Движение рабочей силы. Проблемы миграции в России

Автор: Наталья Баистая, 18 Октября 2010 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы – движение рабочей силы или международная миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

     3.2. Эмиграционная политика

     Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

     Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

     - стимулирование трудовой миграции;

     - ограничение трудовой миграции;

     - создание условий для реэмиграции;

     - создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

     Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

  1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
  2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;
  3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
  4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;
  5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
  7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

     В рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране или местности».21

     3.3. Регулирование миграции  в России

     Границы СССР для миграционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий в силу с 1993 г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (в частности, по обязательной воинской службе), а также уголовные преступники. Верховный Совет РФ своим постановлением от 22 декабря 1992 г. подтвердил легитимность этого закона на территории России.

     В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России.

     Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ.22

     15 января 2007 года значительно изменилось миграционное законодательство: вступили в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".23 В соответствие с законами, упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, установился уведомительный порядок миграционного учета, произошел ввод преимущества для граждан тех стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. В первую очередь, это касается государств СНГ. Одновременно изменился механизм миграционных квот, которые учитывают не только количественные, но и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние здоровье, а также региональные особенности российского рынка труда. 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.

     Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что

  • существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;
  • основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;
  • точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия и страны Зарубежной Европы;
  • существует система количественных показателей миграции, которая включает в себя три статьи: трудовой доход мигранта, перемещение мигрантов и их переводы на родину;
  • иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает, в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем, что основным направлением иммиграции являются развитые страны, а источником эмиграции – развивающиеся.

     Анализ современных миграционных процессов выявил, что

  • в настоящее время в мире около 200 млн. человек являются мигрантами;
  • миграция рабочей силы как форма международного сотрудничества в России появилась сравнительно недавно, однако за последние годы наблюдается динамичный рост численности мигрантов. Легально в стране сегодня работают около 2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть составляет 5-7 млн. человек.

     Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что

  • государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;
  • выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход – разрешение на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам.
  • существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине;
  • регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба. В начале 2007 г. значительно изменилось миграционное законодательство: упростился процесс регистрации иностранных граждан, изменилась система миграционных квот.

     Итогом данного исследования является определение международной миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
     
  1. «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 1989 г.
  2. Рекомендация №86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.
  3. Закон РФ «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ
  4. Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145
  5. Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. №2146
  6. Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ
  7. Поправки к закону РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ
  8. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.
  9. Борисов В.А. Демография: Учебное пособие – М., 2001.
  10. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова – М.: МарТ, 2003. – 176-207с.
  11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 294-317с.
  12. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Экзаменационные билеты – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  13. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 148-168с.
  14. Мировая экономика: тенденции 90-х годов/Под ред. И.С.Королева – М.: Наука, 1999.
  15. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. – 762-775с.
  16. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. №2
  17. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. 2007. №6
  18. Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2
  19. Иноземцев В. «Мы, европейский народ», Ведомости. 2008. http://www.demoscope.ru
  20. Коршунов А., Экономика и жизнь. 2007. http://www.demoscope.ru
  21. Сас И. «Открытые двери или проходной двор?», Независимая газета. 2008. http://www.demoscope.ru
  22. Серков Д. «Трудовые резервы», Итоги. 2008. http://www.demoscope.ru
  23. Тюрюканова Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru
  24. Интервью со спикером Госдумы Борисом Грызловым. 2007. http://www.demoscope.ru

Приложение 1

 

     Краткое определение понятий «иммигрант» и «эмигрант» в некоторых странах 

Страны Понятие «иммигрант» Понятие «эмигрант»
Болгария Лица, которые  приезжают из-за границы с намерением устроиться в стране Лица, покидающие страну окончательно и устраивающиеся за границей
Венгрия Иностранцы, которые  предполагают получить венгерское гражданство, и венгерские подданные, возвращающиеся по эмиграции  Национальные  граждане, желающие устроиться за границей и сменить гражданство
Польша Лица, живущие  прежде за границей и желающие устроиться в стране на постоянное жительство Лица, покидающие страну окончательно
Россия Лица, приезжающие  с целью устроиться в стране, чтобы  работать и учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие Лица, покидающие страну с целью работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие
Чехословакия Лица, которые  предполагают получить чехословацкое гражданство с целью постоянного проживания Лица, которые  предполагают окончательно устроиться в другой стране
Югославия Национальные  граждане, которые возвращаются в  страну после пребывания за границей, и иностранцы, получившие разрешение на жительство Лица, которые уезжают в целях устройства в другой стране
Куба Лица, въезжающие в страну в целях окончательного в ней устройства Лица, покидающие страну окончательно
США Иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью их постоянного проживания в стране Не определяют
Германия Лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране Лица, покидающие страну после прекращения в ней  жительства
Франция Владельцы трудовых контрактов на срок не менее 1 года и  члены их семей Алжирские выходцы, возвращающиеся в Алжир
Великобритания Лица, которые  предполагают жить в стране, по крайней  мере, 1 год после проживания за границей в течение года и более Лица, предполагающие устроиться в другой стране на срок менее 1 года после проживания в стране в течение года и более
Италия Итальянские трудящиеся, которые возвращаются в страну после  пребывания за границей Итальянские граждане, покидающие страну из-за различных  соображений
Швеция Лица, которые  предполагают быть в стране, по крайней  мере, 1 год Лица, которые  предполагают устроиться в другой стране на постоянное жительство
Австралия Лица, которые  въезжают в страну в целях постоянного  в ней жительства Лица, покидающие страну с намерением постоянного  устройства за границей, граждане, покидающие страну на срок 12 месяцев и более
Япония Национальные  граждане и иностранцы, приезжающие  из-за границы Национальные  граждане и иностранцы, которые покидают страну, чтобы устроиться за границей
Саудовская  Аравия Иностранцы, которые  въезжают в страну Иностранцы, покидающие страну

Информация о работе Движение рабочей силы. Проблемы миграции в России