Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:07, доклад
Дерегулирование экономики - сокращение масштабов вмешательства государства в экономику, ослабление государственных регламентации. Дерегулирование наряду с приватизацией служит ключевым элементом экономической политики, обоснованной теоретиками неоконсерватизма. Эта политика возобладала во многих индустриально развитых странах с середины 1970-х гг. Она исходила из необходимости дебюрократизации управления экономикой, внесения «прозрачности» в отношения государства и бизнеса.
Дерегулирование экономики - сокращение масштабов вмешательства государства в экономику, ослабление государственных регламентации. Дерегулирование наряду с приватизацией служит ключевым элементом экономической политики, обоснованной теоретиками неоконсерватизма. Эта политика возобладала во многих индустриально развитых странах с середины 1970-х гг. Она исходила из необходимости дебюрократизации управления экономикой, внесения «прозрачности» в отношения государства и бизнеса.
Реализация неоконсервативной политики дерегулирования не означала полный демонтаж системы государственного регулирования и уход государства из экономики. Произошла переоценка экономической роли государства. Главной его функцией становится формирование благоприятной рыночной среды, установление единых правил для всех субъектов рынка. Государство призвано способствовать созданию рыночной инфраструктуры, ограничению монополистических тенденций, развитию малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности предприятий.
Важнейшими составляющими стратегии развития российской экономики служит проведение ее дерегулирования и дебюрократизации, являющихся необходимым условием успешной борьбы с коррупцией. Это предполагает, в первую очередь, упрощение порядка регистрации новых предприятий и уменьшение числа проверяющих их инстанций, сокращение числа ведомств, дублирующих друг друга.
Дерегулирование экономики - изменения организационно-экономических отношений между государством и субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в отмене или ограничении государственного воздействия на экономику. Целью таких изменений обычно является создание условий для упрочения экономической свободы производителей и потребителей, формирование конкурентной среды, развитие предпринимательства как основной движущей силы рыночного хозяйства. Этот процесс в первую очередь характеризуется уменьшением роли прямого государственного вмешательства в рыночное хозяйство. Начало дерегулирования российской экономики было положено процессом разгосударствления (деэтатизации). Это проявилось в приватизации государственной собственности, в прекращении директивного планирования, в ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю, в отказе от централизованного ценообразования, распределения ресурсов, установления уровня оплаты труда (ныне государство устанавливает только минимальный размер заработной платы).
Сокращение масштабов вмешательства государства в экономику, ослабление государственных регламентации. Дерегулирование наряду с приватизацией служит ключевым элементом экономической политики, обоснованной теоретиками неоконсерватизма.
Эта политика возобладала во многих индустриально развитых странах с середины 1970-х гг. Она исходила из необходимости дебюрократизации управления экономикой, внесения "прозрачности" в отношения государства и бизнеса.
Реализация неоконсервативной политики дерегулирования не означала полный демонтаж системы государственного регулирования и уход государства из экономики. Произошла переоценка экономической роли государства. Главной его функцией становится формирование благоприятной рыночной среды, установление единых правил для всех субъектов рынка. Государство призвано способствовать созданию рыночной инфраструктуры, ограничению монополистических тенденций, развитию малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности предприятий.
Важнейшими составляющими стратегии развития российской экономики служит проведение ее дерегулирования и дебюрократизации, являющихся необходимым условием успешной борьбы с коррупцией. Это предполагает прежде всего упрощение порядка регистрации новых предприятий и снижение числа проверяющих их инстанций, сокращение числа ведомств, дублирующих друг друга.
Подзадачи дерегулирования
В частности, можно выделить следующие задачи дерегулирования:
Уничтожение остатков ценового регулирования - устранение специального регулирования «естественных монополий», прежде всего газовой, электрической, телекоммуникационной отраслей. Особым случаем «естественной монополии» может быть объявлена даже отраслевая биржа.
Уничтожение регуляторных барьеров для вхождения на рынок (в конечном итоге, все данные регуляторные барьеры сводятся к влиянию на цену продукции, понижающую привлекательность ко входу на рынок новых производителей):
лицензирование деятельности (включая излишние требования к производственному процессу типа экологических ограничений),
антимонопольное законодательство против слияний и поглощений,
протекционизм.
Уменьшение доли экономики, «регулируемо» перераспределяемой через бюджет - (уменьшение прямого и косвенного налогообложения, включая акцизы и пошлины);
Защита прав собственности от поползновений эгалитаристов (например, чтобы миноритарные акционеры имели не больше прав, чем акционеры мажоритарные, потребители - больше, чем производители, а также возможность заявленной дискриминации в обслуживании некоторых групп потребителей).
