Деньги: Сущность и значение в хозяйственной жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, сущности и функций кредита в государстве, функционирования банковской системы РФ, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов, закрепление практических навыков по ведению операций в коммерческом банке.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории ( !!!).doc

— 298.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время  Центральный  банк России выделяет  четыре агрегата   денежной массы - М0, М1, М2, М3,     

      Самостоятельным компонентом денежной массы в  России является денежная база. Она включает агрегат М0 + денежные средства в кассах банков, обязательные резервы банков и их средства на корреспондентских счетах в Центральном Банке России.

      Оптимальный размер денежной массы во многом определяются интенсивностью использования денег в платежном обороте или скоростью обращения денег. В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости оборота денег - показатели интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и платежа: 1)показатель скорости обращения в кругообороте доходов и продуктов – это отношение реального валового национального продукта (национального дохода) к денежной массе, а именно к средним размерам М1 или М2. Этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития; 2) показатель оборачиваемости денег в платежном обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

        При сравнении показателей скорости  обращения денег по странам  можно заметить довольно существенные  расхождения: так, в Японии, Франции,  Италии денежная единица за  год оборачивается в процессе  производства и обращения конечного продукта в среднем от 2 до 4 раз, тогда как в США, Германии, Великобритании - 5-6 раз.

      Эти расхождения отражают не только различия в классификации рассматриваемых денежных агрегатов, но и неодинаковые формы хранения сбережении и методы  „управления наличностью” и определяются действием ряда факторов:

  1. общеэкономических (степенью развития экономики, темпами экономического роста, движением цен);
  2. чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций, взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке).

        Банкноты, монеты и средства депозитных учреждений США на резервных счетах в центральном банке образуют денежную базу или деньги повышенной мощности. Причем прирост монетарной базы на 1 доллар влечет  за собой мультиплицирующее увеличение денежной массы М1 на 2,4 доллара. Регулирование суммы денег повышенной мощности позволяет воздействовать не на один компонент денежной массы, а в целом на масштабы денежного обращения.

            • Скорость  обращения денег
         

              Для оценки динамики денежной массы в  стране используют различные экономические  показатели. Изменение объема денежной массы может быть связано как  с абсолютным ее увеличением вследствие эмиссии, так и с ускорением денежного оборота. Скорость обращения денег - показатель эффективности движения денег как средства обращения и платежа. Обычно используются следующие показатели скорости обращения денег:

              - показатель скорости обращения  денег в кругообороте доходов.  Этот показатель рассчитывается как отношение ВНП или национального дохода к агрегатам М1 или М2. Динамика расчетной величины показывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

              - показатель оборачиваемости денег  в платежном обороте определяется  как отношение суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении. Этот показатель определяет скорость безналичных расчетов.

              Скорость  обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения  и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные. Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов: как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.). Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов - внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. 
         
         
         

         

              3. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Денежно-кредитная политика

             3.1. Денежный рынок: спрос и предложение денег

         

             На  денежном рынке предметом сделок является валюта разных стран. Можно  выделить три подхода к формированию спроса на деньги: классический, монетаристский  и  кейнсианский.  Что  касается   предложения денег, то оно задается государством, то есть центральным банком страны или уполномоченными на то структурами. Так как деньги находятся на руках у населения или в банковской системе, то совокупное предложение денег можно описать с помощью следующей формулы:                                                   

          М = С + D,

             где

             М (money) - объем денежной массы;

             С (cash)- величина наличных денег у населения;

             D (deposits)   деньги на счетах в банках.

             Классическая  теория денег

             В классической теории спрос на деньги рассматривается с точки зрения количественной теории денег. Как мы выяснили на предыдущем занятии, спрос на деньги, или необходимый объем денежной массы, прямо зависит от уровня товарных цен и обратно - от скорости денежного обращения. Спрос на деньги рассчитывается с помощью уравнения Фишера или его вариапии, названной «кембриджскимуравнением».                                                     

                                                                   

        (М =k*P*Q),

             Где

             М   - объем денежной массы;

             к = I/ V, то есть обратная величина к скорости обращения денег

             Р - суммарная величина товарных цен

             Q - количество продаваемых товаров.

