Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитной политики, как одного из основных элементов финансовой политики государства, рассмотрение целей и методов проведения денежно-кредитной политики, анализ проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 4
2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Политика обязательных резервов 7
2.2. Рефинансирование коммерческих банков 8
2.3. Операции на открытом рынке 10
2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы 11
3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ (политика дешевых и дорогих денег) 12
4. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь. 15
4.1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. 15
4.2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год 20
Заключение 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Содержание.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами.
Финансы представляют собой совокупность
отношений связанных с
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.
Воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества осуществляется через финансовую политику, которая является составной частью экономической политики государства. В любом обществе именно государство использует финансовую политику для осуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию структурной перестройки экономики.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитной политики, как одного из основных элементов финансовой политики государства, рассмотрение целей и методов проведения денежно-кредитной политики, анализ проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
Правовой основой денежно-
Основные направления денежно-
Целевыми ориентирами денежно-
повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств;
более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов;
формирование финансового
сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный;
конвертируемость белорусского рубля;
реорганизация сберегательного и страхового дела.
Первоначально основной функцией национальных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность Национального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Национальный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса.
Функционирование денежно-
Управление финансами
а) органы общего управления финансами;
б) органы оперативного управления финансами;
в) органы отраслевого управления финансами.
К органам общего управления финансами относятся Палата представителей РБ, Совет республики, Совет Министров Республики Беларусь. Эти органы определяют финансовую политику государства; утверждают финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.
Органами оперативного управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам. Национальный банк, Таможенный комитет. Они проводят в жизнь финансовую политику; разрабатывают проект форм и методов финансовых отношений; контролируют соблюдении установленных форм и методов финансовых отношений, изучают их действенность; вносят предложения по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.
Исходя из решения новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь утвердило новую структуру Министерства финансов. В составе министерства имеются: бюджетное управление; управление финансов промышленности и торговли; управление финансирования и совершенствования органов управления; управление налоговой политики; управление финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты населения; управление финансов сельского хозяйства и продовольствия; Главное контрольно-ревизионное управление; управление рынка ценных бумаг; управление международных финансовых организаций и др. Кроме этого, при Министерстве финансов создан такой орган управления, как Комитет по надзору за страховой деятельностью, основной задачей которого является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании в целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства.
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.
Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы национальные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях национальные банки стремятся предотвратить экономический бум.
Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых национальный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в национальном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых национальным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов национальный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы
являются инструментом, используемым
национальным банком для регулирования
объема денежной массы в стране.
Посредством изменения
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от национального банка. Национальный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики национальных банков Западной Европы. Национальные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Национальный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Национальным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики национального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Национальном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.