Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:42, курсовая работа
Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,4% населения и 0,3% площади земной суши, она по экономическому потенциалу занимает второе после США место в мире. Её валовой национальный продукт достигает 3,4 трлн. дол., что составляет 14,3% мирового производства (1999 г). Япония занимает первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, станков с ЧПУ, компьютеров, промышленных роботов, по выплавке стали, выпуску бытовой электронной аппаратуры и второе место в мире в выработке электроэнергии, производстве химических волокон, по выплавке меди и алюминия, переработки нефти.
Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта (1999 г). Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте - топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т).
Введение……………………………………………………………………….2 – 3
Глава I. Историческое развитие и становление Японской экономике
1.1 Факторы экономического роста…………………………………………4 - 12
1.2 Мифы Японской экономики ……………………………………....…..13 – 18
Глава II. Тенденции социально – экономического развития Японии
2.1 Анализ социально – экономического современного состояния экономики...………………19 – 27
2.2 Япония в современной мировой экономической системе………...…28 - 30
Глава III. Япония в процессе глобализации мировой экономики.............................31 – 36
Заключение………………………………………………………………….37 – 38
Список используемой литературы……………………………………………...39
Четкость, организованность, строгое соблюдение дисциплины, уважение законов - все это характерно для японцев. И благодаря этой национальной черте сложнейший экономический механизм легко поддается управлению и работает как часы.
Для выработки стратегии развития и эффективного управления национальной экономикой необходимо построить ее структуру, чтобы знать, к какой группе относится та или иная отрасль. Для выработки стратегии развития и эффективного управления национальной экономикой необходимо построить ее структуру, чтобы знать, к какой группе относится та или иная отрасль. Среди ученых-экономистов бытуют различные подходы к проблемам классификации отраслей народного хозяйства. Наиболее распространенными из них являются следующие два: исходный и конечный.
В Японии применяется конечный подход. Его сторонники полагают, что "производство ради производства" - нонсенс, так как продукт производится для потребления, ради удовлетворения запросов людей. По этой методологии все отрасли разделены на три сектора:
1. Первый сектор: сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство
2. Второй сектор: горная промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство.
3. Третий сектор: электроэнергетика, газовое и тепловое хозяйство, водоснабжение, транспорт, связь, торговля, финансы, страхование, услуги, управление и другое.
На основе этой классификации правительство Японии осуществляет прогнозирование и управлением национальной экономики. При этом Япония твердо и последовательно стремится к увеличению доли третьего сектора в национальной экономике, так как она полагает, что целью любого цивилизованного общества является прежде всего создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения конечных потребителей. В этом состоит существенное отличие формирования структуры национальной экономики Японии и других промышленно развитых стран от стран с моделью социалистической экономики.
Однако увеличение доли третьего сектора в структуре национальной экономики не является самоцелью. И тем более недопустим в этом важнейшим стратегическом вопросе механический подход, при котором обращается внимание только на количественный рост. Важно определить источники увеличения доли работников третьего сектора. Чтобы усилить роль сферы обслуживания, в Японии прежде всего было обеспечено повышение эффективности промышленности за счет роста производительности труда и на этой основе производилось сокращение численности работников. Таким образом, освободившиеся рабочие были направлены в сферу обслуживания. Поэтому в этой стране параллельно развиваются реальный сектор экономики и сфера обслуживания. Вот почему в Японии много магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, различных фирм индустрии досуга, обеспечивающих высокий уровень обслуживания населения.
По масштабу экономики Япония занимает лидирующее положение. По ряду макроэкономических показателей эта страна обошла другие государства. Это, в частности, относится к таким достижениям, как величина положительного сальдо баланса текущих платежей (103,9 млрд. долл. в 2005 г., в том числе торговых - 123,4 млрд. долл.); размер золотовалютных резервов (210,2 млрд. долл. на конец июня 2004 г); лидерство в производстве ряда видов промышленной продукции (черные металлы, автомобили, суда, станки, бытовая электроника и электронные компоненты, и некоторые другие).
Чаще всего среди факторов объясняющих экономические достижения Японии, фигурируют: высокие темпы роста производительности труда, усердие японских трудящихся, высокая норма накопления капитала, низкий уровень военных расходов и ряд других. Примерно десяток лет назад появился журналистский термин "Джапан Инк". Он отразил суть сложившейся в Японии социально-экономической системы, фундаментально отличающейся от существующих в США и других, промышленно развитых государствах.
