестиционных проектов проектами исключительно прибыльными, не 
только препятствует притоку в реальный сектор заемного капитала, но 
может привести к отвлечению даже собственных инвестиционных ресурсов 
предприятий на спекулятивные рынки.) Сжатие фондового рынка и снижение 
ставки процента послужили предпосылкой для расширения инвестиций за счет 
собственных средств, но в силу ряда причин не привели к широкому 
привлечению в реальный сектор заемного капитала.  
 
В российской экономике в 1999 г. и в первые месяцы 2000 г. наблюдался 
рост ВВП как в реальном, так и в номинальном выражении, следовательно, 
рос спрос на деньги для обслуживания текущих платежей. В то же время 
снижение ставки процента, достигнутое после преодоления острого пика 
кризиса 1998 г., в дальнейшем остановилось и процент по кредитам 
предприятиям стабилизировался на умеренно-высоком уровне (11—12% по 
кредитам в долларах). В целом динамика процента в течение 1999 г. мало 
способствовала росту спроса на деньги. Реальные денежные остатки 
населения стабилизировались на весьма низком уровне, следовательно, 
реальный спрос населения на деньги в течение 1999 г. практически не 
вырос. Однако, поскольку экономика до кризиса и особенно после кризиса 
1998 г. была слабо насыщена деньгами, она оказалась способна воспринять 
рост денежной массы, опережающий рост цен.  
 
Нужно иметь в виду, что в нашей современной экономике условием 
стабильности цен производителей является контроль над ценами на 
первичное сырье, топливо, энергию, услуги транспорта. Рост цен на 
топливо и энергию может вызвать общий рост издержек в реальном секторе, 
снижение прибыли, повышение цен и падение производства. Поэтому 
намечаемое повышение цен на электроэнергию является крайне опасным 
шагом, который может дестабилизировать ситуацию и повернуть вспять 
начавшееся восстановление экономики.  
 
Условием стабильности потребительских цен в современной российской 
экономике является устойчивость валютного курса. Динамику валютного 
курса удалось нормализовать главным образом благодаря чрезвычайно 
высокому активному сальдо торгового баланса и широкому притоку в страну 
иностранной валюты. При этом стабилизация реального курса рубля не 
вызвала проблем у экспортеров благодаря высоким ценам на мировых рынках 
сырья и топлива.  
 
Активное сальдо внешней торговли (чистый экспорт) составляло в 1996 г. 
5,5% ВВП, в 1997 — 3,8%, в 1998 — 7,5%, в 1999 — 16,3% ВВП. В кризисном 
1998 г. валовое накопление основного капитала составляло 17,5% ВВП и в 
2,3 раза превышало чистый экспорт. В благополучном 1999 г. чистый 
экспорт превысил объем валового накопления основного капитала (14,8% 
ВВП). Сведение чистого экспорта к минимуму позволило бы удвоить 
инвестиции в реальный сектор. Непомерный чистый экспорт фактически не 
оставляет ресурсов для экономического роста, основанного на накоплении и 
обновлении основного капитала, т.е.  для роста на сколько-нибудь 
длительном отрезке времени. В структуре использования ВВП в 1999 г. 
снизилась как доля потребления, так и доля накопления, потому что резко 
возросла доля чистого экспорта. Такова плата за относительную 
устойчивость рубля в условиях его свободной конвертируемости и 
плавающего курса.  
 
Экономический рост в 1999 г. достигался фактически без расширения 
основного капитала, т.е.  за счет использования имеющегося в основном 
устаревшего оборудования, при почти полном отсутствии внешнего 
финансирования реального сектора: за счет кредитов и размещения ценных 
бумаг финансировалось всего 6% инвестиций. Дальнейший рост возможен лишь 
при условии крупных инвестиций как за счет собственных средств 
предприятий, так и за счет долгосрочного кредита и государственных 
вложений. Для этого необходимы усиление кредитной активности банков, 
сдерживание (а не форсирование) роста спекулятивных рынков, сокращение 
чистого экспорта, достаточно жесткий государственный контроль над 
внешней торговлей и валютными отношениями. Обслуживание внешнего долга 
вполне возможно за счет дедолларизации денежного обращения и сбережений, 
возвращения в страну незаконно вывезенных капиталов.  
 
