Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:23, реферат
В товарном производстве, основанном на общественном разделении труда, продукт предназначен для продажи. Проданный продукт является товаром. Поскольку производители и потребители разные лица, для купли - продажи товаров нужен эталон - посредник, на который можно легко обменять свой товар и купить себе другой. Так возникли деньги - товар нового рода, который обладает общепризнанной и постоянной ценностью для всех участников рынка.
12.1. Назначение, свойства и функции денег.
12.2. Уравнение обмена Фишера и денежная масса
ТЕМА 12
ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
12.1. Назначение, свойства и функции денег.
12.2. Уравнение обмена Фишера и денежная масса.
12.3. Денежный рынок и денежная политика
12.1. НАЗНАЧЕНИЕ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.
В товарном производстве, основанном на общественном разделении труда, продукт предназначен для продажи. Проданный продукт является товаром. Поскольку производители и потребители разные лица, для купли - продажи товаров нужен эталон - посредник, на который можно легко обменять свой товар и купить себе другой. Так возникли деньги - товар нового рода, который обладает общепризнанной и постоянной ценностью для всех участников рынка.
Вначале деньгами были редкие предметы, затем - благородные металлы (серебро, золото, платина), металлические чеканные деньги, гарантируемые государством определенным количеством золота, а впоследствии - бумажные деньги. Стоимость бумажных денег с 70 - х годов стала обеспечиваться объемом товарной массы в данной стране. В принципе деньгами может выступать всё, что может приниматься в уплату за товары и услуги.
Назначение денег состоит в основном в обеспечении и ускорении расчетов при сделках купли - продажи между продавцом и покупателем.
Основными элементами денежной системы государства являются:
1).Национальная денежная единица.
2).Виды денег обязательные для приема и утвержденные государством (монеты, банкноты).
3).Эмиссионная система (выпуск денежных знаков).
4).Финансовый сектор (Минфин, Центробанк, Госзнак, Монетный двор).
В рыночной экономике деньги восполняют следующие функции:
1).Средство обращения (деньги - мобильное средство при купле - продаже товаров, товар обменивается на определенное количество денег по договору между покупателем и продавцом. За деньги можно приобрести любой товар, предлагаемый на рынке. В обращении должно быть определенное количество денежной массы, чтобы не было затруднений при купле - продаже).
2).Средство измерения ценности (деньги позволяют установить цену каждого товара. Цена - количество денежных знаков, выражающее ценность товара.).
3).Средство накопления (деньги используются населением для сбережений, откладываются для будущих покупок, происходит их временное изъятие из оборота с целью накопления. Сбережение возможно только при сохранении деньгами покупательной способности в течение длительного времени).
Для выполнения своих функций деньги должны обладать следующими свойствами:
1).Символичность металлических денег (стоимость металлического слитка, содержащегося в монете, должна быть меньше стоимости, обозначенной на монете, чтобы не было переплавки).
2).Стабильность (стоимость денег не должна резко меняться).
3).Портативность (деньги должны быть малы по размеру, мелки и удобны хранимы).
4).Износостойкость (деньги должны быть прочными и иметь большую продолжительность жизни).
5).Делимость (размер денег на крупные и мелкие должен быть без затруднений, чтобы было их достаточное количество и соблюдены пропорции).
6).Узнаваемость (деньги разного достоинства должны быть легко различимыми и отличными от подделки
В России применялась следующая денежная система:
-грош – полкопейки
-копейка – от изображения всадника с копьем
-алтын – 3 копейки
-гривенник – 10 копеек
-полтина – 50 копеек
-полуполтина – 25 копеек (четвертак)
-рубль – отрубленная часть серебряного слитка=100 копеек
-империал – 10 рублей
-червонец – 10 рублей
1).Бумажные деньги (банкноты).
2).Металлические деньги (ходячие, юбилейные, сувенирные, коллекционные, антикварные…)
3).Кредитные деньги (векселя, банковские билеты, банковские векселя).
4).Электронные деньги (персональные пластиковые кредитные банковские карточки).
12.2. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И УРАВНЕНИЕ ФИШЕРА
Наличие денег в рыночной экономике вызывает проблему ликвидности активов.
Актив - это ценность данного субъекта, которая может быть обменена на ценности других объектов. Активами могут быть акции, облигации, имущество, оборудование, недвижимость, драгметаллы, золото, деньги ...
Ликвидность актива - это способность его выступать в качестве средства платежа и обмениваться на другие активы. Степень ликвидности актива зависит от рыночного спроса на него. Наиболее ликвидными активами являются наличные деньги, драгметаллы, недвижимость.
Свойства ликвидного актива:
1).Реальная возможность использования актива в качестве средства платежа.
2).Скорость превращения актива в средство платежа.
3).Способность актива сохранять свою первоначальную номинальную стоимость (антиинфляционная устойчивость).
