Федеральный бюджет, региональные бюджеты (субъектов федерации) и местные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 27.53 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

         Кафедра «Правовое регулирование  и экономика таможенного дела» 
 
 

     

                                                    Реферат:

                          По дисциплине «Экономическая  теория» 

«Федеральный  бюджет, региональные бюджеты (субъектов  федерации) и местные  бюджеты». 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса  ЮТД -219

Грезнев Сергей 

Рецензент: доктор экономических наук, профессор 

Кулишова Р. С. 

                                               Москва 2011 

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства  России на текущий финансовый год, имеющий  силу закона.

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета  от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств  бюджета формируется большая  часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета  выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета  непосредственно воздействуют на важнейшие  макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория  и инструмент политики.

По своей форме  федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и  использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных  функций.

С юридической  точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный  акт — закон. Он разрабатывается  органами исполнительной власти и принимается  органами законодательной (или представительной) власти.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

            • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
            • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
            • государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

            • доходов от использования имущества;
            • доходов от продажи имущества;
            • части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

            • прибыль Банка России;
            • доходы от внешнеэкономической деятельности;
            • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным  бюджетам по нормативам, устанавливаемым  законом о федеральном бюджете  на очередной год.

Опубликовано 17 декабря 2010 г. Вступает в силу 1 января 2011 г.

Принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

1) прогнозируемый  общий объем доходов федерального  бюджета в сумме 8 844 554 761,0 тыс.  рублей;

2) общий объем  расходов федерального бюджета  в сумме 10 658 558 761,0 тыс. рублей;

3) верхний предел  государственного внутреннего долга  Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5 148 390 316,9 тыс.  рублей;

4) верхний предел  государственного внешнего долга  Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов  США, или 44,9 млрд. евро;

5) дефицит федерального  бюджета в сумме 1 814 004 000,0 тыс.  рублей.

В частности, в  законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  2008

  Доходы  — 6644,4 млрд руб.

  Расходы — 6570,3 млрд руб.

  2009

  Доходы  — 7465,4 млрд руб.

  Расходы — 7451,2 млрд руб.

  2010

  Доходы  — 8090,0 млрд руб.

  Расходы — 8090,0 млрд руб.

  Местный бюджет

  Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

  Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении:

  формировании  денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных  органов власти; распределении этих фондов между отраслями народного  хозяйства на территории местного самоуправления: контроле за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных местным  органам власти. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

  Доходы

  Доходы  местных бюджетов также как и  доходы других уровней бюджетов формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

  Расходы

  Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  - содержание  органов местного самоуправления;

  - формирование  муниципальной собственности и  управление ею;

  - организация,  содержание и развитие учреждений  образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов местного  самоуправления;

  - содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка;

  - организация,  содержание и развитие муниципального  жилищно-коммунального хозяйства;

  - муниципальное  дорожное строительство и содержание  дорог местного значения;

  - благоустройство  и озеленение территорий муниципальных  образований;

  - организация  утилизации и переработки бытовых  отходов;

  - содержание  мест захоронения, находящихся  в ведении муниципальных органов;

  - организация  транспортного обслуживания населения  и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности;

  - обеспечение  противопожарной безопасности;

  - охрана  окружающей среды на территории  муниципальных образований;

  - реализация  целевых программ, принимаемых органами  местного самоуправления;

  - обслуживание  и погашение муниципального долга;

  - целевое  дотирование населения;

  - содержание  муниципальных архивов;

  - проведение  муниципальных выборов и местных  референдумов.

  Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и  др. Наряду с понятием местного бюджета  используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который  включает бюджет муниципального образования  и бюджет поселений.

  За рубежом  также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

  Региональный  бюджет

  Региональные  бюджеты — центральное звено  территориальных бюджетов. Они предназначены  для финансового обеспечения  задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий.

  В последнее  десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

  Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

  • налог  на имущество предприятий;

  • налог  на недвижимость;

  • дорожный налог;

  • транспортный налог;

  • налог  с продаж;

  • налог  на игорный бизнес;

  • региональные лицензионные сборы.

Регулирующие  доходы включают отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Федеральный бюджет, региональные бюджеты (субъектов федерации) и местные бюджеты