Сейчас можно констатировать тот факт, что Япония стоит перед выбором путей развития - двигаться ли ей в направление формирования свободного рынка западного образца с либерализацией экономики и ослаблением ограничений или идти по пути утверждения "особого японского выбора", "японской самобытности", ставя тем самым под сомнение динамичность хозяйственного развития.
Япония располагает развитой индустриальной базой, представленной практически всеми видами современного промышленного комплекса - от отраслей по производству базисных материалов (металлы, химикаты, продукция нефтехимии, бумага и целлюлоза и др.) до подразделений, выпускающих всю гамму машинотехнической продукции.
Общая тенденция промышленного развития стран - растущая доля высокотехнологических подразделений, а с другой стороны - расширение зарубежного производства.
Тенденция последних лет - это крупные вложения в промышленной области, включая организацию производства ведущих подразделений японской индустрии - автомобилестроения, электронной и электротехнической промышленности и др.
Нарастание зарубежного производства наиболее характерно для ряда отраслей, ранее определявших "лицо" японской индустрии. Это в первую очередь автомобилестроение. Например, ведущий производитель отрасли компания "Тойота" в 2007 г.58% всего объема зарубежного сбыта обеспечила за счет своих предприятий в других странах (в 2006 г. - 48%). Всего компания изготовила на своих 36 предприятиях в 26 странах 1,25 млн. автомобилей (прирост за год на 19,2%), в том числе в Северной Америке - 824 тыс., при снижении внутреннего производства на 9,6% (до 3,17 млн. шт). Внутреннее производство автомобилей всех видов в Японии составило 10,2 млн. шт., что оказалось ниже на 3,4% уровня год назад и на 25% ниже максимального показателя в 2004 г. Аналогичная картина прослеживается по ряду других видов продукции среднего технологического уровня.
Относительно благоприятное положение сохраняется в производстве ряда видов химической продукции с высокой добавленной стоимостью как результат крупных инвестиции корпораций отрасли в научно-исследовательские разработки. По мнению экспертов, такие виды продукции, как медикаменты, косметика фоточувствительные материалы, кваски и красители (без применения ртути), продукция тонкой керамики и ряд других.
В Японии государственная экономическая политика тесно связана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР. Общие подходы к роли государства в регулировании экономики распространяется также и национальную инновационную политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие:
1. Финансовая поддержка приоритетных отраслей промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов (2-4%), выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк.
2. Преференциальное распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей - с тем, чтобы они могли импортировать необходимые им оборудование и технологию.
3. Стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями.
4. Защита возникающих отраслей посредством установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров.
5. Специальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияния, регулирования объемов производства и капиталовложений.
6. Уникальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений.
Процесс централизации и регулирования сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в Японии состоит из:
финансирование науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий;
развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;
формирование международных институтов, программ, проектов.
Стремясь продвинуть новую технику и технологию дальше, чем ее конкуренты, Япония планирует достичь технологического превосходства с помощью шестицелевой программы, основанной на использование промышленного опыта и промышленной мощи. План, отражающий задачу успешно вывести страну вперед, включает в себя следующие стратегические направления:
Стратегическое направление №1 - параллельная реализация научно-технической программы;
Стратегическое направление №2 - стратегические международные союзы;
Стратегическое направление №3 - проект "Технополис";
Стратегическое направление №4 - создание телекоммуникационных сетей;
Стратегическое направление №5 - рисковый капитал и венчурные фирмы;
Стратегическое направление №6 - селективное поощрение импорта.
Стратегическое направление №5: рисковый капитал и венчурные фирмы - одно из важнейших направлений научно-технического развития Японии.
Обеспечение лидерства, по мнению японского правительства, может быть достигнуто заимствованным из США стимулированием бурно развивающего рынка рискового капитала и вновь возникающих компаний, или "рискового бизнеса". Кроме чисто экономической цели здесь присутствует, избавившись от духа подражательства, стремление создать принципиально новые базовые технологии, реанимировать новые базовые технологии, реанимировать новые базовые технологии, реанимировать в стране дух предпринимательства.
Что касается структурой политики в Японии, то политика выглядит таким образом.
