Финансовая систему РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
рассмотрение финансовый аппарат управления;
рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.

Содержание

Введение …...……………………………………………………………....3
Глава 1. Содержание и состав финансовой системы …………………..4
1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации …..…..4
1.2 Структура финансовой системы …………………………………..…8
Глава 2. Общая характеристика финансовой системы РК .……….…12
2.1 Особенности функционирования государственных финансов …..12
2.2 Финансы хозяйствующих субъектов как основа
финансовой системы …………………………..……………….…… 18
Глава 3. Финансовая система Казахстана и мировая практика….. ....20
Заключение ..…………………………………………………………… .26
Список использованной литературы …..……………………………...28

Работа содержит 1 файл

Финансовая система РК и мировая практика Финансы2.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Содержание 

    Введение  …...……………………………………………………………....3 

    Глава 1. Содержание и состав финансовой системы  …………………..4

  • 1.1 Понятие финансовой  системы и принципы ее организации  …..…..4

  • 1.2 Структура  финансовой системы …………………………………..…8 
    • Глава 2. Общая характеристика финансовой системы РК .……….…12

      2.1 Особенности  функционирования государственных  финансов …..12

      2.2 Финансы  хозяйствующих субъектов как  основа

       финансовой     системы …………………………..……………….…… 18 

      Глава 3. Финансовая система Казахстана и мировая практика….. ....20 

      Заключение ..…………………………………………………………… .26 

      Список  использованной литературы …..……………………………...28 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение 

        Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от основ централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы. Самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

        В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

        Начиная, с 1991 года в Казахстане, произошли  глубокие экономические преобразования. С переходом к рыночной модели хозяйствования и с созданием  соответствующей финансовой системы  республики обозначился новый этап развития Республики Казахстан.

        В Казахстане за последние несколько  лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия  населения к финансовым институтам. На данном этапе Казахстан входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы.

        Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

        Цель  исследования определяет постановку следующих задач:

    • раскрытие основных звеньев финансовой системы;
    • рассмотреть развитие финансовой системы Казахстана;
    • рассмотрение финансовый аппарат управления;
    • рассмотрение финансовых систем зарубежных стран.

        При написании работы были использованы следующие источники информации:

    • учебники и учебные пособия;
    • журналы периодической печати;
    • Всемирная сеть Интернет.
     
     

      Глава 1. Содержание и состав финансовой системы. 

    1.1 Понятие финансовой системы и принципы ее организации. 

        Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений.

        Общественные  отношения, выступающие предметом  финансового права в целом, так  и отдельных его институтов, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

        Финансовая  система государства представляет собой совокупность финансово-экономических  институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение  в экономическом смысле.

        Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.

        В вышеприведенном определении термина  заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах.

        Финансовая  система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономической литературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

    1. Совокупность финансовых отношений;
    2. Совокупность фондов денежных средств;
    3. Финансовый аппарат управления.

        Так как финансовая система предполагает финансовые отношения, необходимо рассмотреть  данные отношения. Финансовые отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

        Например:

    • финансовые отношения между государством и предприятием – это взнос платежей в бюджет (налоги, таможенные пошлины), а также дотации и кредиты;
    • финансовые отношения между предприятиями – это долевое участие в создании совместных предприятий, взаимное кредитование, купля-продажа ценных бумаг;
    • финансовые отношения между предприятием и его работниками –это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии);
    • финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов;
    • финансовые отношения между государством и населением – это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

        При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

        Финансовая  система предполагает:

    1. финансовое устройство;
    2. правовые основы денежной системы;
    3. управление в области финансов;
    4. финансовое планирование;
    5. финансовый контроль.

        В основу построения финансовой системы  положены следующие принципы:

        1. Сочетание централизма  и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

        Данный  принцип предопределил систему  двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

        Демократическое начало в управлении отраслевыми  финансами проявляется в закреплении  за хозяйственными органами капитала (основных и оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

        В предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более  полно: его участники свободно распоряжаются  финансовыми ресурсами после  выполнения обязательств перед государством.

        2. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, город и район имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

        3. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

        4. Принцип функционального  назначения отдельных  составных элементов  финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования.

        Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства или правительства.

        Финансовая  система является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем  не может существовать самостоятельно. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и другие. 
     

      1.2 Структура финансовой системы 

        Помимо  функционального критерия классификации  финансовой системы применяется  классификация по признаку субъектов  финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

        Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

        Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

        Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

        Каждому звену системы финансов  присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

        Финансовые  системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными  государственными структурами и  организационно-правовыми формами.

        Место и роль составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов финансовой системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

        Финансы хозяйствующих субъектов материального  производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт – основной источник финансовых ресурсов общества.

        Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население вступает в отношения  своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Этим многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплат из накопительной пенсионной системы денежных средств, получение материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сферы.

        Вместе  с тем, специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер – при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий – оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступление в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения  возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны  возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.

        В учебниках советского периода в  структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая  система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в Казахстане, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

         Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов Казахстана. Финансовая система РК состоит из 3 звеньев.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Схема 1. 
     

        Первое  звено финансовой системы РК это  общегосударственные финансы. Экономическая  сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Государственные финансы включают в свой состав:

    1. государственный бюджет, который состоит из республиканского и местного бюджетов;
     

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Схема 2.

    1. внебюджетные фонды;
    2. государственного кредита.

        Роль  республиканского бюджета состоит  в том, что его ресурсы предназначены  для финансирования общегосударственных  мероприятий: государственных целевых  комплексных программ, обороны, обеспечение  правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств.

        Местные бюджеты в значительной степени  используются для регулирования  экономических процессов, размещения производительных сил, развитию территориальной  инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

        Назначение  внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий  за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

        В государственном кредите отношения  связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения их передачей  государственным органам для  финансирования государственных потребностей.

        Второе звено финансовой системы РК - это финансы хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов являются исходным звеном или материальной основой финансовой системы, так как они являются источником создания Валового Общественного Продукта и Национального Дохода.

        Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и  оказании услуг.

        Основные  черты финансов хозяйствующих субъектов:

    1. многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения;
    2. обязательное наличие производственных фондов, возникающих в связи с этим отношений по поводу формирования этих фондов, их распределения, пополнения и использования;
    3. высокая активность, возможность воздействия на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта;
    4. они представляют исходную основу всей финансовой системы.

        Третьим звеном финансовой системы РК являются финансы домашних хозяйств. Выделение финансов домашних хозяйств в отдельное звено финансовой системы обусловлено рядом факторов.

        Домашние  хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической  деятельности, от результатов которых  зависит не только благосостояние отдельной  хозяйственной единицы, но и всего населения страны. Домашние хозяйства участвуют во всех макрорегулирующих процессах.

        Домашние  хозяйства как экономические  агенты принимают решения, главным  образом, о потреблении благ, необходимых  для поддержания жизнедеятельности членов семьи. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ.

        В экономике происходит обмен между  домашними хозяйствами и фирмами. Домашние хозяйства владеют ресурсами  и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынке товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и другими субъектами в экономике формируется общий объем производства.

        Домашние хозяйства - это хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

        Финансы домашних хозяйств представляют собой  экономические денежные отношения  по формированию и использованию  фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Глава 2. Общая характеристика  финансовой системы РК 

      2.1 Особенности функционирования  государственных  финансов 

        Финансовая  система любого государства исторически  складывается во взаимосвязи с конкретными  условиями в социально-экономической  жизни общества и зависит от множества факторов.

        Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в  производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего  многообразные взаимосвязи в  экономике и социуме.

        В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

    1. государственную бюджетную систему;
    2. государственный кредит;
    3. специальные внебюджетные фонды;
    4. финансы государственных корпораций;

        Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных государствах (таких как Казахстан) бюджетная система включает два звена:

    • государственный бюджет;
    • многочисленные местные бюджеты.

        Ведущим звеном финансовой системы выступает  государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

        Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти –парламентом.

        При чрезвычайных обстоятельствах (в период войны, экономических кризисов) правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.

        Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения  национальный доход. Через это звено  финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

        Из  государственного бюджета производятся и основные расходы на военные цели, вмешательства в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и др.

        Государственный бюджет оказывает воздействие на другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.

    Государственный бюджет на 1 февраля 2010-2011 года

    Таблица 1. Государственный бюджет на 1 февраля 2010 года

    Единица измерения: млн. тенге

    Наименование Кассовое  исполнение
    I. ДОХОДЫ 194 769,9
    НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 184 615,5
    Налоговые поступления 184 615,5
    НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 7 927,7
    Неналоговые поступления 7 927,7
    ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 2 226,7
    Поступления от продажи основного капитала 2 226,7
    II. ЗАТРАТЫ 187 220,5
    Государственные услуги общего характера 7 748,0
    Оборона 2 378,2
    Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 13 457,1
    Образование 28 075,1
    Здравоохранение 35 288,5
    Социальная  помощь и социальное обеспечение 75 520,7
    Жилищно-коммунальное хозяйство 2 034,5
    Культура, спорт, туризм и информационное пространство 6 080,8
    Топливно-энергетический комплекс и недропользование 94,3
    Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн 1 914,3
    Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 181,4
    Транспорт и коммуникации 10 146,1
    Прочие 938,6
    Обслуживание долга 3 363,0
    III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ -421,1
    ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 421,1
    Погашение бюджетных кредитов 421,1
    IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ  АКТИВАМИ 10 855,6
    ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 10 867,8
    Образование 7 282,0
    Здравоохранение 1 800,0
    Прочие 1 785,8
    ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 12,2
    Поступления от продажи финансовых активов государства 12,2
    V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА -2 885,1
    VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА 2 885,1
    ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 59 123,0
    Поступления займов 59 123,0
    ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 20 579,7
    Погашение займов 20 579,7
    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ -35 658,1
     

