Доходы населения: их виды, источники формирования, Распределение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
Задачами данной работы являются:
Определить источники и структуру доходов населения России.
Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Классификация доходов…………………………………………………….5
Понятие дохода………………………………………………………….5
Виды доходов…………………………………………………………...6
Показатели дохода……………………………………………………..13
Неравенство в распределении доходов…………………………………….18
Причины дифференциации…………………………………………….18
Плюсы и минусы неравенства в распределении доходов……………19
Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………….22
Источники формирования доходов населения…………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

ololo.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус – это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы.  Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.

    Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда.  Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд  в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.

    Регулирующая  функция заработной платы  воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции – дифференциация в оплате труда по группам работников.

    Производственно-долевая  функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентно способность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.[1]

Государственное регулирование заработной платы.

 

    Реформы 90–х годов показали неэффективность либеральных методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход от социалистической модели экономики к капиталистической без государственного управления  невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

    Усиление  государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства в преобразование сложившейся в советское время системы в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

    В современной рыночной экономике  предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.[6]

    Итак, исходя из всего вышесказанного, можно  установить три направления усиления государственного воздействия на организацию  оплаты труда в современных российских условиях.

    Первое  – это активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

    Второе  – это содействие государства  выполнению заработной платой стимулирующей  функции.

    Третье  направление состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения денежной заработной платы и цен.

                         

1.3.       Показатели дохода 

     Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

     Для оценки уровня и динамики доходов  населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

     Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

     Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

     Реальный  доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

     Так, повышение номинального дохода на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реального дохода на 3%. Номинальный  и реальный доход не обязательно  изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальный  доход может повыситься, а реальный доход в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальный доход.

Таблица 1. Средняя заработная плата в 2011 году по данным портала obzorzarplat.ru по группам должностей.

Должностная группа Минимум (10%), руб./мес. Средняя зарплата, руб./мес. Максимум (90%), руб./мес.
Автосервис/АЗС 20 655 31 897 39 230
Административный  и поддерживающий персонал 12 185 19 344 38 736
Бухгалтерия, Финансы и Аудит 22 555 36 580 92 478
Внешнеэкономическая деятельность 35 043 44 227 61 794
Высшие  менеджеры компаний 61 149 137 931 285 453
Геология, гидрология, геодезия 24 900 45 057 59 513
Гостиницы и рестораны 16 138 23 448 34 805
Железнодорожная логистика 17 628 25 820 38 000
Логистика и закупки 28 816 41 434 98 621
Маркетинг, Реклама и PR 23 218 39 195 91 391
Машиностроение 22 815 35 710 57 862
Медицина 12 644 28 736 56 322
Образование 10 342 17 241 24 496
Оптовые и розничные продажи 16 897 22 494 57 801
Охрана  и Безопасность 13 793 27 655 61 548
Проектирование 24 313 41 394 53 793
Производство (руководство) 37 508 53 193 88 956
Рабочие специальности 14 171 21 410 31 034
Складская логистика 14 713 23 064 36 015
Транспортная  логистика 19 204 31 034 55 132
Управление  персоналом 23 970 35 782 82 956
Эксплуатация  оборудования электростанций и сетей 18 991 29 319 49 936
Юридическая служба 29 820 47 549 93 365

 
 
 

             Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

       Но  высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

       Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.

     Доход есть денежная оценка результатов  деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).

     Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

     Прямая  зависимость дохода от результатов  рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.[3]

     Рыночный  же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Неравенство в распределении  доходов
 

2.1.  Причины дифференциации 

      Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:    

1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан;   
    2) величиной текущих доходов граждан.    
 

Люди  получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:   

1) разная  ценность принадлежащих людям  факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

     2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);   

3) разный  объем принадлежащих людям факторов  производства (владелец двух нефтяных  скважин получает при прочих  равных условиях больший доход,  чем владелец одной скважины). 

    2.2.Плюсы и минусы неравенства доходов населения. 

      Ни  одной экономической системе  не удалось ликвидировать неравенства  доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы  СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

     Конечно, в СССР для подавляющей массы  населения различия в уровнях  доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали: кто-то покупал  «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников «неденежными доходами» - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых «закрытых распределителях». Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.

Информация о работе Доходы населения: их виды, источники формирования, Распределение