Государственным строем в Японии является конституционная монархия. В состав страны входит 47 префектур. Столицей с 1867 года - Токио. Глава государства - император (император Акихито правит страной с 7 января 1989 г). Реальная исполнительная власть находится в руках премьер-министра, возглавляющего Кабинет Министров. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты советников (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата). Наиболее влиятельные политические порти: Либерально-демократическая партия (ЛДП), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Партия обновления, Новая партия Японии, Коммунистическая партия Японии, Партия демократического социализма (ПДС).
Парламент - согласно основному закону Японии это “высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства", но его власть строго уравновешена. Причем не только двумя другими ветвями, традиционными для демократического общества, - исполнительной, которая может распустить парламент, и судебной, надзирающей за тем, чтобы принимаемые им законы соответствовали конституции. Но даже императором, который официально является лишь символом единства нации и лишен права участвовать в управлении государством, но именно по его эдиктам, изданным на основе решения правительства, созываются сессии высшего законодательного органа. Парламент состоит из двух палат - представителей и советников. В Японии палату представителей принято называть нижней палатой, а палату советников - верхней палатой в соответствии с порядком прохождения законопроектов в парламенте. Итак, чтобы выставить свою кандидатуру на выборах депутатов, формально нужно быть, во-первых, полноправным гражданином Японии, во - вторых фигурировать в государственном реестре избирателей, куда попадают по достижении 20 лет. Совершенно не обязательно при этом быть членом партии или организации, хотя им дается больше льгот в предвыборной компании.
Японская модель развития инновационной сферы, высокий интеллектуальный уровень нации, ее умение адаптироваться к вызовам усиливающейся глобализации, находить оригинальные пути выхода из кризисных ситуаций дают все основания ожидать, что Япония преодолеет все трудности. В этом японцам может пригодиться учение Кейнса, которое предоставляет широкие перспективы для развития смешанной экономики стран, с использованием чисто национальных методов управления. Как показывает опыт стран, успешно преодолевших кризисную ситуацию и вышедших в лидеры, активное государственное регулирование и стимулирование деятельности микроструктур не тормозили, а наоборот, ускоряли темпы развития национального хозяйства.
Высокий научно-технический уровень Японии позволяет и в нынешней ситуации достигать существенных прорывов в робототехнике, в компьютерной и электронной областях, в создании скоростного транспорта на магнитных подушках. В конце 2007 г. был запущен космический спутник (ракета-носитель Н-24) с трехтонным исследовательским зондом и двумя мини-спутниками, которые в течение года вращались вокруг Луны, передавая информацию на Землю. Это еще раз свидетельствует о больших возможностях японской нации, которая находится на передовых позициях своего интеллектуального потенциала.
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
Для того чтобы оказаться во всеоружии перед лицом быстрой глобализации международной экономики и для создания максимально благоприятных условий для полного раскрытия жизненной энергии и потенциала японской экономики, Японии необходимо прилагать усилия к структурному реформированию своей экономики, т.е. еще более решительно проводить ее дерегулирование, во всех деталях проработать политику повышения конкурентоспособности, улучшить условия доступа на рынки и т.д. За счет осуществления этих мер Япония одновременно сможем еще активнее способствовать оживлению всей мировой экономики в целом. Необходимо наладить и многостороннюю систему внешней торговли и инвестиций, которая отвечала бы новым требованиям времени. Япония будет последовательно выступать за создание и укрепление международной экономической системы, которая бы всегда оставалась именно многосторонней и основывалась на справедливых и ясных правилах. В этом плане она участвует в дальнейшем укреплении многосторонней системы внешней торговли, прежде всего Всемирной торговой организации (ВТО), где, в частности, разрабатываем правила для новых областей экономики. Деятельно участвует в переговорах в рамках ОЭСР по принятию многостороннего соглашения о взаимных инвестициях и ряде других.
Вместе с мировым сообществом Япония активно занимается решением таких глобальных проблем, с которыми мир столкнулся после окончания "холодной войны", как экологическая проблема, терроризм, перенаселение, наркотики. В частности, в декабре 1997 г. в Киото состоялась международная конференция по предупреждению глобального потепления климата. На ней был принят протокол, в котором обозначена цель: сократить с 2008 по 2012 г. более чем на 5% по сравнению с 1990 г. совокупный выброс в атмосферу всеми развитыми странами шести видов газов, создающих парниковый эффект, в том числе двуокиси углерода. Это был большой успех конференции, поскольку таким образом сделан первый конкретный шаг для предотвращения глобального потепления климата Земли.
Информация о работе Динамика основных макроэкономических показателей Японии