    Источник:  Агентство статистики РК www.stat.kz 
     
     
     

    Таблица 2. Государственный бюджет на 1 февраля 2011 года

    Единица измерения: млн. тенге

    Наименование Кассовое  исполнение
    I. ДОХОДЫ 301 601,9
    НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 269 541,1
    Налоговые поступления 269 541,1
    НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 29 630,7
    Неналоговые поступления 29 630,7
    ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 2 430,0
    Поступления от продажи основного капитала 2 430,0
    II. ЗАТРАТЫ 252 010,4
    Государственные услуги общего характера 8 922,9
    Оборона 10 048,1
    Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 16 809,6
    Образование 38 213,0
    Здравоохранение 49 352,6
    Социальная  помощь и социальное обеспечение 102 716,5
    Жилищно-коммунальное хозяйство 2 261,7
    Культура, спорт, туризм и информационное пространство 8 584,3
    Топливно-энергетический комплекс и недропользование 231,0
    Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отн 1 436,7
    Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 513,7
    Транспорт и коммуникации 6 388,8
    Прочие 1 116,1
    Обслуживание  долга 5 415,6
    III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ  КРЕДИТОВАНИЕ 5 349,5
    БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ 6 148,2
    Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн 6 000,0
    Прочие 148,2
    ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 798,7
    Погашение бюджетных кредитов 798,7
    IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ  С ФИНАНСОВЫМИ  АКТИВАМИ 1 262,6
    ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 1 298,6
    Прочие 1 298,6
    ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 36,0
    Поступления от продажи финансовых активов государства 36,0
    V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА 42 979,3
    VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА -42 979,3
    ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 19 072,0
    Поступления займов 19 072,0
    ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 12 969,7
    Погашение займов 12 969,7
    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ -49 081,6
     

    Источник:  Агентство статистики РК www.stat.kz

        Государственный кредит – это кредитные отношения  между государствами, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств.

        В соответствии со статьей 194 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года № 548:

        Государственный долг – сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также  долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с  законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.

        Государственный долг включает в себя внутренний и  внешний государственный долг.

        Внутренний  государственный долг - составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.

        Внешний государственный долг - составная  часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства  Республики Казахстан и Национального  Банка Республики Казахстан перед  заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.

        Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных  или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

        Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению  национального дохода для централизации  финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.

        Средства  этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и другие.

        Их  появление, начиная с 1991 года, диктовалось  потребностями социально-экономического развития. Эти средства централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. С выполнением государством немеченых мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. К ним относятся Единый фонд социальной поддержки населения, Фонд стабилизации экономики, дорожный фонд, фонд содействия конверсии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.

        В современных условиях наряду с бюджетом повышается значение внебюджетных фондов. Такие фонды нужны, во-первых, когда  у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовую поддержку предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, будучи автономными, от бюджета, эти предназначались для решения новых задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

        Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

    1. Выделение из бюджета определенных сумм или расходов, имеющих особо важное значение.
    2. Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками дохода. Так, был создан национальный фонд РК, как сберегательный и стабилизационный и другие.

        Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.

        Внебюджетные  фонды отличаются по следующим признакам:

    1. по срокам действия;
    2. по принадлежности;
    3. по правовому положению;
    4. по целям.

        По  срокам действия внебюджетные фонды  делятся на постоянные и временные. При создании фондов постоянного действия не оговаривается срок, в течение которого они будут действовать. Временные фонды создаются для решения определенной задачи, для финансирования конкретного проекта и т.д.

        По  принадлежности фонды делятся на общегосударственные, местные и международные.

        Решение об участи в международных фондах и в их создании на уровне государства  принимает Парламент страны, поскольку  источником их финансирования выступает  либо бюджет, либо налоги и сборы.

        По  правовому положению различаются следующие фонды:

    • специальные фонды, включаемые в бюджет;
    • самостоятельные фонды;
    • фонды, обладающие частной самостоятельностью.
     