             Коэффициент «к» показывает долю номинальных денежных, или кассовых, остатков в доходе. В данном случае величина (P*Q), выражая иены на реализуемую продукцию, представляет собой как доходы, так и расходы общества. Потраченные на покупку данной продукции деньги выступают доходом для одних  хозяйствующих   субъектов   и   расходом   для   других. 

             Кассовые  остатки представляют собой наличные деньги, которые хозяйствующие субъекты оставляют у себя для каждодневных расходов. Величина кассовых остатков зависит от уровня цен. Чем выше цены, тем больше понадобится наличных средств. Так что коэффициент к представляет соотношение между номинальным доходом хозяйствующего субъекта и необходимыми ему наличными деньгами, или кассовыми остатками.

             На  цены, в свою очередь, большое влияние  оказывает номинальная величина дохода. Чем выше доходы хозяйствующих субъектов, тем выше их расходы. А увеличение расходов (увеличение спроса) ведет к росту цен. Значит, изменение количества денег в обращении страны ведет к изменению цен в стране (рис.1).[25]

             

             Рис 1. Классическая колличественная теория денег

             По  вертикальной оси отложим уровень  цен (Р). а по горизонтальной - объем  денежной массы (М). Предложение денег представляет величину,  определяемую правительством, поэтому она имеет форму вертикальной линии (MS). Биссектриса (МD) показывает тенденцию изменения спроса на деньги, который вызывается изменением уровня товарных цен. То есть чем выше цены, тем больше требуется денег. Это объясняет ее положительный наклон.

             В классической количественной теории денег  приняты два важных допущения.

             Во-первых, в экономике используются все  ресурсы, и не существует такого явления как безработица (по крайней мере, длительная).

             Во-вторых, предложение денег задается правительством.

             Данная  модель находится в равновесии, когда  линии спроса и предложения денег имеют общую точку пересечения Еи (величина спроса на деньги равна отрезку ОЕ0 или превышает его). При понижении уровня цен, например до уровня Рь величина спроса будет равна отрезку ОЕ]. Тогда количество денег в обращении превышает необходимое количество, что ведет к появлению инфляции. Стоимость денег снижается, а цены возрастают, пока не достигнут уровня Р0.

             Дальнейшее  увеличение цен будет сдерживаться недостатком денег для оплаты товаров. Поэтому дополнительно  произведенная продукция не найдет сбыта, и цены начнут понижаться.

             Количественная  теория денег отражает основную идею классического направления: автоматическое достижение равновесия на рынке без участия государства.

             Монетаристская  теория денег

             Целью хозяйствующих субъектов является выбор таких активов, которые  характеризовались бы максимальной доходностью и надежностью. Иными  словами, спрос на деньги является функцией от совокупного капитального богатства хозяйствующего субъекта с поправкой на величину инфляции.                                   

          MD = f (rS, rB, P, W),

        где

        f- функциональная зависимость;

        rS, rB - доход по акциям (s - shares или stocks) и облигациям (b - bonds);   .

        Р - темп изменения уровня цен в процентах (уровень инфляции);

        W - совокупное капитальное богатство.

               Предложение денег задается правительством.

             В отличие от классической количественной теории монетаристская концепция ставит спрос на деньги в зависимость не только от цен и необходимых кассовых остатков, но и от всех активов хозяйствующего субъекта с учетом инфляции.

             Кейнсианская  теория денег

             Кейнсианская  теория оценивает спрос на деньги несколько с иных позиций. С точки зрения Кейнса, спрос на деньги зависит от предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности, по Кейнсу, означает предпочтение хранить деньги в наличной, то есть наиболее ликвидной форме.

