Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование кредитно-денежной политики. Задачами курсовой работы, согласно поставленной цели будут:
- раскрытие понятия, целей, объектов и субъектов кредитно-денежной политики государства;
- изучение методов и инструментов ее реализации;
- рассмотрение особенностей кредитно-денежной политики в настоящее время.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 4
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами 4
1.1.1 Неоклассическая школа 4
1.1.2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования 5
1.1.3. Монетаристская количественная теория денег 9
1.2. Механизм и инструменты воздействия Центрального банка
на предложение денег в экономике 12
1.2.1. Механизм кредитной эмиссии 12
1.2.2. Формы и инструменты регулирования предложения денег 15
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 18
1.4. Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования 19
1.5. Противоречивость денежно-кредитного регулирования 21
1.6. Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль 22
2. Денежно-кредитная политика в экономике России 24
2.1. Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 24
2.2 Особенности российской банковской системы 25
3. Особенности кредитно-денежной политики Центрального банка на современном этапе 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (Денежно-кредитная политика государства).doc

— 486.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Финансовые  и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

      Денежно-кредитная  политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

      Целью курсовой работы является исследование кредитно-денежной политики. Задачами курсовой работы, согласно поставленной цели будут:

  • раскрытие понятия, целей, объектов и субъектов кредитно-денежной политики государства;
  • изучение методов и инструментов ее реализации;
  • рассмотрение особенностей кредитно-денежной политики в настоящее время.

      В соответствии с поставленными задачами была выработана структура настоящей  курсовой работы.

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ

      ПОЛИТИКИ

     Денежно-кредитная  политика в настоящее время —  одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

     Теория  денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

     1.1.Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами

      1. Неоклассическая школа
 

     Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX — начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

     Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег в обращении, V скорость обращения денег, Р уровень цены, Q уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

     Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение  номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита. [4,с. 331]

      1. Кейнсианская  модель денежно-кредитного регулирования
 

     Дж.Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

     Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

     В отличие от классиков Дж. Кейнс  считал, что экономика надолго  может "застрять" в ситуации низкого  выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен  и заработной платы отсутствует  механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

     В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать производства и занятость. [5,с. 392]

     Цепь  функциональных зависимостей можно  выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности. [3,с. 352]

     Кейнс рассматривал спрос на деньги как  функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг.

     Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго  элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

     Функциональную  зависимость спроса на деньги можно  определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.

     Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального банка и  постоянно в краткосрочном периоде.

     Механизм  формирования процентной ставки на денежном рынке можно представить графически (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Зависимость номинальной процентной ставки i 
от количества денег в обращении М

     где Md— совокупный спрос на деньги;

      Ms — предложение денег;

      Е — точка равновесия денежного рынка;

      i — равновесная процентная ставка.

     Увеличение  уровня номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги вправо, в положение Md2, что при прочих равных условиях вызовет рост номинальной процентной ставки (i2).

     Увеличение  предложения денег сдвинет кривую Ms1 вправо, в положение Ms2;, и соответственно понизит равновесную процентную ставку до значения (i3).

     Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

     Однако  Дж. Кейнс и его последователи  отдавали приоритет бюджетно-налоговой  политике. Для объяснения этого можно  привести несколько причин.

     Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

     "Ловушка  ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

     Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

     И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

     Исследовав  каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

     Поздние кейнсианцы считали также эффективной  и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов. [4,с. 327]

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства