Естествееные монополии и их регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава1.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ
§1.1.Сущность естественных монополии 5
§1.2.Особенности естественных монополий 8
§1.3.Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий
Глава2.РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
§2.1.Методы регулирования деятельности естественных монополий в России 13
§2.2.Органы регулирования естественных монополий 17
§2.3. Реформирование структуры Российских естественных монополий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии и их регулирование.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Поэтому в этой области действительно нужны неотложные реформы. Сегодня получение транспортно-экспедиционных услуг фактически подменяется использованием права на скидку, предоставляемую МПС тому или иному экспедитору или грузоотправителю. В результате объемы скидок растут, а объемы перевозок падают.

Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.[10, с. 17]

Развитие отраслей естественных монополий во многом определяет экономическое развития регионов и страны в целом. Для эффективного функционирования экономики требуется стабильная правовая база, поддерживающая промышленное развитие, формирование здоровой конкуренции и прозрачных правил, чтобы деятельности наиболее влиятельных и крупных субъектов—от монополий до государственных органов—не подавляла средний бизнес, а находилось с ним во взаимодействии. Необходимость совершенствования нормативной базы регулирования деятельности монополий, в том числе на региональном и муниципальпом уровнях, очевидна.[6,с.69]

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В странах с развитой рыночной экономикой, современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены два специфических метода регулирования естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ
"О естественных монополиях" (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г.).

2.                 Булатов А.С.  Экономика.  М.: Бек, 2004. – 420с.

3.                 .Современная экономика./Под. Ред.О.Ю. Мамедова. - М.:Норма, 2006. – 425с.

4.                 Дерябина М.Реформирование естественных монополий: теория и практика.//Вопросы экономики.- 2006.- №1.

5.                 Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.: Экономика, 2005. – 368с.

         6.        Астапов К.Л. Реформирование естественных монополий на примере электроэнергетики: антимонопольное законодательство.//Законодательство и экономика.- 2003.- №8.

         7.      Тотьев К. Государственная и естественная монополии.// Закон. -2005. -№4.

  8.       Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики. - 2005.- №11

      9.      Цапелик В. Е. Регулирование естественных монополий.// Общество и экономика. -2006.- №8.

 

      10.   www.gks.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

32

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

 

Системы государственного регулирующего воздействия на субъекты естественных монополий

 

 

п.п.

         Системы государственного влияния

                        на деятельность субъектов

                                            естественных

                                                монополий

Основные черты

 

 

 

 

Система государственного регулирования

субъектов естественных монополий

 

Система, использующая государственную собственность, как комплексный инструмент государственного регулирования субъекта естественных монополий и одновременно его объект

    

 

 

1

 

 

Характерные черты моделей рыночной экономики, определяющие выбор способа обеспечения общественно-приемлемого поведения субъектов естественных монополий

1.       Приоритет рыночных механизмов          саморегулирования экономики.

2.       Низкая доля госсобственности.

3.       Высокая сфера предпринимательской активности в сферах естественных монополий.

4.       Доля госрасходов в ВВП менее 50%.

1.       Значительное обобществление и огосу-

дарствление в сферах естественных монополий.

2.       Активное госрегулирование экономики.

3.       Наличие развитой государственной и негосударственной инфраструктуры социальной защиты населения.

4.       Доля госрасходов в ВВП менее 50%.

 

 

2

 

 

 

Основные страны - представители

США, Япония, Англия

Швеция, Австрия, Франция, Германия

 

3

Организационно-экономический механизм государственного влияния на деятельность субъектов естественных монополий

 

Комиссии

1. Государственные и муниципальные предприятия;

2. Управление госсобственностью;

3. Государственные инвестиционные инъекции.

 

 

 

                                                                                              

32

 



Информация о работе Естествееные монополии и их регулирование