Для российской экономики минувший год оказался на редкость удачным, ибо 
его итогом стало то, что сейчас принято называть экономической – да и не 
только экономической – стабилизацией. Экономический рост в прошедшем 
году превысил 7%, что можно расценивать не иначе, как чудо. Хотя 
необходимо заметить, что несмотря на достигнутые успехи, Россия, к 
сожалению, за этот год реализовала отнюдь не все имеющиеся у нее 
возможности.  
 
Накануне наступления 2000 года Борис Ельцин ушел в отставку. Всю 
ценность этого можно было наблюдать по молниеносной реакции российского 
фондового рынка – наиболее чуткого индикатора перемен настроений как в 
экономической, так и в других сферах жизни страны. Акции российских 
компаний в один момент взлетели до таких высот, достижения которых при 
ином стечении обстоятельств не мог прогнозировать ни один аналитик. 
Ситуация продолжала свое позитивное развитие и в последующие дни: рынок 
по-настоящему ожил. Все это говорило об одном: инвесторы действительно 
поверили в возможность начала новой жизни и проголосовали за это 
собственным рублем или долларом.  
 
Минувший год, с уверенностью можно сказать, стал подарком судьбы для 
России. Сложившаяся на мировом топливно-сырьевом рынке ситуация 
позволила на время забыть о таких проблемах, как обслуживание внешнего 
долга и поддержание курса рубля.  
 
Мировое нефтяное ралли принесло России порядка $54 млрд. – именно в 
такую сумму оценивается положительное сальдо торгового баланса страны в 
2000 году. Высокие цены на нефть обеспечили четкое выполнение бюджета и 
удержание валютного курса на вполне приемлемом, 
"социально-ориентированном" уровне, а главное, позволили осуществить 
плавное прохождение смены власти. Удалось относительно без проблем 
провести через парламент новый бюджет. Основной финансовый документ 
получился бездефицитным, что до последнего времени было не свойственно 
российским бюджетам.  
 
Хорошим показателем сложившейся в прошедшем году стабилизации стала и 
ситуация вокруг валютного курса. Благодаря непрекращающемуся притоку 
экспортной выручки, Центробанку без особых проблем удалось удержать курс 
доллара ниже 28-рублевой отметки. К концу года золотовалютные резервы 
Центробанка достигли рекордной величины – $28,3 млрд. Такой объем 
средств в запасе ЦБ позволяет говорить о том, что главный банк страны 
располагает достаточными ресурсами, чтобы уберечь курс национальной 
валюты от резких рывков.  
 
И тем не менее несмотря на крайне благоприятные внешние условия, 
ситуация не была использована в должной мере. Долгие споры вокруг 
экономической программы правительства привели к серьезной потере времени 
и упущению представившихся возможностей. Результатом стало отсутствие 
каких-либо реальных реформ, способствующих качественным изменениям в 
экономике и в первую очередь в производственной сфере. Единственной 
попыткой кардинального реформирования условий существования российской 
экономики можно было бы посчитать изменения в налоговой сфере. К 
сожалению, сокращение и "приведение к общему знаменателю" оборотных 
налогов, а также замена прогрессивной шкалы подоходного налога плоской 
шкалой отнюдь не являются достаточными условиями для того, чтобы 
сдвинуть с мертвой точки большинство отраслей экономики.  
 
Крайне неблагоприятная ситуация сложилась к концу года вокруг ситуации с 
внешними долгами. Надежды правительства на возможность достижения 
договоренности с Парижским клубом и МВФ не оправдались. В результате это 
выльется в значительные дополнительные расходы в наступающем году.  
 
В 2000 году российский ВВП вырос на 7.6%, промышленное производство - на 
9.2%, второй год подряд росло сельское хозяйство, а инвестиции 
увеличились сразу на 17.2%. Неплановые доходы бюджета превысили 300 
миллиардов рублей, и Россия могла расплачиваться с кредиторами без 
займов у МВФ. 
 
