Автор: Наталья Баистая, 18 Октября 2010 в 16:47, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – движение рабочей силы или международная миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам
нет
Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.
Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:
- стимулирование трудовой миграции;
- ограничение трудовой миграции;
- создание условий для реэмиграции;
- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
В рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране или местности».21
Границы СССР для миграционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий в силу с 1993 г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (в частности, по обязательной воинской службе), а также уголовные преступники. Верховный Совет РФ своим постановлением от 22 декабря 1992 г. подтвердил легитимность этого закона на территории России.
В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России.
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ.22
15
января 2007 года значительно изменилось
миграционное законодательство: вступили
в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
"О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в РФ"
и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в РФ".23 В соответствие
с законами, упростился процесс регистрации
иностранных граждан и лиц без гражданства.
В частности, установился уведомительный
порядок миграционного учета, произошел
ввод преимущества для граждан тех стран,
с которыми у России установлен безвизовый
режим. В первую очередь, это касается
государств СНГ. Одновременно изменился
механизм миграционных квот, которые учитывают
не только количественные, но и качественные
характеристики, профессию, квалификацию,
состояние здоровье, а также региональные
особенности российского рынка труда.
Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.
Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что
Анализ современных миграционных процессов выявил, что
Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что
Итогом
данного исследования является определение
международной миграции рабочей силы
как основы функционирования мирового
рынка труда и одного из наиболее сложных
элементов международных экономических
отношений.
Краткое
определение понятий «иммигрант» и «эмигрант»
в некоторых странах
Страны | Понятие «иммигрант» | Понятие «эмигрант» |
Болгария | Лица, которые приезжают из-за границы с намерением устроиться в стране | Лица, покидающие страну окончательно и устраивающиеся за границей |
Венгрия | Иностранцы, которые предполагают получить венгерское гражданство, и венгерские подданные, возвращающиеся по эмиграции | Национальные граждане, желающие устроиться за границей и сменить гражданство |
Польша | Лица, живущие прежде за границей и желающие устроиться в стране на постоянное жительство | Лица, покидающие страну окончательно |
Россия | Лица, приезжающие с целью устроиться в стране, чтобы работать и учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие | Лица, покидающие страну с целью работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие |
Чехословакия | Лица, которые предполагают получить чехословацкое гражданство с целью постоянного проживания | Лица, которые предполагают окончательно устроиться в другой стране |
Югославия | Национальные граждане, которые возвращаются в страну после пребывания за границей, и иностранцы, получившие разрешение на жительство | Лица, которые уезжают в целях устройства в другой стране |
Куба | Лица, въезжающие в страну в целях окончательного в ней устройства | Лица, покидающие страну окончательно |
США | Иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью их постоянного проживания в стране | Не определяют |
Германия | Лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране | Лица, покидающие страну после прекращения в ней жительства |
Франция | Владельцы трудовых контрактов на срок не менее 1 года и члены их семей | Алжирские выходцы, возвращающиеся в Алжир |
Великобритания | Лица, которые предполагают жить в стране, по крайней мере, 1 год после проживания за границей в течение года и более | Лица, предполагающие устроиться в другой стране на срок менее 1 года после проживания в стране в течение года и более |
Италия | Итальянские трудящиеся, которые возвращаются в страну после пребывания за границей | Итальянские граждане, покидающие страну из-за различных соображений |
Швеция | Лица, которые предполагают быть в стране, по крайней мере, 1 год | Лица, которые предполагают устроиться в другой стране на постоянное жительство |
Австралия | Лица, которые въезжают в страну в целях постоянного в ней жительства | Лица, покидающие страну с намерением постоянного устройства за границей, граждане, покидающие страну на срок 12 месяцев и более |
Япония | Национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы | Национальные граждане и иностранцы, которые покидают страну, чтобы устроиться за границей |
Саудовская Аравия | Иностранцы, которые въезжают в страну | Иностранцы, покидающие страну |
Информация о работе Движение рабочей силы. Проблемы миграции в России