Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.

Содержание

Введение
1.Глава Понятие финансовой системы
1.1Сущность и структура финансовой системы
1.2Финансы и их роль в экономике
2.Глава Финансовая система РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

урсовая по эконом теории.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного  строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

     Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета  в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования  на внутренних и внешних финансовых рынках.

     В 1997 году не было допущено ни одного дефолта  по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей  страны как надежного партнера в  международных делах. Впервые в  истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.

     По  уровню привлечения прямых иностранных  инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 1989-1996 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

     Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет  в настоящее время достаточно совершенную законодательную и  институциональную базу для эффективного привлечения и использования  иностранных инвестиций. Мы имеем  сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. 1Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

     Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости  населения. Это весьма актуально  для Казахстана, поскольку в 1996 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.

     Еще один фактор – это структурные  реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.

     2.3Пути  улучшения финансовой  системы

     Одной из актуальнейших и принципиально  важных проблем сегодня является укрепление финансовой системы и  обеспечение выхода национальной экономики  на траекторию роста и социального  развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.

     Перспективы развития финансовой системы на этапе  рыночного построения экономики  и пути ее кадрового и профессионального  обеспечения должны рассматриваться  в контексте их роли и влияния на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в экономике по своему значению равноценны кровеносной системе организма. Они создают тесное переплетение специфических финансовых сфер, как то – бюджет, казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит, если и будут доведены даже до идеального состояния, не могут позитивно влиять на экономику, поскольку это отдельные звенья единой цепи. Их необходимо усовершенствовать одновременно.

     Такой подход к решению назревших проблем требует концентрации внимания в разрезе двух плоскостей: оценки совершенствования имеющейся в наличии финансовой системы и механизмов ее функционирования соответственно современных нужд и оценки профессионализма персонала финансовых служб и их способности к реализации этих заданий. Ведь учреждения финансовой системы – это не абстрактные формирования, они представлены людьми, которые на своих плечах несут нелегкую ношу современных финансовых проблем. Только профессионализм и ответственность – залог успеха в формировании управления финансами и повышении эффективности влияния финансовой системы на социально-экономическое развитие общества.

 

 

     Заключение

     Финансовая  система является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

     Помимо  функционального критерия классификации  финансовой системы применяется  классификация по признаку субъектов  финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

     Звенья  как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

     В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

     Для осуществления переориентации экономики  необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных  преобразований, определение соотношения  между средствами государства в  виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

     Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное  воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический  рычаг; и как стимул.

     Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта.

     Государственный бюджет является инструментом осуществления  государственной политики и основным источником денежных средств для  реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее  время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

     На  уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

     Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.

     Общественные  финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.

     Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

  • Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;
  • В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной отрасли.
  • В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.
  • Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК.
  • На сегодняшний день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о плохо продуманной стратегии расходования средств.
  • Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК.

     Приоритетной  задачей Республики Казахстан на сегодняшний день является, на мой взгляд, урегулирование вышеназванных проблем.

 

 

     Список  использованной литературы

  1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».
  2. Закон Республики Казахстан № 355-1 ЗРК от 31.03.99 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента, имеющий силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» № 2235 от 24.04.95».
  3. Закон РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00 "О бюджетной системе".
  4. Закон РК № 359-1 ЗРК от 01.04.00 "О внесении изменений и дополнении в Закон РК "О республиканском бюджете на 2001 год".
  5. Ковалев В.М. Общая теория финансов. - М., 1997 г.
  6. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.
  7. Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 1998 г.
  8. Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г.
  9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г.
  10. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 1998г.
  11. Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г.
  12. Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана.
  13. Стратегия развития 2030

1 Указ Президента  Республики Казахстан, имеющий  силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах  и других платежах в бюджет».

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан