Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа
Целью данной работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристики фискальной политики,
- видов фискальной политики,
- инструментов фискальной политики,
- роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.
Введение
1. Сущность фискальной политики, ее виды
2. Инструменты фискальной политики
3. Особенности фискальной политики в России
Заключение
Список использованной литературы
Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Государственные расходы выступают в форме:
- государственного заказа,
который распределяется на
- строительства за счет капитальных вложений;
- расходов на оборону, управление и т.д.
Основная часть
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.
Государственный бюджет представляет
собой централизованный фонд денежных
ресурсов, которым располагает
Расходы показывают направление
и цели бюджетных ассигнований и
выполняют функции
Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Государственные трансферты,
являясь одним из инструментов фискальной
политики, представляют собой выплаты
государственных органов, не связанные
с движением товаров и услуг.
Они перераспределяют доходы государства,
полученные от налогоплательщиков, через
пособия, пенсии, выплаты по социальному
страхованию и т.д. [6, с. 671]. Трансфертные
платежи имеют более низкий мультипликатор
по сравнению с другими
Инструменты фискальной политики
по-своему влияют на экономическую
ситуацию, помогая достичь целей,
поставленных перед фискальной политикой.
Основными инструментами
3. Особенности фискальной политики в России.
Фискальная политика оказывает
большое влияние на развитие государства
и на складывающуюся ситуацию в стране.
Поэтому очень важно
Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6%..
В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд.рублей (91,5% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 403,5 млрд.рублей (5,1%), местных налогов и сборов - 90,7 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 184,7 млрд.рублей (2,3%) [12].
Если мы рассмотрим таблицу, представленную в приложении 3 и построим диаграмму посткупления налогов (рис.2), то увидим, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,6%.
Рис. 2 Структура поступивших налогов [12].
Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,1%, на добавленную стоимость - на 2,7%, акцизам в целом - на 3,3%, из нее на вина - 65,0%, дизельное топливо - на 60,1%, табачную продукцию - на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы - на 12,2%, пиво - на 8,1%, автомобильный бензин - на 3,7%. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 41,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 21,9%, налогу на прибыль организаций - на 4,9% [12]..
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.
На рисунке 3 представлена динамика и структура просроченной задолженности.
Рис.3 Динамика задолженности по налогам и сборам [12].
Рассмотрим теперь какое место налоги занимают в формировании бюджета РФ.
В приложении 4 дана структура бюджета по поступлениям и расходам. Из данной таблицы видно, что налоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Если рассматривать долю налоговых поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.
Исходя из вышеприведенных значений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
В этой связи хотелось бы выделить основные направления налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.
Введенные в действие к
настоящему времени основы российской
налоговой системы были сформированы
во многом с учетом лучшей мировой
практики в области налоговой
политики. Вместе с тем эффективность
и результативность функционирования
российской налоговой системы хотя
и соответствует нынешнему
Отчасти подобные проблемы
могут быть решены с помощью адаптации
широко используемых инструментов налоговой
политики к современным условиям
российской экономики, примером чего является
успешное использование в России
плоской ставки налога на доходы физических
лиц. Вместе с тем, во многих случаях
неэффективность налоговой
В среднесрочной перспективе
будет продолжено совершенствование
системы администрирования
а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
б) Повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
г) Совершенствование системы
государственной регистрации
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:
1) Отказ от увеличения
номинального налогового
2) Унификация налоговых
ставок, повышение эффективности
и нейтральности налоговой
Среди основных направлений, в которых предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления.
1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее время получила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам с корпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, а также неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.
Еще одним негативным эффектом
использования трансфертного
В данный момент для России
актуальным является вопрос противодействия
использованию подобных трансфертных
цен связанными или контролируемыми
компаниями в целях минимизации
своих налоговых обязательств. Основной
задачей налоговых органов
2. Налогообложение дивидендов,
выплачиваемых российским
Информация о работе Фескальная политика её виды и особенности