        Национальный  фонд РК

        Национальный  фонд РК был создан в 2000 году с целью  стабилизации ситуации на валютном и  финансовом рынке и аккумуляции дополнительных доходов от экспорта сырьевых ресурсов для развития экономики.

        Национальный  фонд РК представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства  РК в Национальном банке РК, а  также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. 
     
     

        Основные  цели и задачи Национального  фонда:

        Основной  целью Национального фонда является снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых  цен – стабилизационная функция. Национальный фонд также выполняет сберегательную функцию посредством формирования накоплений для будущих поколений.

        Основными задачами национального фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживание давления на курс тенге и инфляцию, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов. 

         Основные  источники формирования Национального фонда являются:

    1. прямые налоги от нефтяного сектора, к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
    2. поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
    3. поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения; иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством РК.
     

    Таблица 3. Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда Республики Казахстан за 2007 год1

    № п/п Наименование Сумма (тыс.тенге)
    1. Средства Национального  фонда (далее – Фонд) на начало отчетного периода, всего: 528233521*
    2. Поступления, всего: 139 312 971
      в том числе:  
      корпоративный подоходный налог с юридических  лиц 104 360 247
      налог на добавленную  стоимость -
      налог на сверхприбыль -
      Бонусы -
      Роялти 13 527 000
      доля Республики Казахстан по разделу продукции  по заключенным контрактам 2 905 678
      официальные трансферты 9 309 670
      средства от продажи государством земельных  участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность 1 415 760
      инвестиционные доходы от управления Фондом* (13 526 459)
      иные поступления  и доходы, не запрещенные законодательством  Республики Казахстан 21 321 075
    3. Использование, всего: 524 247
      в том числе:  
    Продолжение таблицы 3.
      - покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита 524 247
    4. Средства Фонда  на конец отчетного периода, всего: 667022245**
     

      * с  учетом сумм начисленных и  отсроченных расходов в размере  315 682 тыс.тенге; 
      ** с учетом сумм начисленных и отсроченных расходов в размере 480 894 тыс.тенге 

    Таблица 4. Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда Республики Казахстан за 2008 год

    № п/п Наименование Сумма (тыс.тенге)
    1 2 3
    1. Средства Национального фонда (далее – Фонд) на начало отчетного периода, всего: 667 022 245
    2. Поступления, всего: 413 713 744
      в том числе:  
      - официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объемами: 343 635 415
      в том числе:  
      корпоративный подоходный налог 262 772 565
      налог на добавленную стоимость -
      налог на сверхприбыль -
      Бонусы -
      Роялти 67 491 450
      доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам 13 371 400
      -официальные трансферты из республиканского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений от организаций сырьевого сектора 13 657 725
      - официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям 9 793 000
      - официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения 2 172 136
      - инвестиционные доходы от управления Фондом 44 455 468
      - иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан -
    3. Использование, всего: 724 981
      в том числе:  
      - компенсация потерь республиканского бюджета -
      - целевые трансферты -
      - покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита 724 981
    4. Средства Фонда на конец отчетного периода, всего: 1 080 011 008

    2.2. Финансы хозяйствующих  субъектов как  основа финансовой  системы. 

        Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть единой финансовой системы.

        Собирательное понятие – «хозяйствующие субъекты»  применяется в последнее время  в связи с вовлечением в  хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических – индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства – без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект», кроме  того, распространяется на все организационно-правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, с расширением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, в том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей (при определенных, оговоренных законом, положением или уставом условиях), размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов – в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, - уставном направлении, но и в коммерческом – направленном на извлечение дохода от смежной, дополнительной или побочной деятельности.

        Поскольку значительная часть хозяйствующих  субъектов занята в сфере материального  производства, где создается материальный общественный продукт – источник жизнеобеспечения общества, то финансы  этого звена представляют собой  основную, исходную часть финансов.

        Наличие финансов хозяйствующих субъектов, как в целом финансов государства, обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием экономических  законов. Финансы хозяйствующих  субъектов выражают в денежной форме  основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов. Они применяются для распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития национального хозяйства. Это развитие немыслимо без прочих и хорошо налаженных финансов хозяйствующих субъектов, которые являются важным экономическим инструментом системы управления национальным хозяйством, мощным средством преобразования экономики. Представляя собой часть производственных отношений, они в совокупности с другими производственными отношениями непосредственно воздействуют на эффективность хозяйственной деятельности низовых звеньев управления национальным хозяйством.

        Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.

        Финансы хозяйствующих субъектов имеют  сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию – финансовую.

