Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 03:00, курсовая работа
Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.
Введение.
1. Сущность и функции финансов.
2. Финансовая система и ее субъекты.
3. Государственный бюджет: пути формирования и использования.
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
САМАРКАНДСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра «Касб-хунар таълими»
На тему: Финансовая система Республики Узбекистан.
Выполнил: студент гр. МК-212
Нишонов Шохрух
Проверила: Хамракулова О.Д.
Самарканд – 2013 г.
План:
Введение.
1. Сущность и функции финансов.
2. Финансовая система и ее субъекты.
3. Государственный бюджет: пути формирования и использования.
Заключение.
Список
литературы.
Введение
Финансы - это
система экономических
Финансы - экономический
инструмент распределения и
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
В системе финансовых
отношений государства
Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Влияние государственных расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций. И подобно инвестициям государственные расходы обладают мультипликационным эффектом.
В основе бюджетной политики государства могут лежать различные теоретические концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.
Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Финансы - это
система экономических
Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - экономический
инструмент распределения и перераспределе
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.
Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).
Понятие финансовой системы государства
и ее структура
Совокупность финансовых отношений национальной
экономики образует финансовую систему
государства. С точки зрения социально-экономических
отношений, она складывается из централизованных,
децентрализованных финансов и финансов
домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная
система, государственный кредит, специальные
внебюджетные фонды, фонды имущественного
и личного страхования. Они используются
в качестве инструмента регулирования
национальной экономики в целом, решения
целого ряда важнейших экономических
и социальных задач.
Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий
различных форм собственности. Это финансовые
отношения между юридическими лицами,
юридическими лицами и государством, юридическими
и физическими лицами. В своей стимулирующей
функции они используются для регулирования
экономических и социальных отношений
в рамках отдельных хозяйственных субъектов.
Финансы фирм, предприятий и отраслей
народного хозяйства составляют основу
финансов. Здесь формируется подавляющая
часть финансовых ресурсов. От состояния
финансов предприятий различных форм
собственности во многом зависит общее
финансовое положение страны.
В условиях рыночных
отношений предприятия
Финансы
домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые
отношения между физическими лицами, совместно
проживающими и ведущими общее хозяйство.
(В отличие от семьи, домохозяйство может
включать, кроме родственников, также
людей, которые полностью или частично
вносят свою долю в бюджет домохозяйства,
а также состоять и из одного человека,
обеспечивающего себя материально.)
Каждый элемент финансовой системы особым
образом влияет на производство, имеет
свои, присущие ему функции. Так, с помощью
централизованных финансов мобилизуются
ресурсы в основной централизованный
фонд государства и происходит их распределение
и перераспределение между отраслями
национального хозяйства, экономическими
регионами, отдельными группами населения.
Внебюджетные фонды в рамках централизованных
финансов имеют строго целевое назначение:
социальный Пенсионный фонд Республики
Узбекистан мобилизует средства на выплату
пенсий гражданам страны. Фонды имущественного
и личного страхования предназначены
для возмещения ущерба, нанесенного стихийными
бедствиями предприятиям и населению,
а также для выплаты застрахованному лицу
или его семье материального обеспечения
при наступлении страхового случая. Государственный
кредит как элемент централизованных
финансов представляет собой форму кредитных
отношений между государством и юридическими
и физическими лицами, при которых государство
выступает, главным образом, в качестве
заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство.
При их участии создается ВНП, распределяемый
внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной
основой их жизни, так как предполагают
контроль за предстоящими доходами и расходами
в рамках отдельной экономической ячейки
общества.
Таким образом,
каждое звено финансовой системы представляет
собой определенную сферу финансовых
отношений, а финансовая система в целом
- совокупность различных сфер финансовых
отношений, в процессе которых образуются
и используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.
финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это специфическая форма движения денежных средств. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и Других потребностей общества.
.
Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода. |
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
1) денежная форма;
2) распределительный характер отношений;
3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо не фондовой формах.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов - это специфический способ выражения присущих финансам свойств.
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СУБЪЕКТЫ
Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.
Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.
Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.
Финансовая система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.
Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).
Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.
Информация о работе Финансовая система Республики Узбекистана