Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе и поиск путей ее совершенствования.
Материалами для исследований послужили источники периодической печати, статьи с научных журналов и конференций, методические рекомендации и нормативы, а также специальная литература по выбранной теме.
с.
Введение 3
1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5
2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9
3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути ее решения. Антиинфляционная политика. 13
Заключение 24
Список использованных источников 26
СОДЕРЖАНИЕ
с. | ||
Введение | 3 | |
1. | Денежно-кредитная система Республики Беларусь | 5 |
2. | Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты | 9 |
3. | Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути ее решения. Антиинфляционная политика. | 13 |
Заключение | 24 | |
Список использованных источников | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика центрального банка, являясь составной частью государственной макроэкономической политики, в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка [12, с.360-361].
Параметры денежно-кредитной политики центрального банка оказывают воздействие на эффективность капиталовложений и соответственно на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Изменяя условия функционирования кредитных организаций, центральный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития страны в целом. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяется экономической стратегией общества, национальными особенностями кредитной системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.
Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь – составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля [1, с.4].
Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Разработка стратегии предполагает определение целей денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапа развития страны, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.
В
целом выбор реальных (эффективных)
целевых показателей
Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической и организационно-правовой основы, без которой целевые установки будут нереальными, а экономические процессы могут развиваться в нежелательном направлении.
Конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики: удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния.
Основными целями денежно-кредитной политики любого государства являются поддержание стабильности курса национальной валюты, рост ВВП и как результат - обеспечение занятости и повышения жизненного уровня населения. На протяжении последних десяти лет идет процесс развития, становления денежно-кредитной системы страны.
Тем не менее, развитие денежно-кредитной сферы затрагивает целый ряд не решенных наукой и практикой проблем. Это позволяет сделать вывод, что при осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики нет полной системности и весьма актуальна проблема совершенствования денежно-кредитного механизма: определения краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей и задач, подходов к организации денежно-кредитной системы, которые обеспечат достижение необходимых результатов. В этой связи выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является сфера денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь, предметом - денежно-кредитная политика государства.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе и поиск путей ее совершенствования.
Материалами для исследований послужили источники периодической печати, статьи с научных журналов и конференций, методические рекомендации и нормативы, а также специальная литература по выбранной теме.
При выполнении курсовой
1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ
СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Денежно-кредитная система- это совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономических отношений в сфере денежного оборота и кредитов.
Основа кредитной системы является товарно-денежные отношения, которые способствуют возникновению и развитию денежного оборота его финансирования и управления.
Структура денежно-кредитной политики современного государства исторически развивается и совершенствуется.
В
настоящее время денежно-
- Банковская
- Парабанковская
- Внебюджетные фонды.
Банковская система это Национальный банк + банки.
Национальный банк регулирует:
а) - кредитные отношения;
б) - денежные отношения (обращения);
в) - определяет порядок расчетов;
г) - обладает исключительным правом эмиссии денежных знаков;
д) - и другие функции согласно кодекса.
Банк - это юридическое лицо, имеющее право осуществлять следующие операции (классический банк):
- Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.
- Размещать денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.
- Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банк вправе осуществлять другие банковские операции и виды деятельности, которые предусмотрены статьей 14 БК.
Вся банковская деятельность регулируется банковским законодательством (ст. 2 БК), т.е. системой нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, права, обязанности и ответственности участников банковских правоотношений.
Парабанковская система - представлена специализированными кредитно-финансовыми институтами (СКФИ).
Эти
институты как правило
Например,
это лизинговые компании, факторинговые
компании; (факторинг - покупка, продажа
домов компании), инвестиционные компании,
ломбарды.
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий, проводимых правлением Центробанка и правительством, в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, которая характеризуется: а) отсутствием инфляции, б) полной занятостью.
Основные конечные цели
1.
Устойчивые темпы роста
2.
Стабильная цена - нужно учитывать,
что неизменные в течение
3.
Высокий уровень занятости
4.
Равновесие платежного баланса,
Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, включают [5]:
-- построение иерархии ее целей;
-- определение механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей;
-- обеспечение прозрачности и доступности информации о целях, задачах и действиях центрального банка страны, что предполагает постоянное информирование им общественности о принимаемых решениях, инструментах монетарной политики, публикацию статистики, отчетов;
-- единство и взаимосвязь монетарной политики с другими составляющими государственной макроэкономической политики.
Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками [18, c. 362].