Доходы и их распределение в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:
теоретические формирования доходов и их регулирования;
образование доходов в рыночной экономике;
распределение доходов в Республике Казахстан

Работа содержит 1 файл

Курсовая микроэкономика.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

- экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности.

- стимулирующие функции, подразделяющиеся в процессе её распределения и использования одного из основных источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятия, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.

- на величину чистого дохода предприятия оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер и объективный, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

Как было сказано уже в первой главе о том, что к субъективным факторам можно отнести организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельности, конкурентоспособность выпускаемой продукций, уровень производительности труда, затраты на производство и реализации продукции, уровень цен на готовую продукцию. Объективные же факторы включает уровень цен на потребление, материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъектура рынка. Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей приводит к тому, что рост доходов происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемами производства и величиной чистого дохода. Не действует в полном мере присущие доходу функции, что является следствием неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получения дохода за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений. Распределение дохода предприятий. Доход является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При его распределений пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовый доход. Законодательно распределение дохода реализуется в виде налогов и других обязательных платежей, поступающих в государственный и местный бюджет. При распределений дохода исходят из следующих принципов:

- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом;

- доход, оставшийся в распоряжений финансового субъекта распределяется на накопление и потребление в соответствий с экономически-обоснованными пропорциями.

Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукций. В процессе распределения чистого дохода хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять способ распределения прибыли. Распределение чистого дохода может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов, либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствующий субъект должен дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение дохода отражаться в финансовом плане. Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплаты процентов по ним, уплаты процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, отнесенных на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на приобретение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др. Фонд потребления используется на социальное развития и социальные нужды. За счет него финансируется расходы по эксплуатаций объектов социально-бытового назначения, находящиеся балансе хозяйствующего субъекта, строительства объектов непроизводственного назначения, проведения оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удержания стоимости питания столовых и буфетов и т.д. Показателем, характеризующим степень доходности предприятия является рентабельность. Это относительный показатель. Различают три группы показателей рентабельности:

- рентабельность продукции

- рентабельность производственных фондов

- рентабельность вложения в предприятие.

Рентабельность продукций можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение дохода или выручки от реализаций продукций за минусом затрата на её производство к затратам на её производство. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены её реализации полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом её полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукций. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное отношение балансового дохода к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Рентабельность вложения в предприятия определяется как процентное отношение чистого дохода к стоимости имущества предприятия. Она характеризует уровень продаж на один тенге вложений в имущество предприятия. Под экономическим доходам понимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми издержкам (TC). В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равно нулю. В равновесном состояний все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке - предложение ресурсов, уровень технологий, вкусы потребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающие, по этому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует. В этой связи существования чистого дохода экономисты объясняют отдачей специфического ресурса - предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя: а) принимать решения об использований в производстве товаров и услуг других ресурсов; б) принимать более прогрессивные способы управления фирмой; в) использовать инноваций, как в производственных процессах, так и выборе форм реализуемого товара; г) идти на риск принятия всех подобных решений. Наконец, фирма будет получать экономический доход, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольный чистый доход возникает потому, что монополисты сокращает объём производства и повышает цену товара. Все доходы в виде поступления налогов и других обязательных платежей образуют бюджет страны. Формирование республиканского бюджета осуществляется в соответствий с Законом РК «О бюджетной системе». Бюджетная система РК включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. Структура бюджета состоит из доходов республиканского бюджета. Доходы республиканского бюджета состоят из: а) поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей, а именно: - подоходный налог с юридических лиц - 50% - налог на добавленную стоимость - акцизы б) неналоговых поступлений: - доля прибыли республиканских государственных предприятий - поступления от доходов Национального Банка РК - поступления от продажи имущества, принадлежащего государственным учреждениям - поступление дивидендов на пакеты акции, являющихся республиканской собственностью - поступление доходов от национальной лотереи - поступление от консульских сборов - административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями - прочие налоговые поступления, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан - отчисления от общей суммы доходов финансовых фондов специальных экономических зон в) доходов от операций с капиталом: - поступлений от приватизации республиканской собственности - поступления от продажи земли и права постоянного землепользования - поступления от погашения задолженностей за получаемые товаров из госрезервов и реализации зерна из государственных запасов Распределение средства республиканского бюджета осуществляется в целях финансирования деятельности Президента, Парламента РК, Конституционного Совета, счетного комитета, центральной избирательной комиссии, исполнительных и других органов, выполняющих общие функции государственного управления - судебной системы - внешнеполитической деятельности - финансовой и налоговой деятельности - обороны и безопасности - организации работ по чрезвычайным ситуациям на республиканском уровне - правоохранительной деятельности на республиканском уровне - деятельности в сфере юстиций - высшего образования - специальных программ в области образования на республиканском уровне - специальных программ в области образования здравоохранения на республиканском уровне - специализированных больниц центральных исполнительных органов - деятельности в сфере культуры спорта и информации на республиканском уровне - деятельности в сфере миграции - землеустройство - недропользования - выполнения обязательств по правительственным долгам. Также из республиканского бюджета финансируются расходы на содержание администраторов республиканских бюджетных программ. Расходы на содержание администраторов устанавливаются на основании лимита штатной численности, утвержденного актами Президента и Правительства РК. Распределение дохода между бюджетом области и бюджетами районов и городов определяется соответствующими местными исполнительными органами. Поступления в местный бюджет включает доходы местных бюджетов, которые состоят из: а) поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а именно: - подоходный налог с юридических лиц - 50% - акциза - социальный налог - плата за воду - плата за лесные пользования б) неналоговых поступлений. Расходования средств из местных бюджетов осуществляется на финансирование: - дошкольного, среднего и среднего профессионального образования - мероприятий по прописке и призыву на военную службу - правоохранительной деятельности на местном уровне - программы занятости - жилищные программы - культурно-зрелищных программ на местном уровне - охраны окружающей среды на местном уровне - благоустройство населенных пунктов - и других программ на местном уровне.

