Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе и поиск путей ее совершенствования.
Материалами для исследований послужили источники периодической печати, статьи с научных журналов и конференций, методические рекомендации и нормативы, а также специальная литература по выбранной теме.

Содержание

с.
Введение 3
1. Денежно-кредитная система Республики Беларусь 5
2. Денежно-кредитная политика, ее основные направления и инструменты 9
3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути ее решения. Антиинфляционная политика. 13
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая-денеж-кредит политика.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

    с.
  Введение 3
1. Денежно-кредитная  система Республики Беларусь 5
2. Денежно-кредитная  политика, ее основные направления  и инструменты 9
3. Основные проблемы денежно-кредитной политики и пути ее решения. Антиинфляционная политика. 13
  Заключение 24
  Список использованных источников 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Денежно-кредитная политика центрального банка, являясь составной частью государственной макроэкономической политики, в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка [12, с.360-361].

    Параметры денежно-кредитной политики центрального банка оказывают воздействие на эффективность капиталовложений и соответственно на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Изменяя условия функционирования кредитных организаций, центральный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития страны в целом. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяется экономической стратегией общества, национальными особенностями кредитной системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

    Осуществляют  денежно-кредитную политику центральные банки.

    Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь – составная  часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля [1, с.4].

    Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Разработка стратегии предполагает определение целей денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапа развития страны, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.

    В целом выбор реальных (эффективных) целевых показателей представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется значительное, особенно для краткого периода, противоречие между экономическими целями. Например, резкое снижение темпов инфляции монетарными средствами через ограничение спроса может послужить тормозом для цели обеспечения высоких темпов экономического роста, требующей не только увеличения внутреннего потребления, но и расширения экспорта. И наоборот, задание значительных темпов производственного роста, требующих инвестиций, создает повышенный спрос и соответственно сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен). Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть определены на основе системы как макроэкономических, так и эконометрических моделей.

    Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической и организационно-правовой основы, без которой целевые установки будут нереальными, а экономические процессы могут развиваться в нежелательном направлении.

    Конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики: удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния.

    Основными целями денежно-кредитной политики любого государства являются поддержание стабильности курса национальной валюты, рост ВВП и как результат - обеспечение занятости и повышения жизненного уровня населения. На протяжении последних десяти лет идет процесс развития, становления денежно-кредитной системы страны.

    Тем не менее, развитие денежно-кредитной  сферы затрагивает целый ряд  не решенных наукой и практикой проблем. Это позволяет сделать вывод, что при осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики нет полной системности и весьма актуальна проблема совершенствования денежно-кредитного механизма: определения краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей и задач, подходов к организации денежно-кредитной системы, которые обеспечат достижение необходимых результатов. В этой связи выбранная тема курсового исследования является актуальной.

    Объектом  исследования является сфера денежно-кредитных  отношений в Республике Беларусь, предметом - денежно-кредитная политика государства.

    Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе и поиск путей ее совершенствования.

    Материалами для исследований послужили источники  периодической печати, статьи с научных журналов и конференций, методические рекомендации и нормативы, а также специальная литература по выбранной теме.

      При выполнении курсовой работы  использовались следующие методы: математический, табличный, монографический,  графический и др. 
 
 
 
 
 
 
 

1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 
 

      Денежно-кредитная система- это совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономических отношений в сфере денежного оборота и кредитов.

    Основа  кредитной системы является товарно-денежные отношения, которые способствуют возникновению и развитию денежного оборота его финансирования и управления.

    Структура денежно-кредитной политики современного государства исторически развивается и совершенствуется.

    В настоящее время денежно-кредитная  политика представлена совокупностью следующих подсистем:

    - Банковская

    - Парабанковская

    - Внебюджетные фонды.

    Банковская  система это Национальный банк + банки.

    Национальный  банк регулирует:

    а) - кредитные отношения;

    б) - денежные отношения (обращения);

    в) - определяет порядок расчетов;

    г) - обладает исключительным правом эмиссии денежных знаков;

    д) - и другие функции согласно кодекса.

        Банк - это юридическое лицо, имеющее  право осуществлять следующие  операции (классический банк):

    - Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

    - Размещать денежные средства от своего имени и  за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.

    - Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Банк  вправе осуществлять другие банковские операции и виды деятельности, которые предусмотрены статьей 14 БК.

    Вся банковская деятельность регулируется банковским законодательством (ст. 2 БК), т.е. системой нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, права, обязанности и ответственности участников банковских правоотношений.

      Парабанковская система - представлена специализированными кредитно-финансовыми институтами (СКФИ).

    Эти институты как правило специализируются на выполнении 1,2-х банковскими операциями или же на определенном сегменте рынка.

    Например, это лизинговые компании, факторинговые компании; (факторинг - покупка, продажа домов компании), инвестиционные компании, ломбарды. 

    Денежно-кредитная  политика - совокупность мероприятий, проводимых правлением Центробанка и правительством, в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, которая характеризуется: а) отсутствием инфляции, б) полной занятостью.

        Основные конечные цели денежно-кредитная политика:

    1. Устойчивые темпы роста национального  производства, это означает поддержание  устойчивого роста объемов производства без  резких изменений спадов и кризисов.

    2. Стабильная цена - нужно учитывать,  что неизменные в течение длительного времени замедляют темпы роста валового внутреннего продукта (СВВП) и снижают занятость населения. Потребителю хороши низкие цены, но лишают стимула производителя, а высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательскую способность населения, поэтому достижение стабильности цен на практике не замораживание их на одном уровне на длительный период, а плановый регулируемый рост.

    3. Высокий уровень занятости населения,  достигается в том случае, если  общество обеспечивает занятость оптимального числа работников, однако это же означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране, в каждый момент времени есть временно не работающие люди, например, в связи со сменой работы или смены жительства - это называется фрикционная безработица.

    4. Равновесие платежного баланса,  т.е. достижение относительного  равенства между экспортом и импортом и стабильного курса национальной валюты. Если импорт больше экспорта, то имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса.

    Принципы  денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, включают [5]:

    -- построение иерархии ее целей;

    -- определение механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей;

    -- обеспечение прозрачности и доступности информации о целях, задачах и действиях центрального банка страны, что предполагает постоянное информирование им общественности о принимаемых решениях, инструментах монетарной политики, публикацию статистики, отчетов;

    -- единство и взаимосвязь монетарной политики с другими составляющими государственной макроэкономической политики.

    Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками [18, c. 362].

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