        Многообразные отношения в сфере финансов хозяйствующих  субъектов  сводятся в укрупненные  группы; эти отношения возникают  в процессе расширенного воспроизводства между:

        государством  и хозяйствующими субъектами при  взносе платежей в государственный  бюджет, внебюджетные фонды, формировании валютных фондов и ресурсов, частично – при финансировании из государственного бюджета;

        хозяйствующими  субъектами и их вышестоящими организациями при перераспределении доходов, фондов, по арендным платежам;

        разными хозяйствующими субъектами вступающими  между собой в отношения по оплате сырья, материалов, топлива, готовой  продукции, работ и услуг, в том  числе по посредническим операциям;

        хозяйствующими  субъектами и страховыми органами по страхованию имущества, персонала;

        между хозяйствующими субъектами при выпуске  и реализации акций и других ценных бумаг, при взаимном кредитовании и  долевом участии при создании совместных предприятий;

        между владельцами и наемными работниками  – по оплате труда, материальному  поощрению, санкциям, при выпуске  акций и выплате дивидендам по ним;

        внутри  хозяйствующих субъектов в связи  с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения – уставного, потребления, накопления, резервного, валютного, ремонтного или возможных их модификаций;

        основной  деятельностью хозяйствующих субъектов  и собственным капитальным строительством в процессе обеспечения финансовыми  ресурсами затрат на капитальные вложения, а также оплаты работ и услуг, выполненных для собственного капитального строительства.

    Основными чертами финансов хозяйствующих  субъектов являются:

    1. многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения;
    2. обязательное наличие производственных фондов (капиталов);
    3. высокая активность, возможность воздействия на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта;
    4. они представляют исходную основу всей финансовой системы.

    Таким образом, финансы хозяйствующих  субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг. 

    Глава 3. Финансовая система Казахстана и мировая практика 

        В настоящее время в составе  государственных финансов Великобритании выделяют государственный бюджет, специальные  внебюджетные фонды, финансы местных  органов власти, финансы государственных  корпораций.

        Ведущим звеном финансовой системы в стране является государственный бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством включает бюджет центрального правительства и многочисленные местные бюджеты.

        Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов и  капитальный бюджет. Свыше 90% доходов обычного бюджета обеспечивают налоги. Расходы текущего бюджета подразделяются на:

    1. Ежегодно утверждаемые парламентом расходы на оборону, экономические и социальные цели, управление, субсидии местным органам власти и т.д.;
    2. Расходы консолидированного фонда постоянных затрат, которые не рассматриваются парламентом. Это выплаты по государственному долгу, взносы в бюджет ЕЭС, платежи по «цивильному листу», которые включают содержание королевы и ее двора, жалованье генеральному контролеру.

        Национальный  фонд займов представляет собой бюджет капитальных вложений. Доходы поступают  в виде процентов по кредитам, прибыли  эмиссионного аппарата Банка Англии, а также средств, поступающих  из обычного бюджета при образовании  положительного сальдо.

        Последним звеном финансовой системы являются финансы государственных предприятий: государственных корпораций, смешанных и ведомственных предприятий. Государственные корпорации являются преобладающей формой государственных предприятий. Они находятся в ведении правительства и представляют собой предприятия национализированных отраслей промышленности. Финансовые отношения этого звена финансовой системы представлены, в основном, взаимосвязями с бюджетом по поводу уплаты налогов и получению трансфертов.

        Современная финансовая система Франции, отличающаяся многозвенностью, включает: общий бюджет, специальные счета Казначейства, присоединенные бюджеты, специальные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. На долю государственного бюджета приходится 47%, местных бюджетов – 9%, фондов социального страхования – 40%, государственных предприятий около 4% всех средств государства. Правительство использует звенья финансовой системы для стимулирования общественного воспроизводства, равномерного размещения производительных сил в стране, специального маневрирования.

        Государственный бюджет, в котором находит отражение  экономическая и социальная политика государства, является основным звеном финансовой системы.

        Государственный бюджет в целом не утверждается законодательной властью. Ежегодно он составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета Казначейства и присоединенные бюджеты.

        Специфической чертой государственных финансов Франции  является наличие присоединенных бюджетов. Они введены для организаций, которые не являются юридическими лицами, осуществляют торгово-промышленные операции и пользуются финансовой автономией. Присоединенные бюджеты отличаются некоторыми особенностями от общего бюджета: они включают доходы и расходы, связанные с текущей деятельностью, а также инвестиционные расходы и специальные ресурсы, выделенные на их покрытие. Сальдо присоединенных бюджетов фигурирует в общем бюджете, из которого предоставляются субсидии для уравновешивания, если собственные средства присоединенных бюджетов недостаточны.

        Особенности финансовой системы Франции проявляются  при рассмотрении структуры доходов  и расходов государственного бюджета.

