Денежная реформа в Казахстане*
Основные этапы денежной реформы*
Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:
Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и
не насыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели
к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за
неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия,
осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.
В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых
кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз.
Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не
попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы
привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных
средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в
условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса
неплатежей.
В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий
и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка"
неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные
долги.
Второй этап начался с момента введения национальной валюты - конец
1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой
денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем
сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики
стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение
рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий,
сокращение масштабов производства.
В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность
которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);
в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%.
Реальная доходность операций на рынке ГКО была намного выше
рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же
сфере производства были присущи высокие риски, связанные с
неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и
дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный
переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая
демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г.
кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе
просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9
млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).^2
УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О
введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало
денежной реформы.
Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции
Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики
Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:
1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов
(время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики
Казахстан - тенге.
2. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все
виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от
форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета
без всяких ограничений.»
Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы организации
денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу,
порядок чеканки монет и эмиссии денежных знаков, организацию и
регулирование денежного обращения.
Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего
экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь
являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».
Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он
оказывает сдерживающее воздействие на покупательное развитие
национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным
кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая
социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор
социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях
управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей
решения проблемы неплатежей в республике.
Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях
макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста
ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все
возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и
увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности,
удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на
покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.
Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг
другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с
задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи
с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также
ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных
ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств,
направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный
инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях
неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры,
налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г.
задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7
млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за
товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности
предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением
кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между
предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на
производителей.