Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:42, курсовая работа
Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Функции Банка России:
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.13
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк
России консультирует Министерство финансов
РФ по вопросам графика выпуска государственных
ценных бумаг и погашения государственного
долга с учетом их воздействия на состояние
банковской системы и приоритетов единой
государственной денежно-кредитной политики.
2.2 Направления денежно-кредитной
политики Банка России
Денежно–кредитная политика государства осуществляется через
Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
■ проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства –покупать потребительские товары.
Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
■
проведение деструктивной или
Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Главной
задачей денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу Центральный
Банк Российской Федерации считает снижение
инфляции при сохранении и возможном ускорении
роста ВВП с одновременным созданием предпосылок
для снижения безработицы и увеличения
реальных доходов населения.14
3
Основные направления
единой государственной
денежно-кредитной политики
периода 2011-2013 годов
3.1 Принципы денежно-кредитной политики среднесрочной перспективы
Согласно положению Центрального Банка РФ об «Основных направлениях единой государственной денежно–кредитной политики на период 2011–2013 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно– кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера. Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики с 2011 по 2013 года исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 – 6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю)15.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках,16 спровоцированных проблемами в экономике США в 2009 году. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов17.
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.18
В рамках
системы управления ликвидностью банковского
сектора Банк России продолжит улучшать
условия доступа кредитных организаций
к инструментам рефинансирования, что
должно способствовать снижению трансакционных
издержек и рыночных рисков. При дальнейшем
развитии внутреннего финансового рынка,
его инфраструктуры это будет способствовать
более эффективному перераспределению
денежных средств в экономике. Решения
по использованию инструментов предоставления
и абсорбирования ликвидности будут приниматься
в зависимости от динамики основных макроэкономических
показателей и состояния финансового
рынка. При необходимости Банк России
может применять обязательные резервные
требования в качестве прямого инструмента
регулирования ликвидности банковского
сектора.
3.2
Мероприятия Банка России
по совершенствованию
финансовых рынков в 2011
году и на период 2012
и 2013 годов
В рамках выполнения задачи по повышению
эффективности функционирования инфраструктуры
российского финансового рынка и развитию
его инструментария Банк России в 2011-2013
годах будет осуществлять деятельность
по следующим направлениям:
– участие в выполнении плана мероприятий
по созданию в Москве международного финансового
центра;
– участие в совершенствовании нормативной
базы, регламентирующей осуществление
деятельности по организации биржевой
торговли и клиринговой деятельности;
– определение подходов к регулированию
деятельности центральных контрагентов
как системно значимых элементов инфраструктуры
для повышения эффективности управления
рисками по сделкам, совершаемым
с участием центрального контрагента,
в целях поддержания финансовой стабильности;
– участие в совершенствовании законодательства,
регламентирующего депозитарную деятельность,
в части создания в России института центрального
депозитария;
– участие в работе по совершенствованию
законодательства в части определения
статуса счета в драгоценных металлах,
необходимого для создания благоприятных
условий осуществления операций
с банковскими инструментами с использованием
обезличенных металлических счетов; изменение
нормативной базы, регулирующей порядок
лицензирования и проведения кредитными
организациями операций с драгоценными
металлами;
– совершенствование нормативной и договорной
базы, регламентирующей проведение сделок
РЕПО на российском рынке, в том числе
анализ правоприменительной практики
и участие в подготовке документации,
определяющей стандартные условия совершения
сделок РЕПО;
– взаимодействие с международными организациями
с целью повышения их информированности
о функционировании российского рынка
РЕПО, в том числе о возможности применения механизма
ликвидационного неттинга в отношении
операций РЕПО;
– продолжение работы по внедрению
сервисов для участников рынка, касающихся
управления обеспечением по сделкам РЕПО
(трехстороннее РЕПО), в целях оптимизации
использования обеспечения, упрощения
проведения операций РЕПО и расширения
спектра операций, проводимых участниками;
– продолжение работы по внедрению механизмов
предоставления ценных бумаг на возвратной
основе под завершение расчетов в целях
повышения устойчивости финансовых рынков
и их ликвидности;
– содействие развитию денежного
рынка через совершенствование механизмов
управления процентным риском с использованием
индикаторов рыночных процентных ставок;
– создание совместно с Минфином
России механизмов проведения операций
Минфина России на фондовой бирже с использованием
инструментов денежного рынка.