        Кейнс сформулировал три мотива такого хранения денег: транзакционный, спекулятивный и мотив предосторожности.

             Транзакционный  мотив означает, что хозяйствующий субъект будет хранить определенную часть своих денежных средств в наличной форме для того, чтобы финансировать этими деньгами свои ежедневные расходы (рис. 2). Например, домохозяйству постоянно нужны деньги на покупку еды, питья, на оплату проезда, других услуг.[25]                                       

         

             Рис.  2 Транзационный мотив.

             По  вертикальной оси отложим банковскую ставку процента (г), а по горизонтальной - объем денежной массы (М). Вертикальная линия спроса на деньги показывает, что независимо от величины процента, определенная сумма денег (ОМо) находится на руках у домохозяйств. То есть она не будет вложена ни в банковский сектор, ни в реальный сектор экономики в качестве инвестиции, а будет использоваться для расчетов.

             Спекулятивный мотив поощряет хозяйствующего субъекта вкладывать деньги в проекты, обеспечивающие наибольшую доходность. Как мы определили, деньги перемещаются между реальным и банковским сектором экономики (рис. 3). Поэтому когда доходность в реальном секторе экономики будет более высокой, чем в банковском, то деньги из банковского сектора уйдут в реальный. В противном случае из реального сектора экономики деньги вернутся в банковский сектор.[25]                                   

         

             Рис. 3 Спекулятивный мотив

             Вертикальная  ось характеризует банковский сектор экономики, а горизонтальная - реальный. Наклонная линия спроса на деньги показывает отток денег из банковского в реальный сектор (с M1 до М2) B связи с уменьшением процента (с r до г2), а значит и доходности от банковских вложений.

             Если  же мы поднимаемся по линии спроса, то видим, что с ростом процентной ставки происходит приток денежных средств в банковский сектор из реального в связи с сокращением доходности в последнем.

             Мотив предосторожности по своей сути близок к транзакционному мотиву. Хозяйствующий субъект, не уверенный в прибыльности инвестиционных проектов, будет хранить деньги в наличной форме. Несмотря на отсутствие доходное 1 и в данном случае, он будет уверен, что при неблагоприятном развитии событий в экономике страны он не понесет крупных потерь. Хотя в данном случае он не застрахован от инфляции, в какой бы валюте он ни хранил свои сбережения.

             Современный подход к сути спроса на деньги объясняется на основе теории предпочтения ликвидности, в рамках которой соединяются вес три мотива .                                            

                                                               Обозначение осей на графике мы не меняем. Заметим, что наклонная линия спроса на деньги не касается вертикальной оси, обозначающей банковскую ставку процента. Хотя высокая ставка процента будет создавать стимулы к переливу капитала из реального сектора экономики в банковский, часть денег, которая остается для постоянных расходов (0М0), в переливе капитала участия не примет.

        Таким образом, в кейнсианской теории спрос  на деньги зависит от уровня дохода и величины ставки процента.                                                

          MD = М1+ М2 = L1(y) + L2(r),

        где

        M1 - размер наличности, отвечающий транpакционному мотиву и мотиву предосторожности;

        М2 - размер наличности, отвечающий спекулятивному мотиву;

        L1(y)      ликвидность Mi (зависит в основном от уровня дохода (у));

        L2(r) - ликвидность М2 (зависит в основном от величины процента (г)).

        Предложение денег в кейнсианской теории, как  и в других, задается государством.  

              Равновесие  денежного рынка в кейнсианской модели можно представить в трех вариантах: в условиях «жесткой», «гибкой» и «смешанной» политики правительства.

