Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:14, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные категории денежной системы и оценить современное состояние денежной системы Российской Федерации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать денежную систему России от её становления до последних преобразований;
2. рассмотреть денежное обращение РФ;
3. рассмотреть особенности денежной системы и денежного обращения РФ.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………..5
1 Денежная система как часть экономической системы общества………….……5
1.1 Структура денежной системы…………………………..………………………5
1.2 Монометаллизм и биметаллизм ……………………………………………......5
1.3 Денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков……………………………………………………………………7
1.4 Элементы денежной системы………………………………………………….8
1.5 Эмиссионная система и денежное регулирование…………………………...10
1.6 Структура денежной массы и её показатели…………………………………11
2 Денежное регулирование……………………………………………………………15
2.1 Понятие денежного обращения ……………………………………………….15
2.2 Наличное и безналичное денежное обращение ……………………………...15
2.3 Регулирование денежного обращения государством………………………...17
2.4 Характеристика законов денежного обращения……………………………...19
2.5 Закон, определяющий количество денег в обращении………………………20
3 Особенности денежной системы и денежного обращения РФ………………….22
3.1 Нормативно-правовая база денежной системы и денежного обращения РФ22
3.2 Официальная денежная единица в РФ………………………………………...23
3.3 Официальный масштаб цен рубля…………………………………………….24
3.4 Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ как средство регулирования экономики…………………………………………………………25
3.5 Особенности денежного обращения в России………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………...31
Глоссарий………………………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………………..35
Список сокращений……………………………………………………………………36
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.
В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
- юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
- юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
- физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В РФ форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
И таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
2.3 Регулирование денежного обращения государством
Заинтересованность государства в стабильном и бесперебойном денежном обращении предопределяет наличие государственного регулирования процесса перемещения денежных средств. Наличие правового регулирования денежного обращения обусловливает необходимость контроля за соблюдением нормативно установленных правил. В связи с тем, что контроль является неотъемлемой частью любого управленческого процесса, можно с полной уверенностью утверждать, что управление денежным обращением обязательно должно быть подкреплено формированием эффективно работающей системы контроля за денежным обращением. В противном случае результативность предпринимаемых регулятивных мер будет минимальной.
Современная товарно-денежная экономика базируется на непрерывной циркуляции товаров и на опосредующем это движение денежном обращении. Постоянное перемещение денежных средств в мировой финансовой системе является необходимым условием не только развития экономики, но и самого ее существования. Обмен товарами, работами и услугами в современном обществе без одновременного движения денежных средств невозможен. От скорости денежного обращения зависят многие макроэкономические показатели, в частности, инфляционные процессы, уровень накопления и потребления, уровень производства и воспроизводства и др. Состояние денежного обращения в стране непосредственным образом отражается на темпах экономического роста и обеспечивает экономическую стабильность.
В рамках регулирования денежного обращения государство преследует одну основную цель - поддержание баланса между денежными средствами, находящимися в обращении, и количеством товаров, работ и услуг, предлагаемых на рынке. При этом количество денег должно быть не просто необходимым для покрытия расходов производства, но и достаточным для осуществления воспроизводства. Очевидно, что регулировать денежную массу в обращении возможно, во-первых, когда известны ее объемы и, во-вторых, когда есть возможность оперативно влиять на процессы сокращения или увеличения денежных средств в обращении.
И первое, и второе условие выполнимо при минимизации наличного денежного обращения, поэтому ограничение наличного денежного обращения - одна из основных мер, используемых государством в политике по регулированию денежного обращения.
Относительно новым направлением в сфере организации денежного обращения стало противодействие легализации преступных доходов.
Таким образом, устанавливая правила денежного обращения, государство автоматически разрабатывает систему контрольных механизмов, позволяющих обеспечить эффективность регулятивных мер.
2.4 Характеристика законов денежного обращения
Закон стоимости и форма его проявления в сфере обращения — закон денежного обращения характерны для всех общественных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. Анализируя пути развития форм стоимости и денежного обращения, К. Маркс открыл закон денежного обращения, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.
Если обращение обслуживается банкнотами, не разменными на золото, или бумажными деньгами (казначейскими билетами), то в этом случае обращение наличных денег совершается в соответствии с законом бумажно-денежного обращения; «Специфический закон обращения бумажных денег может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего. И закон этот сводится к тому, что выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (или серебро)».
Следовательно, когда количество выпущенных бумажных денег будет равно теоретическому количеству золотых денег, необходимому для обращения, никаких отрицательных явлений не возникнет — бумажные деньги или неразменные банкноты будут исправно играть роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег. Указанное требование обеспечивает устойчивость денег и имеет силу во всех общественных формациях, где существует денежное обращение.
Ничем не ограниченная эмиссия денег приводит к нарушению этого закона, переполнению сферы денежного обращения I излишними денежными знаками и их обесценению.
Условия и закономерности поддержания денежного обращения определяются взаимодействием двух факторов: потребностями хозяйства в деньгах и фактическим поступлением денег в оборот. Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это ведет к обесценению денег — понижению покупательной способности денежной единицы.
2.5 Закон, определяющий количество денег в обращении
Законы денежного обращения выражает экономическую взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью обращения денег. Впервые эта взаимосвязь установлена К. Марксом и представляет собой совокупность двух видов зависимости:
- прямая зависимость между количеством денег, необходимых в качестве средств обращения, и суммой цен реализуемых товаров и услуг;
- обратная взаимосвязь между количеством денег, необходимых в качестве средства обращения, и скоростью оборота денег.
Все это можно выразить следующей формулой:
где, К – количество денег, необходимых в качестве средства обращения;
S – Сумма цен реализуемых товаров и услуг; С – среднее число оборотов денег как средства обращения.
С возникновением функции денег как средства платежа формула (1) несколько усложняется, и закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:
где, S1 – сумма цен товаров и услуг; S2 – сумма цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; Р. – взаимно погашающие платежи.
Таким образом, на количество денег, необходимых для обращения, воздействуют:
факторы, зависящие от условий производства и влияющие на количество обращающихся товаров;
факторы, определяющие уровень цен на товары и услуги;
факторы, влияющие на скорость обращения денег;
факторы, влияющие на уровень развития кредита;
факторы, влияющие на развитие системы безналичных расчетов.
14
3.1 Нормативно-правовая база денежной системы и денежного обращения РФ
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.
3.2 Официальная денежная единица в РФ
Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.
Впервые название рубль встречается в новгородской берестяной грамоте, датированной 1281—1299 годом. В XIII веке рубль представлял собой серебряный слиток длиной до 20 см и весом примерно 200 г, который отрубался чеканом от шейной гривны. Арабский путешественник XIV века Ибн Батута определял ценность рубля в 5 арабских унций. С началом чеканки серебряной деньги в XV веке рубль превратился в счётную денежную единицу и стал равен ста деньгам.
Реальными денежными единицами служили новгородки и московки, а затем — копейки и деньги. Рубль в XVI веке был равен 100 копейкам, или 200 деньгам.
До XVIII века практиковался счётный рубль. Для крупных покупок мелкие серебряные копейки расфасовывали в бумажную обертку по 100 штук. Также были счетные полтины и полуполтины.
Информация о работе Денежная система и ее структурные элементы, развитие денежного рынка в России