Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы денежно-кредитной политики государства.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
- Рассмотреть необходимость и цели денежно-кредитной политики;
- Охарактеризовать основные инструменты, используемые для реализации денежно-кредитной политики;
- Рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году;
Введение.
1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства.------3
2. Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики.-------------5
3. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году.-9
Заключение.--------------------------------------------------------------------17
Контрольные тестовые задания.--------------------------------------------------------18
Список использованной литературы.-------------------------------------------------19
При понижении ставки рефинансирования кредиты Центрального Банка становятся дешевле и делаются более доступными для коммерческих банков. Объем займов по ставке рефинансирования в центральном банке увеличивается, приводя к росту избыточных резервов коммерческих банков. Занятые у центрального банка средства могут быть использованы коммерческими банками для выдачи дополнительных ссуд, а дополнительные ссуды вызовут расширение вкладов. Денежная масса увеличится.
Таким образом, изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу.
Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений.
Во-вторых,
изменение официальной ставки означает
удорожание или удешевление кредита
коммерческих банков для клиентуры,
так как происходит изменение
процентных ставок по активным кредитным
операциям.
Также изменение
официальной ставки Центрального Банка
означает переход к новой денежно-кредитной
политике, что заставляет коммерческие
банки вносить необходимые коррективы
в свою деятельность.
Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.
Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов. Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается. Сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.). К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
3. Операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой.
Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.
Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Данные меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. Выступая на рынке ценных бумаг, Центральный банк реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.
Глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не оказать влияния и на ситуацию в финансовом секторе России, в том числе на ситуацию в сфере единой государственной денежно-кредитной политики. И это заставило руководителей экономики страны, Центральный банк РФ всерьез пересмотреть как свои прогнозы на текущий год, так и сценарии макроэкономического развития на последующие три года.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, подготовленных Центральным Банком РФ, отмечается, что основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей рефинансирования для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций.
В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год была поставлена цель снижения темпа прироста потребительских цен до уровня 6–7%. Однако согласно статистическим данным, представленным ЦБ РФ, сложилась и получила свое развитие в первой половине 2014 года тенденция нарастания инфляционных процессов (инфляция на потребительском рынке возросла в 1,3 раза. Причем опережающими темпами росли цены на продукты питания, а также на товары и услуги.
В связи с этим депутаты Государственной Думы порекомендовали ЦБ РФ уточнить денежную программу на 2011–2012 годы.
Таким образом, в предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. Об этом говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2011 и 2012 годов.
Оценивая развитие экономики России и денежно-кредитную политику в 2009 году, Банк России отмечает, что условия развития российской экономики в январе – июле 2011 года были значительно хуже, чем в 2010 году.
Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве. Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе-сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%).
Несмотря на то, что в январе-октябре 2011 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары – до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь-октябрь 2010 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта – до 9,0%.
Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2011 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Происходящее с конца I квартала 2011 года укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.
Чистый отток частного капитала в январе-июне 2011 года оценивается Банком России в 27,6 млрд. долларов США (в первом полугодии 2008 года наблюдался его чистый приток в объеме 17,0 млрд. долларов США). По оценке Банка России, чистый отток частного капитала составит 42,0 млрд. долларов США. В целом за 2009 год прогнозируется уменьшение валютных резервов на 3,0 млрд. долларов США.
Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в августе 2009 года по отношению к декабрю 2010 года снизился на 6,4%, при этом курсы доллара США и евро к рублю повысились с 1 января по 1 сентября 2011 г. на 8,3 и 9,7% соответственно.
Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.
Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что она будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
В 2012 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2011 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. Производство товаров и услуг в мире в 2012 году возрастет на 3,1% (в 2011 году – сократится на 1,1%). Оживление мировой
экономики
будет способствовать восстановлению
отечественного производства и росту
экспорта. Инфляция в странах –
торговых партнерах России в 2012 году
прогнозируется относительно низкой,
что не будет создавать дополнительных
рисков ускорения роста цен в стране.
Заключение.
Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом.
Изучив теоретические основы денежно-кредитной политики можно сделать следующие выводы, что основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.
Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами Центрального Банка являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.