Факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 07:58, реферат

Описание работы

В обыденном сознании понятие «производство» обычно ассоциируется с процессом изготовления материальных благ для удовлетворения потребностей. Экономическая наука дает более широкое толкование этого понятия. Экономисты относят к производству любую деятельность людей, посредством которой они удовлетворяют свои потребности. Ведь природа сама по себе не предоставляет человеку полный комплекс удобных для потребления благ.

Работа содержит 1 файл

эконом теория.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

    Сдельная  заработная плата – это форма оплаты труда, при которой величина заработка работника устанавливается в зависимости от количества изготовленных изделий или выполненных операций.

    Система участия в прибылях сводится к тому, что предприниматели часть дохода выделяют для поощрения рабочих, продают им акции и выплачивают по ним дивиденды, включают рабочих в различные управленческие структуры.

    Тарифная  система– это совокупность нормативов, посредством которых государство (рынок) регулирует уровень заработной платы рабочих и служащих по отраслям.

      Тарифная система состоит из  трех элементов:

  1. тарифная ставка – это установленный размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за час или день работы;
  2. тарифно-квалификационный справочник представляет собой нормативный документ, служащий для тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим;
  3. тарифный коэффициент, характеризующий тарифную сетку, представляет собой отношение тарифной ставки того или иного разряда к тарифной ставке первого разряда, принимаемой за единицу.

   4. Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.

   Основные функции предпринимательства:

  • создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
  • введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа  производства;
  • завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
  • использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
  • введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.

   Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

   Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным  условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

   Вторым  условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

   Третье  условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

   Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

   Современные экономисты трактуют прибыль как  вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

   Но  предпринимательство не всегда связано  с получением прибыли, возможны и  убытки. Угроза убытков и банкротства  так же служит мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.

    Предпринимательские способности – это такие высоко ценящиеся во  всем мире качества, как способность к организации  производства, умение ориентироваться  в рыночной конъюктуре и рисковать. Нельзя приравнивать предпринимательство к обычному бизнесу. Это особый вид бизнеса, цель которого – получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т.е. предпринимательского дохода. Следовательно, предпринимательство – это особый вид производства, связанный с инновационной формой деятельности, которая, став преобладающей, способна обеспечить всему общественному воспроизводству необходимую динамику и устойчивость.

    На  современном этапе развития человеческого  общества особое значение приобретают  и такие самостоятельные факторы  производства, как наука, информация и время. Наука как фактор производства связана с поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, установление закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, с разработкой и внедрением в производство новой техники и технологии. Информация как фактор производства представляет собой сведения, данные, которые хранятся, обрабатываются и используются в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении.

    Время – ограниченный и не воспроизводимый ресурс. Все совершается в пространстве и во времени. Экономическое использование времени является важнейшим источником улучшения жизни человека. Справедливым является выражение, что вся экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени.

Информация о работе Факторы производства