Чем более ликвидными активами обладает рыночный субъект, тем большие экономические возможности он имеет и лучше его финансовое положение.
Таким образом, любой ликвидный актив может выступать в роли средства платежа и тем самым в роли денег. Это помогает точнее определить денежную массу, которая имеет решающее значение в регулировании экономики.
Денежная масса ( М ) включает в себя следующие составные части (денежные агрегаты):
:
- М1 – включает: 1)Наличные деньги, 2)Средства переводных счетов населения в сбербанке до востребования
М2 = М1+М1
-М1 включает: 1).Обыкновенные банковские вклады населения под определенный процент и изымаемые в любой момент. 2).Срочные банковские вклады населения под повышенный процент на определенный срок, изъятие которых снижает доходность вклада.
М3 = М2+М2
-М2 включает: 1)Депозитные сертификаты организаций под определенный процент на расчетном счете в банке. 2)Крупные срочные депозиты организаций на определенный срок под высокий процент.
М4 = М3+М3
-М3 - прочие ликвидные ценности: акции, облигации, другие ценные бумаги, валюта.
Для регулирования государством денежной массы и контроля над развитием экономики нужно знать количество денег, необходимых для нормального обслуживания товарооборота.
Американский ученый - экономист Фишер вывел уравнение обмена денежной массы:
M х V = P х Q
M - находящаяся в обращении денежная масса.,
V - средняя скорость обращения денег,
P - средний уровень товарных цен.
Q - реальный объем валового внутреннего продукта.
Исходя из этого уравнения видно, что количество денежной массы, умноженное на скорость обращения денег, должно быть равно всей массе товаров в стоимостном выражении. Значит, стоимость денег обратно пропорциональна их количеству, т.к. чем больше объем денежной массы по сравнению с товарной массой, тем дешевле становятся деньги. Поэтому увеличение денежной массы (путем эмиссии денег) вне связи с соответствующим увеличением товарной массы приводит к обесцениванию денег - инфляции. Увеличивать денежную массу можно только после соответствующего увеличения товарной массы. Государство должно контролировать объем денежной массы в стране и при необходимости регулировать денежную массу, чтобы избежать инфляции и падения жизненного уровня населения. Особому контролю подлежат наличные деньги и сбережения населения.
12.3. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА.
Денежный рынок играет важную роль в экономике страны и влияет на экономический рост, занятость населения, совокупный спрос и совокупное предложение.
Деньги выпускаются для обеспечения необходимой деловой активности. Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к полезности. Полезность денег состоит в их способности обмениваться на любой товар сейчас и в будущем. Таким образом, реальная стоимость или покупательная способность денег - это количество товаров и услуг, которые можно купить за них на рынке.
Количество товаров и услуг, приобретаемых за одну денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем цен (инфляцией) и стоимостью денежной единицы. Чем выше цены на товары и услуги, тем ниже стоимость денежной единицы, так как требуется больше денег для покупки того же количества товаров.
Люди готовы использовать деньги как средство сбережения до тех пор, пока нет большой инфляции. Поэтому главной опорой бумажных денег является способность государства обеспечить низкую инфляцию.
Стоимость денег (покупательная способность) во многом зависит от спроса и предложения на них. Предложение денег определяет государство (путем эмиссии или изъятия). Спрос на деньги состоит из спроса на них для сделок (пропорционально номинальному ВВП) и спроса со стороны активов.
Спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно пропорционально процентной ставке (на облигации, акции, др. ценные бумаги, кредит). Люди могут держать деньги как сбережения наличными (без дохода ) или в облигациях (с доходом).
Процент на облигацию (П) определяется следующим образом:
Если цена облигации повышается, то процентная ставка П падает (при том же гарантированном доходе, который не меняется и остается постоянным), и наоборот.
Когда процентная ставка низкая, население держит активы (деньги) наличными, когда высокая - переводит их в облигации, чтобы получить доход.
Процентная ставка определяется на денежном рынке и зависит от рыночной цены облигации и денежной массы в стране.
Следовательно, денежный рынок объединяет спрос и предложение денег через установление равновесной процентной ставки.
Уменьшение предложения денег с S доS2 создает их нехватку на рынке. Чтобы получить больше денег, люди продают свои облигации, цены на них падают, процентная ставка повышается с П до П2.
Увеличение предложения денег с S до S1, создает их избыток, увеличивается спрос на облигации, чтобы получить доход от сбережений, цены на облигации повышаются, процентная ставка падает с П до П1.
S1 > S > S2
Для обеспечения экономического роста нужен подъем деловой активности, рост покупательной способности населения, увеличение денежной массы (не допуская инфляции). Рост денежной массы не должен значительно опережать рост товарной массы. Государство должно контролировать объем денежной массы, чтобы ее не было мало для увеличения деловой активности и роста совокупного спроса и в то же время, чтобы не было ее переизбытка для недопущения кризиса перепроизводства и значительного превышения товарной массы (инфляции).