Денежная реформа в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:24, доклад

Описание работы

Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:
Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и
не насыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели
к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за

Работа содержит 1 файл

Денежная реформа в Казахстане.doc

— 38.50 Кб (Скачать)


 

Денежная реформа в Казахстане*

 

Основные этапы денежной реформы*

 

Реформирование денежной системы Казахстана можно выделить два этапа:

Первый этап: 1992 -конец 1993 гг. Начавшаяся либерализация цен и

не насыщенность внутреннего рынка товарами народного потребления привели

к шоковому взлету цен: до 3061% в 1992 г. и 2265% в 1993 г. Вслед за

неудержимым ростом цен последовала и неконтролируемая денежная эмиссия,

осуществлявшаяся сразу двенадцатью центральными банками.

В 1992 г. объем денежной эмиссии в форме наличных денег и прямых

кредитов под отрицательный реальный процент увеличился в 17 раз.

Денежное предложение концентрировалось в сфере валютных спекуляций и не

попадало в производственную сферу. Вымывание капитала из этой сферы

привело к сокращению платежного оборота и обесцениванию оборотных

средств предприятий. Плохой менеджмент и неумение управлять активами в

условиях высокой инфляции способствовали дальнейшему обострению кризиса

неплатежей.

В условиях высокой инфляции отсутствовала заинтересованность предприятий

и правительства в сокращении кредиторской задолженности. После "скачка"

неплатежей наблюдалось ускорение роста цен, обесценивавшее накопленные

долги.

Второй этап начался с момента введения национальной валюты - конец

1993 г. - 1995 г. и характеризуется осуществлением в стране жесткой

денежно-кредитной политики, направленной на подавление инфляции путем

сокращения денежного предложения. Результатом такой монетарной политики

стали: ухудшение финансового состояния предприятий, снижение

рентабельности, увеличение числа неплатежеспособных предприятий,

сокращение масштабов производства.

В 1994 г. Минфин совместно с HDK приступил к выпуску ГКО, доходность

которых была огромной: в 1994 г. она составила 190,3% (ГКО-3);

в 1995 г. по ГКО-3 доходность равнялась 76,3%, по ГКО-6 - 48,9%.

Ре­альная доходность операций на рынке ГКО была намного выше

рентабельности выпуска продукции в производственной сфере. К тому же

сфере производства были присущи высокие риски, связанные с

неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и

дальнейшим усугублением неплатежей. Следствием этого явились мощный

переток капитала из реального сектора экономики в финансовый, дальнейшая

демонетизация реального сектора и платежный кризис. На конец 1994 г.

кредиторская задолженность составила 148,7 млрд. тенге (в том числе

просроченная - 51,99 млрд. тенге, или 35%), а на конец 1995 г. - 634,9

млрд. тенге (в том числе просроченная - 368,2 млрд. тенге, или 58%).^2

УКАЗОМ Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 "О

введении национальной валюты Республики Казахстан " было положено начало

денежной реформы.

Согласно этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции

Республики Казахстан и Постановлением Верховного Совета Республики

Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю:

1. Ввести в обращение на территории Республики Казахстан с 08.00 часов

(время местное) 15 ноября 1993 г. национальную валюту Республики

Казахстан - тенге.

2. Тенге обязательны к приему на территории Республики Казахстан во все

виды платежей всеми физическими и юридическими лицами, независимо от

форм собственности, а также банками для зачисления во вклады и на счета

без всяких ограничений.»

Следующим законодательным актом явился ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы организации

денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу,

порядок чеканки монет и эмиссии денежных знаков, организацию и

регулирование денежного обращения.

Развитие денежной системы РК происходило на фоне тяжелейшего

экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь

являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей».

Специфическая острота кризиса состоит в том, что, во-первых, он

оказывает   сдерживающее   воздействие   на  покупательное   развитие

национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается с бюджетным

кризисом, поражая финансовую систему страны; в-третьих, вызывая

социальную напряженность в обществе, представляет собой фактор

социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях

управления необходимо пристальное внимание к изучению и поиску путей

решения проблемы неплатежей в республике.

Кризис неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях

макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста

ВВП. Этот кризис связан с острым дефицитом оборотных средств, со все

возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и

увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности,

удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на

покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом.

Если в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг

другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с

задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи

с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также

ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных

ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств,

направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный

инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях

неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры,

налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г.

задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7

млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за

товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности

предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением

кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между

предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на

производителей.

 



Информация о работе Денежная реформа в Казахстане