Дискреционная денежно – кредитная политика, ее цели и эффективность реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3 1.Понятие денежно-кредитной политики………………………….4
2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики и
эффективность реализации…………………………………………5
Заключение………………………………………………………….15
Список используемых источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 34.25 Кб (Скачать)
 

    кафедра ЭТ 
 
 
 
 

    Реферат по дисциплине: «Экономическая теория»

    на  тему: «Дискреционная денежно – кредитная политика, ее цели и эффективность реализации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание  

     Введение……………………………………………………………...3 1.Понятие денежно-кредитной политики………………………….4

     2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики и

     эффективность реализации…………………………………………5

     Заключение………………………………………………………….15

      Список  используемых источников………………………………..16 
 
 

 

     

    Введение 

     Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.  
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.        Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики и актуальность данной темы.      Целью данной работы рассмотреть, что из себя представляет  денежно-кредитная политика.

     Для этого решим следующие задачи:

      - определим основные цели денежно-кредитной политики;   

     - выявим какие основные инструменты денежно-кредитного регулирования применяются в российской практике . 
 
 
 
 
 

  1. Понятие денежно-кредитной  политики
 

     Для понятия сущности денежно-кредитной  политики представляется целесообразным дать ей, более развернутую, характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов: объекты, субъекты, цели, инструменты, технология. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и услуг.  Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора экономики страны. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен. Таким образом можно дать более точное понятие денежно-кредитной политики:

     Денежно-кредитная  политика– это совокупность мер  экономического регулирования денежного  обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

                
 
 

  1. Цели  и инструменты денежно-кредитной политики и эффективность реализации
 

     Цели  денежно кредитной политики:

    • регулирование внешнего и внутреннего долга;
    • планирование и анализ роста ВВП;
    • состояние платежного баланса страны;
    • укрепление национальной валюты;
    • сбалансированность бюджета;
    • регулирование уровня безработицы;
  • снижение инфляции.[1]        Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

     На  первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором –  изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя  достижению конечных целей.

     Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно  используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента  и более, чтобы их эффекты взаимно  усиливали друг друга. Мероприятия  подобного рода называются комплексной  политикой.

     Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

     - в зависимости от объекта воздействия  (предложение либо спрос на  деньги);

     - по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;

     - по характеру параметров регулирования:  количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

     - по форме воздействия — прямые  и косвенные; 

     - по числу объектов воздействия  - общие и селективные. 

     Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования  банковских систем. В условиях слабо  развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе  кредитной системы инструменты  прямого воздействия эффективны. В то же время их использование  может вызвать определенный отток  денежных средств с контролируемого  внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

     С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного  изменения основных параметров финансового  рынка. При этом косвенные инструменты  вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям  центрального банка и далее, посредством  этих изменений, — на денежно-кредитные  отношения в государстве. Так, уровень  процентных ставок центрального банка  влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование — на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты  являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет  к появлению диспропорций в денежно-кредитной  сфере, что следует отнести к  достоинствам данного механизма.

     Общие методы влияют на весь кредитный рынок  и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные  виды кредита либо применяются к  ограниченному перечню банков.

     В зависимости от субъекта, инициирующего  конкретный инструмент реализации денежно-кредитной  политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования — ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).

     Центральный банк обычно сочетает использование  постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах  на разных стадиях развития финансового  рынка применяются различные  комбинации инструментов денежно-кредитной  политики.

     Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов  и темпов роста денежно-кредитных  отношений.[2]

     Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле —  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного  курса (валютная политика в узком  смысле), то есть политику регулирования  уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.       В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

     - рефинансирование банков;

     - процентные ставки по операциям  центрального банка; 

     - обязательное резервирование;

     - валютные операции;

     - операции на открытом рынке; 

     - прямые количественные ограничения; 

     - установление ориентиров роста  денежной массы. 

     Механизм  рефинансирования представляет собой  совокупность каналов снабжения  банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка  нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность  платежной системы, что дает возможность  центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения  процентных ставок денежных рынков и  в других целях.

     Центральным банком используются следующие инструменты  рефинансирования:

     - переучет векселей;

     - ломбардный механизм, состоящий  из кредита овернайт (однодневный  расчетный кредит) и ломбардного  кредита. Суть последнего —  предоставление кредита под залог  ценных бумаг, включенных в  Ломбардный список и принадлежащих  банку на праве собственности; 

     - ломбардный кредитный аукцион; 

     - операции РЕПО и др.

     Переучет  эмиссионным банком векселей субъектов  хозяйствования, то есть покупка центральным  банком у владельца (дисконтанта) векселя  до наступления срока платежа  по нему, производится на условиях обратного  их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают  векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании  договора о переучете.

     Операции  переучета векселя также используются центральным банком для регулирования  ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

     Процентная  политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения  внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В  этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную  процентную политику (ставка значительно  превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень  процентной ставки центрального банка  по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического  распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий  за счет ресурсов коммерческих банков.

Информация о работе Дискреционная денежно – кредитная политика, ее цели и эффективность реализации