Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 06:24, реферат
Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов денежно-кредитной политики, основных методов и инструментов регулирования монетарной политики, а также роли Центрального Банка Российской Федерации в её проведении.
Введение 3
Глава 1 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 5
1.1 Сущность, структура и функции Центрального Банка РФ 5
1.2. Направления, методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России 8
Глава 2 Цели, объекты, состояние и перспективы денежно-кредитного регулирования 14
2.1 Цели денежно-кредитного регулирования 14
2.2. Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Исторически практикой был выработан широкий спектр методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что касается России, то основные из них сформулированы в статье 35 Закона о Банке России – это: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России; операции на открытом рынке (резервные требования); рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.
Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России коммерческих банков и кредитных организаций для регулирования ликвидности банковской системы.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операцию. Изменения ставки рефинансирования представляет собой изменения цены дополнительных кредитных ресурсов, представляемых Центральном банком остальным банкам.
В случае повышения спроса
конъюнктуры на денежные ресурсы
и ускорения роста цен
При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимудирует инвестиции и рост производства.
Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.
Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками; во-вторых, - инструменты текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функционирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной реструкции (ограничения) нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии – понижаются.
Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, главным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочных операций с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, Центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая – изымает из обращения.
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это – более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей.
Основной формой кредитования коммерческих банков Банка России на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.
Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.
Ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы Банк России устанавливает исходя из основных направлений единой денежно-кредитной политики.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается:
Прямые количественные ограничения Банк России вправе применять в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций с учетом предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций.
Предельный размер устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемой исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
Глава 2. Цели, объекты, состояние и перспективы денежно-кредитного регулирования
2.1 Цели денежно-кредитного регулирования
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и, направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.
Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом и надо заметить, что современные модели денежной политики базируются на обоих подходах, но говорить об этом подробно мы не будем.
Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в современной России