             «Жесткая» политика

             «Жесткая» политика регулирования денежной массы  подразумевает, что предложение денег является фиксированным. Значит, предложение не меняется, независимо от колебаний рыночной ставки процента (пока правительство не примет решения об изменении величины предложения денег) (рис. 5).[25]             

         

             Рис 5 «Жесткая» политика регулирования  денежный масс

             По  вертикальной оси откладываем банковскую процентную ставку (г), а по горизонтальной - объем денежной массы   (М).   Сплошная   вертикальная   линия   МS    показывает первоначальное предложение денег. Наклонная линия МD показывает спрос на деньги. Проведя от точки равновесия Е горизонтальную пунктирную линию до оси процента, получаем банковскую процентную ставку г.

             Если  правительство сократит количество денег в обращении, то линия предложения  МS1 сдвинется влево в положение МS2 и появится новая точка равновесия Е2, которая определит более высокую ставку процента г2 вместо  г1. При увеличении денежной массы события будут развиваться в противоположном направлении. Кривая предложения денет сдвинется вправо, понижая тем самым ставку процента.

             «Гибкая»  политика

             «Гибкая»  политика регулирования денежной массы  означает, что правительство старается сохранить процентную ставку на одном уровне. График денежного равновесия принимает другую форму (рис. 6).[25]                             

            

             Рис. 6 «Гибкая» политика

             Горизонтальная  линия (MS) показывает предложение денег при определенной ставке процента (г*), а линии с отрицательным наклоном (сплошная МD1, и пунктирная МD2) -два уровня спроса на деньги. Изменение в спросе на деньги (из МD1 в МD2 и наоборот) достигается путем изменения денежной массы посредством монетарной политики.

             Например, правительство через центральный банк может изменить величину резервов коммерческих банков, которые те держат на его счетах. Тем самым достигается расширение или сжатие денежной массы и предложения денег в силу того, что высвобождается или связывается часть денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот. 

              «Смешанная» политика

             Иногда  правительство прибегает к совмещению «жесткой» и «гибкой» политики. Тогда  проводится «смешанная» политика (рис. 7).[25]                                 

         

             Рис. 7 «Смешанная» политика регулирования денежной массы

             Линии с положительным наклоном (сплошная МS1 и пунктирная МS2) показывают два уровня предложения денег, а линии с отрицательным наклоном (сплошная МD1и пунктирная МD2) два уровня спроса на деньги.

             Изменение спроса на деньги МD1 до МD2) при уровне предложения денег МS1, вызывает рост процентной ставки (с г1 до г2) и расширение денежной массы (с М1 до М2). Рыночное равновесие перемещается из точки Е1 в точку Е2.

             Изменение уровня предложения денег (с МS1 до .МS2) при уровне спроса МD1 ведет к падению процентной ставки (с г1 до г2) и опять-таки к увеличению денежной массы. Рыночное равновесие переметается из точки Е1 в точку Е3.

             В кейнсианской денежной теории за государством остается основная роль по регулированию  количества денег в обращении. Тем  самым данная теория подтверждает позицию Кейнса, согласно которой государство в лице правительства является активным участником и регулятором рынка и экономики в целом.

             Таким образом, предложение денег во всех теориях задается государством и зависит от пропорции распределения денег между наличной и безналичной формой хранения денег. Спрос на деньги определяется у классиков - пенами, у монетаристов - оптимизацией капитала (финансового и физическою), а у кейнсианцев величиной дохода и банковской процентной ставки.

             3.2. Денежно-кредитная  политика

         

              Проведение  соответствующей денежной  политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе  регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.

              Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

              В теории денежно-кредитной политики схематически различают две крупные школы - кейнсианскую и монетаристскую. Основная цель кейнсианцев - доказать, что любая макроэкономическая теория обязательно является денежной, отсюда чрезвычайная важность денежного феномена в макроэкономическом анализе. Монетаристы делают упор на роль денег в объяснении колебаний экономической активности и инфляции. Если кейнсианцы сводят роль денежно-кредитной политики в пользу либо бюджетной политики, либо политики контроля над доходами, то монетаристы отдают явное предпочтение денежно-кредитной политике. Разногласия между ними обусловлены различной методологией: первые судят об эффективности политики на основании каждого частного случая, вторые - на основании всего комплекса результатов.

              Поэтому, если государственные органы используют в своей практике экономическую политику, представляющую собой сочетание двух школ, то неизбежно выделяется наиболее эффективная, доминирующая, при которой другая играет роль вспомогательной. Неэффективность применяемой политики не в меньшей мере может быть обусловлена запаздыванием в принятии решений, неуверенностью в результатах действия, отсутствием четко определенной стратегии и тактики.

              Основополагающей  целью денежной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах

        Денежно-кредитная  политика является лишь одним из элементов  экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.

              Разработка  стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение  её основной конечной цели; определение  промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.

              Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур ).

              Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

              Наряду  с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

              Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.

              В регулировании платежного баланса  с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.

              Прямое  регулирование с помощью денег  рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.

              Ставка  на фактор запасов денег, связанная с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах с избытком. Норма процента имеет тенденцию к повышению в первых странах, тогда как во-вторых она ориентирована на понижение. Повышение стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.  

          4. Денежный рынок России

          4.1. Денежные суррогаты и борьба с ними

         

             Характерной чертой жизненного цикла денег как  инструмента взаиморасчетов является их постепенная виртуализация — ослабление связи формы и содержания. Если первоначально деньги имели свойства товара, в частности обладали самостоятельной стоимостью, соответствующей их золотому, серебряному или иному носителю, то постепенно эти свойства утрачивались. В начале 70-х годов прошлого века был отменен золотой стандарт, что положило конец связи денег с золотом. С этого момента деньги становятся истинно «бумажными». Последние десятилетия отмечены появлением банковских карт, законодательно оформленных финансовых продуктов, которые, как казалось, должны были сделать неактуальным понятие наличных денег.

             Денежные  суррогаты — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно. Причина их появления, в основном нехватка официальных денежных знаков. Например, в 1993—1994 гг. в РФ было отмечено введение денежных сурогатов некоторыми предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны. Согласно ст. 27 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. выпуск на территории РФ запрещается.

             Относительно  новым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС). Судя по высказываниям его участников, уровень доверия россиян к этой инновации относительно невысок и ограничивается преимущественно оплатой мобильной связи (95—97% всего оборота), развитие которой и определяет в основном рост ЭПС. Россияне пока что больше доверяют наличности. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн. граждан обладают пластиковыми картами и до 94% операций с ними связано с обналичиванием. Это вполне естественно: деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.[17]

             Эту деятельность в целом можно охарактеризовать как способ учета перемещения реальных денежных средств. Задачей ЭПС является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю. В этом процессе принимают участие законодательно оформленные финансовые институты (например, банки), осуществляя взаимодействие с плательщиками, получателями и решая спорные проблемы, возникающие между ними. Никакой самодеятельности не допускается. Реальные средства перемещаются только между финансовыми институтами или внутри них с помощью стандартных транзакций.

             В настоящее время появилось много  разновидностей ЭПС. Суть их в том, что, как указано на сайте PayPal (он принадлежит  компании eBay), услуги ЭПС основаны на существующей финансовой инфраструктуре банковских счетов и кредитных карт и снабжены собственными службами защиты от мошенничества. Таким образом, эти услуги не нуждаются в дополнительном законодательном обосновании, поскольку при этом не создаются финансовые продукты, выступающие как суррогаты денег.

             Несколько иная ситуация складывается в России. Проблемы возникают, когда осуществляется попытка эмиссии виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшая отечественная платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки» — эквиваленты рублей, долларов и т.д., которые используются в качестве финансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например, PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок. Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность у потенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдать ей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки». Есть о чем задуматься!

             Почему  отечественные платежные системы  игнорируют прямой путь формирования собственных финансовых институтов (например, банков) или, как принято за рубежом, не используют существующую финансовую инфраструктуру? С одной стороны, очевидно, что создание финансовых институтов влечет за собой существенный рост налогов и необходимость соблюдения многочисленных инструкций (в частности, ЦБ РФ). С другой стороны, массовый рынок не охвачен финансовой инфраструктурой в должной степени — наличие счета в коммерческом банке является скорее исключением для наших соотечественников.

             Проблемы отечественного бизнеса не свидетельствуют об ущербности идеи виртуальных финансовых операций. Мировой рынок ИТ-поддержки перемещения реальных средств и обращения суррогатов денег активно растет. Примером служат массированные многопользовательские онлайновые ролевые игры, такие как проект «Энтропия». Их общий оборот в Internet — более 1 млрд. долл. После прекращения продажи цифровых артефактов (игровых валют) компанией eBay моментально образовалась биржа виртуальных валют Sparter, которая получила поддержку венчурного фонда Bessemer Venture Partners. Это говорит о том, что инвесторы видят неплохую перспективу в развитии финансового рынка для виртуальных валют. 

             4.2. Валютная система Российской Федерации 

             Валютная  система Российской Федерации. В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком России по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах Российской Федерации - Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Важнейшим значением в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

             Валютные  ценности - это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платёжные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности (акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте), а также драгоценные металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий.[19]

             Резиденты - это:

        • физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся вне России;
        • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в РФ;
        • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России;
        • находящиеся за пределами России филиалы и представительства вышеуказанных резидентов;
        • дипломатические и иные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.
         

             Нерезиденты - это:

        • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
        • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
        • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
        • находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;
        • находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

             Операции  в иностранной валюте и с ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

             К текущим валютным операциям относятся:

        • переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчётов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
        • получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
        • переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
        • переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.[21]

           В валютные операции, связанные с движением капитала, входят:

        • прямые инвестиции - вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
        • портфельные инвестиции - приобретение ценных бумаг;
        • переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и её недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иные права на недвижимость;
        • предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;
        • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
        • все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

             Валютные  операции в России осуществляют только уполномоченные коммерческие банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка  России (Банка России, ЦБ) на проведение валютных операций.

             Существуют три вида валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляет генеральная валютная лицензия.

             На  проведение операций с золотом требуется  также специальная лицензия ЦБ.

        Валютные  ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

             Покупка и продажа иностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки не допускаются.

             Валютное  регулирование осуществляет Центральный  банк России. Он устанавливает порядок обязательного перевода, вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам; выдаёт валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны - ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.

             Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк России, а также Правительство РФ.

             Агентами  валютного контроля выступают организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчётны соответствующим органам валютного контроля.

             4.3. Денежная масса РФ 2010 года и I квартал 2011года

         

             Денежная  масса РФ в национальном определении (агрегат М2) снизилась 

        в январе 2010 года на 2,3% - до 15,331 триллиона рублей с 15,698 триллиона рублей, говорится  в сообщении Банка России.

             Денежный  агрегат М2 представляет собой объем  наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ.

             Рост  М2 является фундаментальным фактором инфляции. Соответственно, отрицательная динамика этого показателя является основой замедления роста цен. Инфляция в РФ с начала того года по 24 февраля составила 2,4% против 3,6% за аналогичный период позапрошлого года.

             Объем наличных денег, входящих в состав денежной массы, снизился к 1 февраля до 3,873 триллиона рублей с 4,038 триллиона рублей на 1 января. Объем безналичных средств сократился до 11,458 триллиона рублей с 11,660 триллиона рублей на 1 января. 

        Центральный Банк РФ приводит данные :

        Денежная  масса М2 за февраль 2011 г. выросла на 1,2% 

              Денежная  масса М2 в национальном определении в России за февраль 2011 г. выросла по сравнению с январем с.г. на 1,2% с 19 трлн 303,4 млрд руб. и на 1 марта с.г. составила 19 трлн 531,3 млрд руб. Такие данные приводятся в материалах ЦБ РФ. С начала года денежная масса М2 сократилась на 2,4% с 20 трлн 11,9 млрд руб.