Плодами экономического бума смогли воспользоваться простые граждане. 
Задолженность по зарплате снизилась до самого низкого за последние пять 
лет уровня. Реальные доходы выросли почти на 10%, реальные пенсии - на 
30%. Численность безработных уменьшилась за год на 2 миллиона человек… 
 
 
Ключевые показатели экономического развития в 2000 году 
 
  1999 год Январь Февраль Март I квартал Апрель Май Июнь II квартал I 
полугодие Июль Август Сентябрь III квартал Октябрь Ноябрь Декабрь IV 
квартал II полугодие Год 
 
ВВП                                         
 
- млрд. руб. 4545,5 419,0 458,0 512,0 1389,0 507,0 523,6 564,7 1595,3 
2984,3 586,9 646,3 691,2 1924,4 682,0 646,0 683,3 2011,3 3935,7 6940,0 
 
- в % к соответствующему периоду прошлого года 103,2 107,4 109,9 107,9 
108,4 105,9 106,5 107,5 106,7 107,5 106,8 109,9 107,1 107,9 108,4 107,6 
106,2 107,4 107,7 107,6 
 
- индекс - дефлятор ВВП к предыдущему году 163,3 100,4 106,9 105,1 109,8 
101,0 102,0 102,7 109,0 118,7 103,1 103,5 103,2 109,4 100,5 98,1 101,2 
102,7 115,5 141,5 
 
Индекс потребительских цен % 136,5 102,3 101,0 100,6 104,1 100,9 101,8 
102,6 105,4 109,7 101,8 101,0 101,3 104,2 102,1 101,5 101,7 105,4 109,8 
120,3 
 
Экспорт товаров, всего, млрд. дол. США* - ФОБ                           
              
 
- за месяц   6,9 8,1 9,3   8,1 8,3 8,6     8,5 9,1 8,8   9,3 10,0 10,5 
29,8     
 
- нарастающим итогом 74,7 6,9 15 24,3 24,3 32,4 40,7 49,3 25 49,3 57,9 
66,9 75,7 26,4 84,9 94,9 105,4 27 53,4 105,4 
 
- в % к соответствующему периоду прошлого года (нарастающим итогом) 99,7 
137,6 147,1 156,8 156,8 147,3 150,2 151,5 146,7 151,5 148,8 148,5 146,7 
141,2 145 143,5 138,9 114,4 126,2 135,3 
 
Импорт товаров, всего, млрд. дол. США* - СИФ                             
            
 
- за месяц   2,9 3,4 3,6   3,4 3,4 3,5     3,6 3,7 3,7   4,1 4,3 4,6 
13,0     
 
- нарастающим итогом 40,4 2,9 6,3 9,9 9,9 13,3 16,7 20,2 10,3 20,2 23,9 
27,6 31,3 11 35,2 39,5 44,1   11 44,1 
 
- в % к соответствующему периоду прошлого года (нарастающим итогом) 66,9 
91,0 102,9 104,2 104,2 103,1 105,0 105,2 106,1 105,2 106,5 108,0 109,0 
111,1 110,2 111,2 111,9 111,6 111,4 110,6 
 
Сальдо торгового баланса, млрд. дол. США                                 
        
 
- за месяц   4 4,7 5,7   4,7 4,9 5,1     4,9 5,4 5,1   5,2 5,7 5,9       
 
- нарастающим итогом 34,3 4 8,7 14,4 14,4 19,1 24,0 29,1 14,7 29,1 34,0 
39,4 44,5 15,4 49,7 55,4 61,3 27 42,4 61,3 
 
Средний курс доллара США по отношению к рублю за период, руб./дол. США 
24,80 28,4 28,8 28,5 28,5 28,6 28,3 28,2 28,4 28,44 27,8 27,7 27,8 27,86 
27,9 27,8 28 27,9 27,9 28,17 
 
* С учетом официального нерегистрируемого экспорта (импорта) 
 
 
Список использованной литературы.  
 
Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики.-М. : «Экзамен», 
2000.  
 
Стабилизация и экономический рост. Глазьев С. В. //Вопросы экономики. – 
1997 - №1.  
 
Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. 
– М.: ЮНИТИ, 2000. 
 
Экономическая теория. /Под ред. И. П. Николаевой. – М. : «Проспект», 
1998 
 
Интервью Е. Ясина 22 Июня 2000 радиостанции «Эхо Москвы». Ведущий – 
Бычкова О.  
 
Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22. 
 
Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: 
«Экзамен», 2000. – С. 338-339


Информация о работе Финансовая стабилизация