Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:24, курсовая работа
Финансовая система Российской Федерации напрямую связана с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные или региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких расходов. К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
В соответствии с Программой развития бюджетного финансирования, принятой в августе 2001, для оказания финансовой помощи регионам используются 5 фондов: 1.Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
2. Фонд компенсаций.
3. Фонд софинансирования социальных расходов.
4. Фонд регионального развития.
5.Фонд реформирования региональных финансов.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
4.2. Бюджетная ссуда (англ. budget advance) - денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Ее назначение - покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, связанных с сезонными расходами либо сезонными колебаниями поступления доходов. В РФ бюджетные ссуды, как правило, выделяются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а из последних - в местные бюджеты. Законодательством предусмотрена также возможность выделения бюджетных ссуд органами государственной власти и местного самоуправления одного уровня. Предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением. Если бюджетная ссуда не погашается до конца финансового года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании на не формализованной основе, что делает непрозрачной методику такого регулирования. На этом основании ряд экономистов высказывается за отказ от использования данной формы оказания финансовой помощи бюджетам другого уровня. Непогашенная часть бюджетной ссуды в следующем бюджетном году подлежит незамедлительному возврату или погашению за счет уменьшения финансовой помощи, оказываемой из бюджета, которому она должна быть возвращена. Применение бюджетной ссуды в России вызвано также нестабильной экономической ситуацией, при которой в условиях бюджетного кризиса и низкого уровня оборотной кассовой наличности, а нередко и в связи с ее отсутствием в территориальных бюджетах не хватало средств для финансирования предусмотренных расходов. В этих условиях бюджетная ссуда подчас не погашались до конца года. Так, остатки невозвращенных в федеральный бюджет бюджетной ссуды на начало 2000г. составили 6,25 млрд р. Согласно Бюджетному кодексу РФ при финансировании бюджетных расходов в форме, предусматривающей предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету только на возвратной и возмездной основах, применяется бюджетный кредит.
4.3. Субсидия (англ. subsidy, фр. subside) - бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам - предпринимателям с целью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовой поддержки, исходя из проводимой государством экономической политики.
Субсидии предоставляются определенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядке оказания помощи с целью стимулирования потребления.
Субсидирование в рамках целевых государственных программ, в соответствии с ФЗ РФ предоставляется исключительно на конкурсной основе на цели, под которые выделяются средства из федерального бюджета.
Субсидии предоставляемые на определенных условиях, называются «условными» или «обусловленными». Субсидии иногда могут предоставляться в натуральной форме. Субсидирование может быть прямым и косвенным. К косвенному относится, например, предоставление государством различных льгот, регулирование цен как бюджетные затраты. В случае не освоения Субсидии в установленный срок, то неизрасходованные соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого Субсидия была получена, а за расходование не по целевому назначению грозит уголовная ответственность.
4.4. Субвенция (англ. subvention) - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срока использования. Если Субвенция выделяется с указанием и дополнением условий, она называется «обусловленной». В случае не израсходования Субвенции в установленный срок, то неизрасходованные соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого Субвенция была получена, а за расходование не по целевому назначению грозит уголовная ответственность. Субвенция направляется на конкретные объекты по целевым федеральным и региональным программам. По мере того как в РФ все в большей степени будет происходить переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, можно ожидать расширения сферы применения С. и на текущие расходы.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов является главным рычагом финансовой системы РФ как элемент стабилизации экономики. Данные финансовые родники стимулируют бюджеты региональных уровней.
Такая практика целевого выделения безналичных денежных средств способствует развитию хозяйственной, строительной, предпринимательской и сельскохозяйственной инициатив местных администраций, стимулирует экономические процессы на территории РФ и пополняет доходную часть областных бюджетов, при этом усиливая финансовый контроль.
Выделение целевых безналичных денежных средств как стабилизационные мероприятия, не побоясь выражусь как превентивные мероприятия направленные на стабилизацию финансовой системы РФ, - необходимо направлять для освоения в те населенные пункты, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличием исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать именно целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств, например таких как строительство метрополитена в г. Самара, проведение международных олимпийских игр.
Список использованной литературы:
1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. Уч. пос., 2003г.
2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. Уч. Финстатинформ, 2004г.
3. Деньги, кредит, банки. Учебник для вузов Е.Ф. Жуков.
4. Кассель Г. Инфляция и валютный курс. Уч. 2005г.
5. Курс переходной экономики. ∕ Под ред. Л.И. Абалкина. Финстатинформ, 2004г.
6. Савинский Ю.П. Денежно-
7. Современный экономический словарь. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский 2006г.
8. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. В.К. Сенчагова. Финст, 2005г.
9. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
10. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011г. И на плановый период 2011г. И 2012г.».
11. А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика. 2003г.
12. Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2004.
13. В.М. Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 1995г.
14. Официальный сайт Министерства финансов РФ.
15. Представление субъектам бюджетного планирования предложений по распределению бюджетных ассигнований на 2011-2013г. Письмо Минфина РФ от 02.08.10г. № 16.01-05/53.
16. Правовая система «Консультант плюс»
Информация о работе Финансовая система и ее роль в стабилизации экономики