        Доходы  формируются за счет налогов, средств  государственных предприятий, займов и других поступлений.  Доходы и расходы бюджета делятся на две части: операции окончательного характера, то есть обычные текущие расходы, и операции временного характера.

        Большие финансовые средства, преимущественно  в форме субсидий, затрачивается на финансирование государственных предприятий. Значительную помощь они получают в форме государственных заказов, субсидий,  дотаций, льготных кредитов. Государственные заказы постоянно увеличиваются, особенно для таких отраслей, как машиностроение и авиастроение, нефтепереработка.

        Основой анализа этих взаимосвязей, совместимости  различных хозяйственных решений, оценки их воздействий на экономику  в целом под углом зрения общенациональных приоритетов, соответствия этим приоритетам  государственных целей и средств их достижения во Франции является система национальных счетов. Они отображают процессы и результаты производства, потребления и, накопления, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. На базе данных такой системы построен комплекс экономико-математических моделей, который позволяет выявить закономерности поведения экономической системы при той или иной бюджетной политике государства.

        Исходя  из приведенных примеров, различные  страны имеют разнообразные финансовые системы. Это обусловлено историческим развитием и национальными факторами, а также психологическим устройством населения той или иной страны. Казахстан имеет свою собственную финансовую систему и движется в собственном направлении. Поэтому необходимо выделить основные перспективы развития финансовой системы Республики Казахстан.

        Финансовая  система Казахстана заметно активизировалась за последние четыре года, что связано  с оживлением экономики с середины 2000 г. Одним из ключевых направлений  развития финансовой системы РК является формирование доходов местных бюджетов. Высокая ответственность органов самоуправления должна быть направлена на рост производства и устойчивую экономику.

        Масштабы  теневой экономики в РК на сегодня  достаточно велико. В связи с этим необходимо снизить ставку НДС в 2011 г. на 1%, в 2012-2013гг. 1-2%; с 2012 года снизить социальный налог в среднем на 30%, что должно стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников; с 2011 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. С целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников, предлагаю исключать из их облагаемого дохода минимальный размер заработной платы, вместо месячного расчетного показателя. С 1 января 2011 года ввести уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса.

        Не  отрицая на современном этапе  активность финансовой политики государства  в сфере финансов, отмечается, что  интенсивно используемый государством перераспределительный механизм решает в основном тактические задачи в изыскании финансовых ресурсов на любом уровне и конкретные результаты. В стратегическом плане обществу необходимо иметь реальные источники. Финансы отечественных предприятий, фирм и являются источниками формирования финансовых ресурсов общества. Следовательно, механизм налогообложения, распределения доходов, кредитный механизм и все другие методы формирования финансовых ресурсов должны действовать во взаимосвязи с финансовой политикой на основе правовых норм, нормативных требований и всех других составных систем.

        Для дальнейшего развития финансовой системы  РК необходимо развивать страховой  рынок, накопительные пенсионные фонды, банковскую систему. Также необходимо реализовать следующие программы  для дальнейшего развития финансовой системы РК: Программы развития Страхового рынка на 2004-2006гг., рынка ценных бумаг на 2005-2007 гг., накопительной пенсионной системы на 2005-2007гг.

        Также для развития финансовой системы  необходимо поддерживать низкие темпы  инфляции в пределах 3-4% годовых; осуществление валютной политики, направленной на поддержание относительно высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; совершенствование государственного регулирования участников финансового рынка; приближение платежной системы РК к стандартам Европейского союза и построению платежной системы стран СНГ.

        Проект  Концепции развития финансового сектора страны на 2011 – 2013 годы через Ассоциацию финансистов Казахстана.2

        Мы  предполагали, что Концепция должна стать не просто очередным программным документом, а системным видением места финансового сектора в экономике республики, целей и задач ее развития, текущих и потенциальных проблем, а также путей их решения со стороны регуляторов и самих участников рынка. Концепция должна давать представление о понятном и предсказуемом государственном регулировании финансового сектора на ближайшие 3 года на основе принципов прозрачности, целесообразности, эффективности и соответствия принятым международным стандартам.

        Можно с удовлетворением констатировать, что последний вариант Концепции принципиально этим подходам соответствует и дает нужное понимание стратегического развития финансового сектора. Не в последнюю очередь это произошло благодаря открытости к диалогу со стороны Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора.

        Основными значимыми задачами, требующими нового государственного регулирования, на ближайшее  время являются:

        1) предлагаемые государством меры по управлению внешним долгом банковского сектора. Мы считаем, что предложения по введению пороговых значений, или квот являются по сути возвратом к административно-плановой экономике со всеми ее издержками. Банк уверен, что государство, во-первых, должно в равной степени и примерно одинаковыми инструментами регулировать весь валовой внешний долг страны, включая собственно государственный и гарантированный государством долг, внешние долги национальных компаний, внешние долги банков второго уровня, а также межфирменную задолженность. Во-вторых, меры государственного регулирования должны сводиться к косвенным методам с усилением роли риск-менеджмента, повышением капитализации финансовых институтов и усилением роли государства в создании предпосылок для развития внутреннего долгового рынка;

        2) регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на финансовом рынке. С принятием летом 2006 года нового Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» финансовые организации подпадают под общее антимонопольное регулирование со стороны Комитета по защите конкуренции МИИТ Республики Казахстан. В настоящее время через Ассоциацию финансистов мы активно работаем с Комитетом над проектами подзаконных нормативных актов, принимаемых во исполнение нового Закона, поскольку совершенно очевидно, что финансовый сектор имеет свою существенную специфику, заключающуюся в широком спектре оказываемых услуг, детальной сегментации клиентов, сложной системе ценообразования и пр. Вызывает озабоченность отсутствие наработанной правоприменительной практики антимонопольного регулирования финансовых организаций как у самого антимонопольного органа, так и у участников финансового рынка;

        3)дальнейшее внедрение международных стандартов корпоративного управления. Это очень важный момент, так как акции банка не только входят в листинг А Казахстанской фондовой биржи, но и находятся в свободном обращении на Лондонской и Франкфуртской фондовых биржах в форме депозитарных расписок. По этой причине для банка первостепенной задачей является соответствие признанным стандартам корпоративного управления в части публичного раскрытия максимальной информации о банке, создание эффективных коммуникаций с инвесторами и акционерами, усиление роли совета директоров в процессе стратегического управления банком и пр.;

        4) внедрение систем, препятствующих отмыванию денег и прохождению через банковскую систему теневых капиталов. Закон о борьбе с отмыванием денег находится на стадии согласования и доработки уже несколько лет, и мы надеемся, что он будет принят Парламентом в течение 2011 года, поскольку его принятие давно ожидается не только в Казахстане, но и со стороны иностранных контрагентов местных финансовых институтов, особенно - из США и стран Западной Европы, которые придают огромное значение данному вопросу. Важно, чтобы Закон и принимаемые в связи с ним подзаконные акты были максимально понятны, однозначны и не вызывали толкований, чтобы банки и иные субъекты, предоставляющие информацию, имели время для подготовки своего программного обеспечения, обучения персонала и пр.

        5) развитие инновационных электронных финансовых услуг - считаем необходимым на законодательном уровне решить вопрос по установлению гражданско-правовых отношений между субъектами финансового рынка и их клиентами с использованием электронно-цифровой подписи в том порядке и объеме, в каком это будет приемлемо для сторон таких отношений по их договоренности без жесткого регулирования этого вопроса на уровне законодательства. Кроме того, в настоящее время наш банк активно сотрудничает с Налоговым комитетом Министерства финансов по вопросам оплаты налогов населения (налога на имущество, на транспорт, на землю) через банкоматы и киоски самообслуживания. Успешная реализация этого проекта позволит не только сделать максимально удобным процесс оплаты налогов, но и докажет, что банки второго уровня имеют опыт и технологии для участия в более масштабных проектах, например, могут взять на себя построение на базе своих карточных и процессинговых систем платежных шлюзов для оплаты физическими и юридическими лицами услуг электронного правительства. Мы предлагаем разработать в среднесрочной перспективе системы взаимодействия электронного правительства с банковскими системами для оплаты электронных услуг.

        6) Хотелось бы сделать еще одну  ремарку в части введения налогов на вознаграждения физических лиц по депозитам и долговым ценным бумагам - мы считаем данное предложение преждевременным, т.к. перечень инструментов, через которые физические лица могут сберегать и преумножать свои накопления, до сих пор является крайнее ограниченным. Как правило, это недвижимость, депозиты и - с недавних пор - паи и акции инвестиционных фондов. Операции с недвижимостью, находящиеся в собственности более года, от налогообложения освобождены, а если недвижимость была в собственности менее года, то зачастую применяются «серые» схемы, скрывающие прирост стоимости; доходы по акциям и паям инвестиционных фондов от налогообложения также освобождены. Таким образом, если из всех основных видов финансовых инструментов, используемых физическими лицами, объектом налогообложения станут только банковские вклады - наиболее надежные инструменты, гарантируемые Фондом гарантирования вкладов, и имеющие доходность выше уровня инфляции, такое предложение представляется нам несколько нелогичным. Мы бы предложили перенести рассмотрение данного вопроса на более далекую перспективу, когда линейка финансовых инструментов будет более развитой, а уровень рисков и доходности по ним будет более сбалансированным (после 2011 года).