3. Практические аспекты формирования доходов и их распределения в Казахстане

Процессы, происходящие в современной казахстанской экономике, привели к таким неоднозначным явлениям, как падение доли оплаты труда в доходах населения при одновременном росте предпринимательских доходов. Соответственно увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности. Вместе м тем среди экономистов есть справедливое положение, что в понятий «предпринимательский доход» присутствует и так называемая «теневая» зарплата. Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика также относит к предпринимательскому доходу, куда включается все поступления, не относящийся к заработной плате и социальным трансфертам. Сюда же входит скрываемая от налогообложения оплаты труда в теневом секторе экономики. В таком виде предпринимательские доходы не поддаются эффективному регулированию, хотя и растут самыми быстрыми темпами. В целом это подтверждает вывод о более суживающейся сфере государственного регулирования доходов населения. Отсутствие целенаправленной экономической политики, призванной как контролировать доходы различных слоев населения, так и активно влиять на них, приводить к такому явлению, как необоснованная дифференциация доходов (один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями. В капиталистическом обществе Д. д. н. выражает отношения эксплуатации и классового неравенства и связана прежде всего с разными источниками доходов у представителей антагонистических классов: зарплата, с одной стороны, прибыль на капитал). Особенным явлением в республике стали задержки и невыплаты заработной платы, что не только снижает и без того низкие доходы большинства населения, но и значительно увеличивает фактическую дифференциацию. Что касается воздействия государства на эти процессы, то, очевидно, что в наибольшей степени регламентируется уровень доходов работников бюджетной сферы. Если принимать во внимание тот факт, что сам по себе уровень доходов в бюджетных отраслях значительно ниже среднего по стране (в соответствий с действующей тарифной сеткой самый квалифицированный работник бюджетной сферы получает теперь заработную плату, равную прежней минимальной заработной плате), с одной стороны, а с другой, доля занятых в бюджетной сфере постоянно уменьшается (это является результатом процесса приватизации, когда доля государства в основных фондах с 91% в 2000-2001 годах снизилась до 44% в 2004 году и до 9,5% на начало 2006 года, при этом далеко не все оставшиеся в частичной собственности государства хозяйствующие субъекты финансируются из бюджета), то станет очевидно, что прямому государственному регулированию и учету в области доходов практически неподвластна большая часть экономики. Важное значение данный факт имеет при осуществлении социально ориентированной экономической политики, направленной на оказание адресной помощи малоимущим слоям населения. Если официально учитываемые могут отражать положения лишь части населения, занятой в бюджетной сфере или на государственных предприятиях и не имеющей иных источников дохода, кроме заработной платы, то адресная помощь не может быть таковой в силу большого количества скрытых от государственного учета и воздействия источников дохода. Наиболее характерный пример - широко распространенные валютные депозиты, активно применявшиеся до последнего времени практически без каких-либо ограничений. Являясь существенным источником дохода работников коммерческих структур при официальной весьма скромной зарплате, они приводят к недополучению государством налогов практически по всем платежам, связанные с начислениями на фонд оплаты труда. А в справке о зарплате будет указана соответственно только официальная зарплата, представляющая часть фактического дохода. Налогообложение валютных депозитов сверх ставки рефинансирования Банка Казахстана - половинчатое решение, сохраняющее неравноправное положение различных хозяйствующих субъектов в части налогообложения и заставляющее их активно применять подобные методы увеличения доходов своих сотрудников и снижения налогового бремени. Новая школа подоходного налога, введенная в действия с 2009 года, также ориентирована на некоторое снижение налоговой нагрузки на получающих средние и высокие доходы при неизменном ее уровне для низко доходных слоев населения. Попытка учесть множественность источников дохода предпринята во водимой с 2009 года деклараций о доходах. Так, появилось понятие «материальной выгоды», подразумевающее следующие виды налогов: - проценты и выигрыши по вкладам в банках; - доходы от страховок; - экономия от беспроцентных или низкопроцентных кредитов, получаемых от предприятий, учреждений или организаций. Опыт показывает, что доначисление налогов по результатам работы налоговых инспекций осуществляется крайне неэффективно в силу ряда объективных и субъективных факторов (малочисленность работников налоговых органов, недостаток информаций по всем налогоплательщикам, невозможность практически привлечь к ответственности недобросовестных должников, включая даже необеспечение сохранности корреспонденций в почтовых ящиках, поскольку уведомления налогоплательщикам о необходимости предоставить соответствующие справки, рассылаются по почте). Резервы увеличения сбора подоходных налогов по группе населения, имеющие низкие доходы, практически исчерпаны. В группе населения с высокими доходами имеется гораздо больше возможностей сокрытия