Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа
В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………..….………3
Глава I. Понятие и виды естественной монополии
1.1. Монополии и виды монополии…………………………….……………..…….4
1.2. Государство и естественные монополии………………………………………..………..6
1.3. Причины существования естественной монополий……………………………………………......10
Глава II. Естественная монополия в российской экономике
2.1. Воздействие естественной монополии на
экономику России…………………………………………12
2.2. Крупнейший монополист России – ОАО «Газпром»…..13
2.4. Железнодорожный транспорт……….……………….17
Глава III. Антимонопольная политика в России
3.1. Государственное регулирование естественной монополии………………………………………………….18
3.2. Особенности регулирования естественных монополий в России……………………………………………………… 23
Заключение………..………………………………………………………….…29
Список использованной литературы……………...…...……………………30
Для
того чтобы обозначить фирму, которая
имеет потенциальную
Мелкие
фирмы выпадают из-под контроля антимонопольных
органов, так как при всем желании
они не смогут оказать существенного
влияния на рынок. Контроль осуществляется
за фирмами, занимающими доминирующее
положение. И только если они воспользуются
(вернее, злоупотребят) своими возможностями
и нарушат антимонопольное законодательство,
то антимонопольные органы получат основание
для применения мер воздействия. Принудительное
разделение является самой суровой мерой
воздействия и поэтому может применяться,
как правило, только за очень существенные
или неоднократные нарушения антимонопольного
законодательства.
3.2.Особенности регулирования естественных монополий в России.
Деятельность ФАС России в рамках достижения данного вопроса направлена на обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий законодательства, обеспечение роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности, обеспечение недискриминационного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышение прозрачности их деятельности, снижение доли активов в непрофильных видах деятельности субъектов естественных монополий.
В рамках реализации указанного вопроса предусматривается решение следующих задач:
1. Снижение количества нарушений законодательства о естественных монополиях.
В настоящее время свыше половины нарушений антимонопольного законодательства по монополистической деятельности приходится на субъекты естественных монополий. Поэтому в рамках выполнения ФАС России контрольно-надзорных функций особую актуальность имеет повышение эффективности антимонопольного контроля за данной сферой деятельности.
Повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства субъектами естественных монополий потребует создания информационных баз данных и автоматизированных рабочих мест по мониторингу судебных дел и анализу правоприменительной практики нарушений законодательства о естественных монополиях. В целом, на решение данной задачи с 2005 года выделяются средства по двум ведомственным целевым программам: «Информатизация и автоматизация», ««Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о естественных монополиях».
2.
Сокращение доли монопольных
секторов в экономике –
Проводимая реструктуризация естественных монополий ставит перед ФАС России задачу демонополизации потенциально конкурентных видов деятельности естественных монополий, содействие развитию рыночной инфраструктуры и формированию справедливых правил игры на нарождающихся рынках. Особое значение, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» придается усилению антимонопольного регулирования на сегментах рынка электроэнергии, трансформирующихся из монопольных в конкурентные.
Очевидно,
что степени влияния
Участвующими субъектами
Решение данной тактической задачи приведет к росту доли независимых производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах естественных монополий.
Для решения данной задачи с 2005 года привлекаются средства по ведомственной целевой программе «Совершенствование конкурентного законодательства».
3. Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими товаров (услуг) – межведомтсвенная задача.
Осуществляя нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ФАС России обеспечивает недискриминационный доступ к производимым ими товарам (услугам), внедряет стандарты раскрытия информации, обеспечивая прозрачность их деятельности.
В рамках решения данной задачи предполагается снизить долю активов в непрофильных видах деятельности субъектов естественных монополий, повысить долю потребителей услуг естественных монополий, считающих, что доступность услуг естественных монополий возросла за соответствующий год.
Решая
задачу повышения прозрачности деятельности
субъектов естественных монополий,
ФАС России косвенным образом
воздействует и на тарифообразование,
регулирование которого осуществляется
ФСТ России. В то же время, комплексная
экспертиза тарифных решений, осуществляемая
ФСТ России, способствует росту прозрачности
инвестиционной деятельности, закупок,
отношений с потребителями естественных
монополий.
Заключение
Поставленные цели в курсовой работе были достигнуты. На основе задач сделаны следующие выводы:
1.
В условиях перехода к
2.
Одной из основных причин
3.
Система государственного
России на современном этапе развития
не способна обеспечить
нормальный процесс ценообразования в
народном хозяйстве нашей
страны. В связи с этим необходимы срочные
меры по дальнейшему
совершенствованию этой системы.
4.
Среди уже созданных
монополиях наиболее развитым является
деятельность Федеральной и
региональных энергетических комиссий.
Тем не менее до сих пор в
большинстве регионов России действуют
завышенные тарифы на энергию,
а в ряде других регионов - заниженные
тарифы, не обеспечивающие
нормального развития энергосистем. Поэтому
уже сейчас в ряде
территорий Российской Федерации тарифы
на электро- и теплоэнергию
должны быть значительно уменьшены.
5.
Пути дальнейшего
регулирования цен на продукцию отраслей-естественных
монополий лежат
в разумном и постепенном применении мер,
сочетающих зарубежный опыт
в этой сфере народного хозяйства и требования
внутренних российских
условий.
Список использованной литературы:
Информация о работе Естественные монополии в экономике России