Трудность дерегулирования
Важно отметить, что занятие дерегулированием исключительно невыигрышно с точки зрения широкой публики:
Успехи будут чрезвычайно распределены и доступны только как «статистика». Не будет никаких отдельных выигравших лиц или организаций, поэтому не будет консолидированных союзников. Выигрывать будет все общество в целом;
Успехи, видимые по общеэкономической статистике, будут трактоваться не как «результат дерегулирования», а как «естественный ход вещей» или даже как полученные «вопреки дерегулированию»;
Любые частные неудачи в дерегулируемых отраслях (а они всенепременно будут - например, банкротства неэффективных компаний или даже просто случайные технические аварии, которые произошли бы в любом случае регулирования) будут широко подхвачены падкой на скандалы прессой и поданы как «результат дерегулирования». Любые колебания рынка будут отслежены только в момент повышения цен, которое немедленно будет подано как «результат дерегулирования». Любое мошенничество также будет подаваться как «результат дерегулирования»;
Отраслевые бизнесы, как ни странно, часто выступают именно за регулирование: это дает им спасение от жесткой конкуренции и связанных с ней рыночных рисков. В частности, в Америке энергокомпании потратили на лоббирование неначала кампании дерегулирования электроэнергетики 17.5 млн.долларов через две некоммерческие организации. Недаром регулирование всегда вводится в обмен на привилегии для регулируемых бизнесов - и привилегии обычно вполне реальные (прежде всего - привилегия защиты от конкурентов, а во многих случаях и привилегия устанавливать цену, покрывающую любой уровень издержек).
Дерегулирование как путь к процветанию
Связь дерегулирования и экономического процветания была замечена экономистами довольно давно. С середины семидесятых годов многие страны сознательно встали на путь дерегулирования своей экономики. В США процент ВНП, приходящийся на регулируемые отрасли, упал за десять лет (1977--1987г.) с 17% до менее 7% и продолжает падать в ходе нынешнего дерегулирования электрической, газовой и телекоммуникационной отраслей.
Суть дерегулирования - максимально устранить влияние государства на рынок, чтобы обеспечить злобную и жесткую конкуренцию всех со всеми и тем самым вынудить использовать новые технологии. Новые технологии позволяют получать большее разнообразие товаров при меньших ценах. новые игры технологии обеспечиваются инвестициями. Инвестиции приходят только туда, где инвесторы имеют возможность рискнуть в обмен на возможные прибыли. В регулируемых отраслях прибыль нормируется, поэтому у инвесторов нет стимула к риску.
Дерегулирование означает:
переход от тарифов к ценам (свободный рынок), чтобы лучшие предприниматели могли получить бОльшее вознаграждение;
обеспечение свободы конкуренции, чтобы надежно сдерживать цены;
переход от лицензирования к страхованию, чтобы убрать чиновничью коррупцию по допуску на рынок новых участников, шантаж по отношению к старым участникам и одновременно реально компенсировать потери потребителей в случае дефолта поставщика;
переход от практики предписанных типов деятельности к практике добровольных контрактов, чтобы стимулировать появление новых продуктов (рынков);
дебюрократизацию - уменьшение документооборота между бизнесами и государством, а также уменьшение числа государственных и уполномоченных государством проверочных инстанций.
Результатом дерегулирования служит освобождение от ошибок регулятора в перераспределении благ между людьми: исчезает фигура человека или определенной группы людей, которые выглядят как владельцы главного рубильника или главной газовой трубы, или телекоммуникационной линии. Исчезают люди, которые могут повлиять на цену и возможность любого контракта в дерегулированных отраслях.
Дерегулирование - это отдельный предмет, имеющий свою теорию, практику, достижения, изобретения, механизмы и т.д. В основном - это англоязычная литература. Основную теоретическую информацию по дерегулированию экономики можно получить на вебсайтах www.mises.org и www.cato.org. Запад тем и отличается от России, что дерегулирование там уже вошло в практику (хотя даже в США темп увеличения регуляторного бремени превышает темп дерегулирования).
Дерегулирование и приватизация.
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов.
Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).
В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.
Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизилися цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188).
Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается.
Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.
Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.
Процесс дерегулирования экономики способствовал усилению конкуренции в некоторых отраслях сферы услуг (таких как телекоммуникационные услуги, телевидение, авиаперевозки), в результате чего резко возросла их экономическая активность.
В дерегулировании же заинтересовано "все общество", то есть никто конкретно. Поэтому, кроме конкретных мер по дерегулированию, необходим постоянный мониторинг инициатив по введению нового регулирования и противодействие этим инициативам.
Важно отметить, что на Западе дерегулирование входит в практику через академическую активность: несколько поколений ученых учили основам дерегулирования университетских студентов, которые потом занимали те или иные посты и после этого осознанно содействовали дерегулированию. Этот «академический» путь с одной стороны очень медленный, но как-то превентирует «сползание» в зарегулированную насмерть экономику в моменты малейших политических, военных или даже экономических кризисов. «Академический» путь приводит к построению надежной интеллектуальной инфраструктуры дерегулирования.