налогов при практически полной ненаказуемости нарушителей. Не получила распространения и процедура конфискации имущества (хотя в новом законе о банкротстве она предусмотрена). Разработка взвешенной политики доходов, учитывающие интересы различных слоев населения и направленной на поддержание социальной устойчивости экономического механизма, включает в себя целый ряд направлений. Это и внесение изменений в законодательство, регулирующие размеры оплаты наемного труда (включая и такие предложения, как частичная добровольная оплата труда с помощью акций предприятий при созданий соответствующих условий), и совершенствование практики взимания социальных налогов с правом предоставления выбора наиболее целесообразной для региона или отрасли базы для начисления такого рода налогов, реорганизация системы подоходного налогообложения с установлением, например, более дробной шкалы налогообложения. Большие интервалы не могут быть эффективными, поскольку стимулируют сокрытие от налогов даже относительно невысоких доходов. Существенное значение могут иметь меры, направленные на совершенствование системы социального страхования, которая призвана оказывать социальную поддержку широким слоем населения, и опирается на легальные формы занятости и получения доходов. Первые шаги в этом направлений уже предпринимаются, создается персонифицированная система учета пенсионных взносов. В условиях повсеместного распространения различных методов сокрытия полученных доходов наиболее целесообразно, применять методы контроля за доходами на стадии потребления, поскольку практика утаивания все же менее сложна и использование подставных лиц при осуществлений крупных покупок таит угроза для самих фактических владельцев при заключении недобросовестных соглашении. При этом предлагаемые некоторыми экономистами и политиками налог с продаж при явной его привлекательности в значительной степени затронет всех потребителей товаров и услуг, поскольку снижение налоговой нагрузки на предприятия в условиях тяжелого финансового состояния большинства из них не гарантирует соответствующего снижения цен на товары, а новый налог может привести к росту цен практически на все, особенно ходовые (например, продовольственные), товары спрос на которые не в столь значительной степени ограничен платежеспособностью основной массы населения, как на дорогостоящие товары. Не касаясь подробно опыта развитых стран по осуществлению контроля за доходами и расходами (это предмет специального исследования), приведем пример отношения государства к тайне банковских вкладов. Необходимость установления происхождения тех или иных доходов вынудила ряд государств осуществить в этом направлений ряд шагов. Так, в США ещё в 1970 году в связи с растущей организованной преступностью появился акт о банковской тайне, который создал правовую основу для судебного преследования, лиц, пытающихся скрыть участие в преступлениях. Закон «О тайне банковской деятельности» содержит ряд требований к финансовым учреждениям по ведению учета и представлению отчетности. Ответственность за соблюдения закона о банковской тайне была возложена на контролирующие организации федерального банка. Одновременно была значительна усилена роль министерства финансов. Министерство финансов создало специальную сеть, представляющую собой информационный банк данных о финансовых сделках и операциях, объединяющие сведения, полученные от различных федеральных органов. Службы внутренних доходов были предоставлены соответствующие полномочия по инспекции финансовых учреждений через управления уголовного розыска службы, куда поступают отчеты о валютных операциях, зарубежных банковских и финансовых счетах, платежах наличными. Структурным подразделением министерства является также таможенная служба, которая несет ответственность за расследование нарушений перевозки денег через границу. В свою очередь, министерству юстиций было предоставлено право налагать штрафы на любое финансовое учреждение, нарушающее какое либо положение акта о банковской тайне. Закон разрешил финансовым учреждениям предоставлять должностным лицам правительственных организаций ограниченную информацию о любых возможных нарушениях закона клиентами. При этом финансовые учреждения были освобождены от ответственности перед клиентами за раскрытие такой информаций. Руководители имеющие право подписи в банках, и лица, владеющие ценными бумагами, в течений одного месяца должны представлять отчет о финансовых счетах в иностранных банках. Лица и организаций, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, несут уголовную или гражданскую ответственность, а средства конфискуются. Практика анонимных банковских вкладов в настоящее время ставится под сомнения даже в Швейцарии. Тем более назрела такая необходимость и в России. Речь идет не только о банковских вкладах, но и о создании целостной системы контроля за доходами, основанной, прежде всего на равенстве всех граждан, независимо от их положения, перед законом. Как уже было сказано в первой главе одним из основных источников формирования доходов населения есть заработная плата. Заработная плата, или ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда: 1) рабочих в обычном понимании этого слова 2) специалистов - юристов, врачей, преподавателей и т.д. 3) владельцев мелких предприятий - парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев - за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

