Денежно кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной политики, как учетная политика и операции Центробанка на открытом рынке.

Работа содержит 1 файл

Отбор.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

                                                  ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике  существует немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.

Рынок - это не экономическая  система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления  экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена  он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются  на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических  систем, кроме смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной  экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она  различается по масштабам, формам и  методам воздействия государства  на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое  вмешательство государства в  экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами  объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества.

Независимо от специфики  экономического, культурного, национально-исторического  развития разных стран, в которых  более или менее успешно функционирует  смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая  роль государства в них может  быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

поддержка конкуренции и  обеспечение сохранности рыночного  механизма;

перераспределение доходов  и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в  ней различных общественных групп;

регулирование распределения  ресурсов для изменения структуры  национального продукта;

стабилизация экономики  в условиях колебания экономической  конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

Все эти функции, с одной  стороны, направлены на поддержание  и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Таким образом, экономическая  роль государства предполагает его  деятельность по регулированию экономики  в целом, всех его секторов как  единой системы.

Как известно, существуют две  группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается  в значительной мере условным, а  иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно  и целесообразно.

Финансовые и кредитные  методы государственного регулирования  экономики при их рассмотрении в  комплексе образуют денежно-кредитную  политику государства. Под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение  устойчивости экономического роста  путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [27]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики посвящена эта курсовая работа.

Из приведенного определения  следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она  теснейшим образом связана с  прочими регулирующими функциями  государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.).

Актуальность рассматриваемой  темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной  экономики все чаще в последнее время ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и  кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения  следующих задач:

изучения теоретического наследия, оставленного по данному  вопросу представителями различных  экономических школ;

ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной  политики, как учетная политика и  операции Центробанка на открытом рынке.

 

ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной  политики, не имела практического  значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил  разрушительный кризис.

Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах  рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической  конъюнктуры, как оперативное и  гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский  и инвестиционный спрос.

Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма  и имеет ряд преимуществ перед  фискальной политикой. Прежде всего она обладает быстротой и гибкостью.

Отрицательные моменты денежно-кредитной  политики заключаются в том, что  она оказывает лишь косвенное  влияние на коммерческие банки с  целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.

 

 

Основополагающей целью  кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, Центральный банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

 

1.2 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РАЗЛИЧНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ШКОЛАМИ

                                         НЕОКЛАСИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Экономисты классической (неоклассической) школы последней  трети XIX начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами  производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися  лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию  стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег  и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать  влияние лишь на уровень внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в  модернизацию которой внес видный представитель  математической школы И. Фишер (1867 - 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М количество денег в обращении. V- скорость обращения денег, Р - уровень цены. Q -- уровень реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что  пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о  неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном  бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Наиболее известным теоретическим  обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику  стала книга Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная  рыночная экономика, автоматически  стремясь к равновесию, может попасть  в состояние равенства совокупного  спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо  ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков  Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.[11]

Причину попадания экономики  в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.[11]

В кейнсианской теории совокупного  спроса решающее значение отводится  инвестиционному спросу. Колебания  в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут  большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших  факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а ,следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение  процентной ставки, это приводит к  росту инвестиций, а, следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежного рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги - один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.

Информация о работе Денежно кредитная политика