Денежно-кредитная политика государства: инструменты и направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
– выявить влияние денежно-кредитной политики на экономику стран;
– понять действие инструментов данной политики;
– подробно изучить кредитную систему Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1Понятие денежно-кредитной политика и ее виды 5
1.2Цели и направления денежно-кредитной политики государства 16
2.ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 20
2.1Изменение процентных ставок 21
2.2Использование резервов 23
2.3Операции на открытом рынке 24
3.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 27
3.1Особенности денежной системы государства 27
3.2Особенности кредитной системы государства 28
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
5.Список используемой литературы 33
6.Приложение 1 34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 310.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

на  тему «Денежно-кредитная политика государства: инструменты и направленность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  – 2011 г. 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Мировой финансовый кризис влияет на экономику  всех стран. Регулирование денежно-кредитной политики является основанием для стабилизации экономики у государства.

      Денежно-кредитная  политика – это важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса.

      Роль  государства в регулировании  денежного рынка очень велика, так как именно оно выпускает деньги в обращение и берет на себя ответственность за управление денежным процессом.

      Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что она является в настоящее время наиболее актуальной, так как в ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения.

           Основная цель курсовой работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики.

          В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

    –  выявить влияние денежно-кредитной политики на экономику стран;

    –  понять действие инструментов данной политики;

    –  подробно изучить кредитную систему Российской Федерации.

      Источниковой  базой для написания работы послужил комплекс печатных и статистических источников, учебников и учебных пособий, программ по экономической стабилизации и законов РФ.

      Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

      В первой главе курсовой работы дается понятие денежно-кредитной политики государства, ее цели и направления.

      Во  второй главе рассматриваются основные инструменты денежно-кредитной политики государства.

      В третьей главе рассматриваются особенности денежно-кредитной системы России.

      В заключении сосредоточены теоретические выводы по денежно-кредитной политики. 
 
 
 
 
 

 

1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие денежно-кредитной политика и ее виды

 

      Денежно-кредитная  политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

     Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

     а)  Центральный банк страны и министерство финансов;

     б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной

     банковской  сфере системообразующую роль;

     в) ассоциация коммерческих банков;

     г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.

     В денежно-кредитной политике есть смысл  выделять два основных направления:

  1. поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
  2. использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.

     Стратегической  целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).

     В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

     а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста

     цивилизованными средствами;

     б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к

     сбережениям в национальной банковской системе;

     в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;

     г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской

     системы;

     д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны накопление

     должных валютных резервов.

     Тактические задачи денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы.

     Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.

     Помимо  стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.

     К ним можно отнести:

     а) денежную массу;

     б) ставку процента;

     в) обменный курс.

       Промежуточные цели непосредственно  относят к деятельности  Центрального  Банка и осуществляются  в рыночной  экономике  с помощью  в основном косвенных инструментов.

     В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).

     Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики [2, с. 93].

     В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:

    1. критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально

           экономического развития на предстоящий период;

    1. подбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики  с учетом доминирующих теоретических конструкций;
    2. приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
    3. передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов на экономические процессы.

     В нынешних условиях рычаги денежно-кредитной политики оказывают прямое воздействие на состояние национального производства.

     С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

      Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 1.1), либо на ставке процента (рис.1.2). 
 
 
 
 
 
 

     Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS)[1, с. 166-167].

     В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

  1. политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
  2. политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).

     В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

     Политика  «дешевых денег» в финансовой сфере  всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия ЦБ страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

     Во  втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

     Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

     Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.

      Монетарная  политика имеет довольно сложный  передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

      Можно выделить 4 звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства: инструменты и направленность