Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной политики, как учетная политика и операции Центробанка на открытом рынке.
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.
В развитых странах со смешанной
экономикой роль государства в функционировании
экономики далеко не одинакова. Она
различается по масштабам, формам и
методам воздействия
Независимо от специфики
экономического, культурного, национально-исторического
развития разных стран, в которых
более или менее успешно
разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
поддержка конкуренции и
обеспечение сохранности
перераспределение доходов и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;
регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.
Таким образом, экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.
Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Финансовые и кредитные
методы государственного регулирования
экономики при их рассмотрении в
комплексе образуют денежно-кредитную
политику государства. Под ней понимается
«совокупность мер
Из приведенного определения
следует, что денежно-кредитная политика
не является чем-то самодостаточным, она
теснейшим образом связана с
прочими регулирующими
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел
Целью данной работы является
комплексное изучение финансовых и
кредитных методов
изучения теоретического
наследия, оставленного по данному
вопросу представителями
ознакомление с такими
инструментами денежно-
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-
Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.
Денежно-кредитная политика
в промышленно развитых странах
рассматривается как инструмент
«тонкой настройки» экономической
конъюнктуры, как оперативное и
гибкое дополнение бюджетной политики.
Сложившаяся мировая практика показывает,
что через денежно-кредитную
Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего она обладает быстротой и гибкостью.
Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.
Основополагающей целью
кредитно-денежной политики является
помощь экономике в достижении общего
уровня производства, характеризующейся
полной занятостью и отсутствием
инфляции. Кредитно-денежная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
Осуществляя денежно-кредитную
политику, Центральный банк, воздействуя
на кредитную деятельность коммерческих
банков и направляя регулирование
на расширение или сокращение кредитования
экономики, достигает стабильного
развития внутренней экономики, укрепления
денежного обращения, сбалансированности
внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит
позволяет достичь более
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство
Нужно отметить,
что денежно-кредитная политика
осуществляется как косвенными (экономическими),
так и прямыми (административными)
методами воздействия. Различие между
ними состоит в том, что центральный
банк либо оказывает косвенное
1.2 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РАЗЛИЧНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ШКОЛАМИ
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.
Они считали, что реальный
объем производства определяется имеющимися
у общества основными факторами
производства: трудовыми ресурсами,
производственными мощностями, природными
ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися
лишь в долгосрочном периоде. В частности,
многие экономисты этой школы полагали,
что объем производства и скорость
обращения денег имеют
Неоклассики доказывали, что
пропорциональное изменение номинального
количества денег вызовет лишь пропорциональное
изменение абсолютного уровня цен.
Поэтому они делали вывод о
неэффективности денежной политики
и призывали правительство
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.
КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Наиболее известным
Новая экономическая теория
исходила из того, что современная
рыночная экономика, автоматически
стремясь к равновесию, может попасть
в состояние равенства
В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.[11]
Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.[11]
В кейнсианской теории совокупного
спроса решающее значение отводится
инвестиционному спросу. Колебания
в инвестициях вследствие действия
эффекта мультипликатора
Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту инвестиций, а, следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему анализ денежного рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги - один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег определяется так называемым предпочтением ликвидности.
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.