        В принципе, эти задачи, являющиеся важными  для нашего банка в среднесрочной перспективе, во многом созвучны Концепции, что мы считаем несомненно позитивным, и будем продолжать активно сотрудничать с государственными органами по конкретному решению каждой поставленной в Концепции задачи. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

            В моей курсовой работе были  рассмотрены, понятие, принципы, структура финансовой системы  РК.  Финансовая система РК  состоит из трех звеньев: общегосударственные  финансы, финансы хозяйствующих  субъектов и финансов домашних  хозяйств или населения. Общегосударственные финансы подразделяются на следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Финансов хозяйствующих субъектов делятся на следующие подсистемы: Финансы хозяйствующих субъектов материальной сферы производства  и нематериальной сферы производства.

        В работе было рассмотрено роль внебюджетных фондов РК на примере Национального  фонда. Данный фонд был создан в 2000г., который является сберегательным и  стабилизационным фондом.  Основными  источниками формирования Национального фонда являются:

        1. прямые налоги от нефтяного  сектора, к которым относятся  корпоративный подоходный налог,  налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции,  рентный налог на экспортируемую  сырую нефть, газовый конденсат.

        2. поступления от приватизации  государственного имущества, находящегося  в республиканской собственности  и относящегося к горнодобывающей  и обрабатывающей отраслям;

        3. поступления от продажи земельных  участков сельскохозяйственного  назначения; иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством РК.

        Также был использован отчет о формировании и использовании Национального Фонда в 2007-2008году. По состоянию на 1 января 2007-2008 года чистые активы Национального фонда Республики Казахстан составили 666 540 924 тыс.тенге, в том числе поступления за 2007 год - 139 312 971 тыс.тенге. Значительная доля поступлений в Национальный фонд в 2008 году была сформирована за счет сверхплановых поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан), сумма которых составила 120792 925тыс.тенге. Для обеспечения прозрачности деятельности Национального фонда была проведена ежегодная аудиторская проверка в соответствии с международными стандартами аудита.

        Были  рассмотрены перспективы развития финансовой системы РК, среди которых  можно выделить следующие, это снижение налоговой ставки, механизм налогообложения, распределения доходов, кредитный  механизм и все другие методы формирования финансовых ресурсов должны действовать во взаимосвязи с финансовой политикой на основе правовых норм, нормативных требований и всех других составных систем.

        Для дальнейшего развития финансовой системы  РК необходимо развивать страховой  рынок, накопительные пенсионные фонды, банковскую систему. Также необходимо реализовать следующие программы для дальнейшего развития финансовой системы РК: Программы развития Страхового рынка на 2004-2006гг., рынка ценных бумаг на 2005-2007 гг., накопительной пенсионной системы на 2005-2007гг.

        Также для развития финансовой системы  необходимо поддерживать низкие темпы  инфляции в пределах 3-4% годовых; осуществление  валютной политики, направленной на поддержание  относительно высокого уровня конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей; совершенствование государственного регулирования участников финансового рынка; приближение платежной системы РК к стандартам Европейского союза и построению платежной системы стран СНГ. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  использованной литературы: 

    1. Конституция Республики Казахстан от 30.09.1995г.
    2. Бюджетный кодекс РК
    3. Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстана – Астана 2005г.
    4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана, 1.03.2006г.
    5. Р.К. Берстембаева « Организация государственных финансов в отдельных развитых странах». Учебное пособие – Алматы, 2001г.
    6. Мельников В.Д.  Основы финансов, Алматы, LEM, 2005г.
    7. М.В. Романовский, Финансы, Москва, Юрайт, 2001г.
    8. Жуйриков К.К. Бюджет: составление, утверждение, исполнение. Учебное пособие – Алматы, 2003г.
    9. Экономика США, Учебник для вузов, под редакцией В.Б. Супяна, Санкт-Петербург, Питер, 2003г.
    10. Жамишев Б.Б. «По отдельным вопросам развития финансового сектора Республики Казахстан», Алматы, Банки Казахстана № 10, 2005г.
    11. А. Нусупова «Опыт становления современной денежно-кредитной и банковской системы Казахстана», Алматы, Экономист № 11, 2003г.
    12. З. Искакова «Прочность финансовой системы Казахстана и ее факторы», Алматы, Каржы-Каражат №5, 2004г.
    13. Данные Агентства РК по статистике 2011г.
    14. Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
    15. Бизнес & Власть (Алматы), № 17 (017), 29.12.2005.
    16. www.minfin.kz
    17. www.nationalbank.kz
    18. www.stat.kz  агенство статистики РК

    Информация о работе Финансовая систему РК