Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение доходов населения и проблема их дифференциации на территории России.
Задачами данной работы являются изучение и анализ:
Понятия доходов населения и их классификации, неравенства доходов населения.
Введение
I. Сущность доходов населения и их неравенство
1.1 Понятие доходы населения и их классификация
1.2 Неравенство доходов населения России
II. Современное состояние доходов населения России
2.1 Основные показатели доходов и уровня жизни населения России
2.2 Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Заключение
2.2 Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Важнейшим инструментом анализа социально-экономической дифференциации населения является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, что позволяет проводить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения.
Показатели:
модальный доход, т.е. уровень дохода наиболее часто встречающийся среди населения;
медиальный доход - показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения;
децильный коэффициент дифференциации доходов населения, характеризующий во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;
коэффициент фондов определяется как соотношение между средними доходами населения в 10-х и первых децильных группах;
коэффициент концентрации доходов Джини, характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения, определяется на основании кривой Лоренца.
Неравенство в доходах имеет место, а значит, различается и уровень жизни различных слоев и групп населения.
Для измерения неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца, которая отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис.2).
Рис. 2 - "Кривая Лоренца"
Если имеет место абсолютное равенство доходов, то оно отражается прямой линией ОЕ, т.е. 20% населения получает 20% и т.д. от всего совокупного дохода общества. Если имеет место абсолютное неравенство в доходах, то оно показывает что 20% населения не получает никакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линия ОF) человека, который присваивает 100% всего дохода. В реальности фактическое распределение дохода показано линией ABCDE, чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если взять и разделить заштрихованную площадь треугольника ОFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
G=S (T) /SΔOEF
G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах - коэффициент Джини.[3]
Коэффициент Джини (индекс Джини) - статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода - наиболее частое применение, особенно при современных экономических расчётах).
Коэффициент Джини G может принимать значения от нуля до единицы (0ч1). G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 - предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Индекс Джини - коэффициент Джини, выражается в процентах.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией ABCDE. Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы ОЕ, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1.
Преимущества коэффициента Джини:
Позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разной численностью населения).
Дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей.
Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран.
Может быть использован для сравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения (например, коэффициент Джини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).
Позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.
Анонимность - одно из главных преимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходы персонально.
Недостатки коэффициента Джини:
Довольно часто коэффициент Джини приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для нее значение коэффициента Джини.
Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т.п.) коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая - за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.
Метод кривой Лоренца и коэффициента Джини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населения имеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработную плату выдают в виде продуктов питания и т.п.; также широкое распространение получает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупку акций компании-работодателя.
Различия в методах сбора статистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям (или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.
Заключение
Изменения происходящие за рассмотренный период показывают, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует экономическое развитие, усугубляет социально-политическую нестабильность.
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на зажиточное и сверхзажиточное население в условиях массовой бедности.
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
Рассмотренная тема носит актуальный характер, так как вопрос неравенства будет существовать всегда, он будет иметь постоянное отражение в одной из сторон нашей жизни независимо от того времени когда мы живем.
Литература
1. Ананьев, А.Н. Политика доходов и заработной платы [Текст] /А.Н. Ананьев. - М.: Экономика, 2004. - 56 с.
2. Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика [Текст] /Т. Белова // Экономист. - 2008. - №4.
3. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М.К. Горшков // Мир России. - М., 2009. - Т.8. - №2. - С.3 - 21.
4. Кривошей, В.Н. Неравенство населения по доходам: количественные оценки [Текст] / В.Н. Кривошей // Проблемы теории и практики управления. - М., 2009. №9. - С.22 - 27.
5. Литвинов, В.А. Социальная стратификация и уровень жизни в современной России [Текст] /В.А. Литвинов // Россия в Современном мире. - 2008. - №2. - С.172 - 180.
6. Литвинцева, Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательской способности рубля и скрытых доходов [Текст] /Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики. - 2008. - №6. - С.15 - 29.
7. Разумов, А. Политика занятости и доходов населения в условиях финансово - экономического кризиса [Текст] /А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. - 2009. - №4. - С.25 - 27.
8. Суринов, А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений [Текст] / А.Е. Суринов // Финансы и статистика. - М., 2000. - №6 - С.26 - 45.
9. Федотов, Д.Ю. Влияние роста доходов населения на экономическую стабильность в России [Текст] /Д.Ю. Федотов // Финансы и кредит. - 2008. - № 28. - С.63 - 67.
10. Шевяков, А. Экономический рост и неравенство [Текст] /А. Шевяков // Общество и экономика. - 2004. - №4. - С.10 - 13.
"Приложение А"
Таблица 1. - "Средняя заработная плата регионов РФ"
Средняя зарплата | Регионы | Федеральные округа |
6 594 | Республика Дагестан | Южный |
8 742 | Республика Калмыкия | Южный |
8 920 | Республика Северная Осетия - Алания | Южный |
9 017 | Республика Ингушетия | Южный |
9 036 | Карачаево-Черкесская Республика | Южный |
9 270 | Кабардино-Балкарская Республика | Южный |
9 680 | Алтайский край | Сибирский |
10 041 | Ивановская область | Центральный |
10 443 | Брянская область | Центральный |
10 710 | Республика Марий Эл | Приволжский |
10 766 | Тамбовская область | Центральный |
10 834 | Ульяновская область | Приволжский |
10 839 | Республика Алтай | Сибирский |
10 870 | Республика Адыгея | Южный |
10 912 | Республика Мордовия | Приволжский |
10 954 | Кировская область | Приволжский |
11 429 | Ставропольский край | Южный |
11 430 | Псковская область | Северо-Западный |
11 437 | Курганская область | Уральский |
11 515 | Костромская область | Центральный |
11 570 | Чеченская Республика | Южный |
11 696 | Орловская область | Центральный |
11 792 | Владимирская область | Центральный |
11 843 | Курская область | Центральный |
11 855 | Чувашская Республика | Приволжский |
11 933 | Саратовская область | Приволжский |
11 964 | Республика Тыва | Сибирский |
12 005 | Смоленская область | Центральный |
12 152 | Пензенская область | Приволжский |
12 381 | Воронежская область | Центральный |
"Приложение B"
Рис.1. - "Численность различных социальных слоев российском обществе, %"
"Приложение С"
Рис.2. - "Кривая Лоренца".
[1] Ананьев, А.Н. Политика доходов и заработной платы [Текст], А.Н. Ананьев.– М.: Экономика 2004.С.56-64.
[2] Мир России. 2009. №2,
[3] Ананьев, А.Н. Политика доходов и заработной платы [Текст] /А.Н. Ананьев. – М.: Экономика, 2004. – 56 с.
Информация о работе Доходы населения России и их дифференциация