        Объем наличных денег в обращении за февраль 2011г. вырос на 1,37% - до 4,89 трлн руб., с начала 2011г. сократился на 3,35%. Объем безналичных средств вырос  за месяц на 1,1% - до 14,64 трлн руб., с  начала года сократился на 2,1%.  

                Денежный агрегат М2 представляет  собой объем наличных денег  в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ.[10] 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        Заключение

             В ходе курсовой работы мною на базе сущности и функций денег, структуре денежной массы, денежно-кредитной политике, а так же статистических данных и таблиц, отражающих денежный рынок РФ и некоторые денежные рынки, и агрегаты других стран и компаний доказано, что:

        Современная хозяйственная жизнь общества, в  условиях рыночных отношений, не возможна без денежных рычагов.

             Государство, организация или частное лицо может существовать и стабильно развиваться, опираясь на качественную денежную политику и денежные агрегаты.

             Денежная  система является базисом современной  экономики, и плодотворное функционирование в рыночных отношений напрямую зависит от сущности и функций денег.

           Спрос и предложение денег регулируют рынок товаров и ценных бумаг, поэтому они должны находиться в равновесии, то есть должна соблюдаться конъюнктура рынка, когда спрос равен предложению.

               От скорости обращения денег,  то есть от ее ликвидность  напрямую зависят управление финансовыми показателями и структура денежной массы, следовательно, и избежание негативной ситуации на рынке товаров.

             Для снижения темпов роста инфляции необходимо обеспечить сбалансированность денежной и товарной массы в обращении.

             Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

             Денежное  обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без  этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

             С традициями радикализма укрепить доверие  экономических субъектов и всего  населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.

        Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы.

             Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.

             При благоприятном развитии экономики  в ближайшем будущем Россия могла  бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России.  
         
         
         

        Список  используемой литературы 

        1. Госкомстат  России. - М.,2002.
        2. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и Кредит.2003.-№5.-с.13.
        3. «Известия» № 51, 23 марта 2004 г. Раздел финансов. Учредитель и издатель ОАО «Редакция газеты «Известия». М.,2008
        4. «Известия» № 47, 18 марта 2004 г. Раздел финансов. Учредитель и издатель ОАО «Редакция газеты «Известия». М.,2004.
        5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: в 2 т. – М.: ИНФРА, 2003. Т 1.
        6. Экономика: учебник/под редакцией А.С.Булатова-Экономистъ,2006
        7. Экономическая теория / Под общ. ред. д.э.н. А.И. Добрынина, д.э.н., проф. Л.С. Тарасевича. – С-Пб., 2001.
        8. Сайт http://www.milogiya2007.ru
        9. Сайт http://www.rian.ru
        10. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. http://www.cbr.ru
        11. Курс экономической теории. / Под ред. М.Н. Чепурина. - Киров, 2007
        12. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Финансы и статистика, 2007
        13. Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2009 год. //Деньги и кредит №12. 2008 г.
        14. Экономическая теория / под редакцией Б.В. Салихова ,Москва 2008
        15. Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008
        16. Экономическая теория. Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюиена. - М.: ИНФРА-М, 2004
        17. Российская газета - М.,2009
        18. Новичков А.В. Экономическая теория - М.,2005
        19. Воронин В.П., Федосова С.П.. Деньги, Кредит, банки. Учебное пособие - Москва, Юрайт, 2002
        20. Сайт http://www.finmarket.ru
        21. Банковское дело/ Под ред. В. И.Колесникова и Л. П.Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2006
        22. Проект программы социально-экономического развития России. www.lib.eruditio.ru
        23. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: Инфра - М., 2005
        24. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 2005
        25. По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год
        26. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 2008.- С. 42.

Информация о работе Деньги: Сущность и значение в хозяйственной жизни общества