Денежный рынок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - участники экономических процессов. Предмет исследования - деньги.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и функции денег;
2. Изучить структуру денежной массы, денежные агрегаты.
3. Определить сущность скорости обращения денег;
4. Исследовать денежный рынок: спрос и предложение денег, а также денежно-кредитную политику.
5. Проанализировать современное состояние денежного рынка России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и функции денег ………………………………………...5
Структура денежной массы, денежные агрегаты……………………….8
Скорость обращения денег, закон денежного обращения……………...12

Глава 2. Денежный рынок…………………………………………………….16
2.1 Спрос и предложение, равновесие на денежном рынке………………18
2.2. Денежно кредитная политика……………………………………………26
Глава 3. Денежный рынок в России…………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………....30
Библиографический список…………………………...…………………….......31

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

 «рынок покупателя»;

- централизованно  регулируются и контролируются  государством в лице уполномоченных  им особых денежных органов;

- усиление процесса  интеграции (в отдельных вариантах – прямого сращивания) меж отдельными рынками.

остальные особенности  денежных рынков в условиях перехода к рыночной экономике:

- находятся  в стадии формирования, что описывает  несовершенство работающего законодательства  и недостаточную эффективность регулирования со стороны страны;

- отсутствие  полноценной конкуренции меж  распорядителями денежных ресурсов  и как итог – сохранение  за всеми рынками статуса «рынка  продавца», с вытекающими негативными  последствиями для инвесторов и юзеров;

- диспропорции  на каждом из денежных рынков, в части как их общей структуры,  так и по составляющим элементам;

- информационная  «непрозрачность» денежных рынков, в части как совершаемых на  них операций, так и черт участников;

- дефицит мастерски подготовленных кадров для всех типов денежных организаций (в особенности на фондовом рынке и рынке ссудных капиталов). 
 
 
 
 

2.1.     Спрос и предложение, равновесие на денежном рынке.

Спрос и предложение является экономическая модель из определения цены на рынке. Делается вывод, что в конкуренции на рынке , цена за единицу товара для конкретного товара будет меняться, пока он располагается в точке, где объем спроса со стороны потребителей (в текущих ценах) будет равно количеству поставляемых по производителям (в текущих ценах), в результате экономического равновесия цены и количества.

Четыре основных закона спроса и предложения:

  1. Если спрос увеличивается, а предложение остается без изменений, то она ведет к повышению равновесной цены и количества.
  2. Если спрос уменьшается, а предложение остается без изменений, то это приводит к более низкой цене равновесия и количество.
  3. Если предложение увеличивается, а спрос остается неизменным, то это приводит к снижению цены равновесия и большем количестве.
  4. Если предложение уменьшается, а спрос остается неизменным, то это приводит к более высокой цене и меньшем количестве.

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия:

Спрос;

И предложение.

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары а значит,

Спрос—это потенциальная  купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».

Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей  приобрести какое-то количество товара . К ним относятся:

1. цена самого  товара;

2. цены других  товаров, взаимосвязанных с товаром  число товаров;

3. вкусы потребителей;

4. средний доход потребителей;

5. распределение  дохода между потребителями;

6. количество  покупателей; 

7. ожидания изменений  цен товаров или вкусов потребителей. 
 
 
 
 
 

Цена  рыбы (руб. за кг)  Предложенное  количество рыбы (млрд. кг в год)
                 64                  2,6
                 60                  2,5
                 40                  2,0
                 36                  1,9
                 32                  1,8
                 38                  1,7
                 24                  1,6
                 20                  1,5
                 16                  1,4
 

На рис. 1 изображена кривая предложения рыбы, показывающая зависимость между ценой товара Рх и количеством товара, которое продавцы намерены продать. Кривые предложения как и кривые спроса, строятся, исходя из допущения «при прочих равных». Кривая предложения рыбы показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменения цены рыбы (предполагается, что неизменными остаются цены других товаров, технология производства и ряд других важных условий). 
 

                                                                     Кривая предложения рыбы. Рис. 1 

Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных  производственных возможностях. Производитель  рыбной продукции, пытающийся увеличить  ее добычу в ограниченном водоеме, будет вынужден увеличить затраты на условия содержания рыбы (более качественный корм, очистка водоема и т.д.). Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества рыбы, полученного на основе этих затрат.

Спрос и предложение  разных товаров по-разному чувствительны  к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным  факторам.

Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

Относительное (процентное) изменение объема спроса = ld

Относительное (процентное) изменение цены

Процентное изменение  называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины. 
 

                  Относительное изменение величины спроса и цены. Рис. 2

                                                                              

Формула средней  точки, иначе называемая дуговой  эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

q=a—Ьр, где  q—величина спроса,

р—цена, а и b—константы.

Тогда коэффициент  эластичности в точке для эластичности спроса будет выглядеть так: Эластичность = bp / (а — bp).

Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

Равновесие  на денежном рынке

Поместим рассмотренные  нами ранее кривые спроса и предложения  в одной системе координат.

                              Эластичность в различных точках  кривой спроса. Рис. 3 

Точка пересечения  кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке  объем спроса равен объему предложения.

Однако, равенство  спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:

1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);

2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.

На графике  подобные ситуации выглядят следующим  образом:

Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение  товаров, и это заставляет продавцов  снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место  избыточный спрос на товары, и это  заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены.

На графике  нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:

1.Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.

 
 

2.Увеличение  спроса под влиянием неценовых  факторов повышает равновесную  цену и объем предложения.

3.Уменьшение  предложения под влиянием неценовых  факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.

 

4.Увеличение  предложения под влиянием неценовых  факторов ведет к падению равновесной  цены и расширению объёма спроса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Денежно кредитная политика.

Денежно-кредитная  политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Методы денежно-кредитной  политики

Эти методы делятся  на две группы: общие (влияют на рынок  ссудных капиталов в целом) и  селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики. Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

Информация о работе Денежный рынок в России