Рынок не гарантирует право на труд, на доход, не обеспечивает социальную защиту малообеспеченных. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода, что государство может сделать с помощью фискальной политики, изымая в виде налогов часть доходов у богатых и перераспределяя эту сумму в пользу малоимущих. Однако в перераспределений дохода существуют очень серьёзные проблемы. Должно ли в стране наблюдаться неравенство в доходах населения вообще? Существуют ли оптимальная степень этого неравенства? Сколь широко должно распространять свое влияние на перераспределение дохода государства? Однозначных ответов на эти вопросы современная экономическая наука дать пока не может.

Заключение

На основании проделанной работы, можно сделать вывод о том, что равенства распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так как рыночная система - это беспристрастный механизм. Она «не знает» жалости, не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Также немаловажно сказать, что люди различаются между собой трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, умением продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково. Каждый получает ровно столько, сколько заслужил. Распределения доходов может строится только на правильном соизмерении простого и сложного труда, максимальная разница между которыми в соответствии с научно обоснованными рекомендациями не превышает 6-7 раз. Распределением доходов невозможно решить проблему социальной справедливости. Проблема заключается в распределении благ, существующих в обществе и влияющих на степень удовлетворения потребностей населения, а значит, сводится к вопросу собственности, поэтому и не может быть решена в условиях капиталистической системы.

Список литературы

1. Курс экономической теорий - учебное пособие под редакцией А.В. Сидорович.

2. Современный Казахстан (экономика, политика, общество) - под редакцией Е.М. Арынова

3. Микроэкономика (изданье третье) - В.Ф. Максимова

4. Экономическая теория (третье изданье) - под редакцией И.П. Николаевой

5. Курс экономической теории - под редакцией Чепурин М.Н.

6. Экономика - под редакцией Булатова А.С.

7. Экономикс: принципы, проблемы и политика: 13-е издание - под редакцией Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л.

8. Рыночная экономика - выбор Казахстана. - Есентугелов А.

9. Основа финансов - Мельников М.Д.

10. Стратегия развития РК на период до 2030 г. - Назарбаев Н.А.

11. Микроэкономика - под редакцией Е.Б. Яковлева

 



Информация о работе Доходы и их распределение в рыночной экономике