Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:34, реферат
Одной из важнейших общественно-политических проблем в России сегодня является проблема депопуляции. С 1992 года население России постепенно убывает, с каждым годом всё быстрее. Этой проблемой озабочены и политики и простые люди, но, к сожалению, в целом бытует совершенно неверное мнение о причинах и методах выхода из кризиса. Задача науки здесь - найти реальные причины и реальные способы решения проблемы. В мире сейчас очень многие люди и организации озабочены проблемой перенаселения.
Введение………………………………………………………….3
Демографический кризис в России…………………………….6
Заключение……………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………….26
Считается, что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.
Д. т. н., профессор Антонов А. И. выделяет комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы, таких как: изменение положения семьи среди других социальных институтов, укреплению нового фамилизма в обществе и ликвидацию убыли населения. По его мнению, «проблема формирования и укрепления массовых норм среднедетности (3—4 детей в семье) требует долгосрочных усилий по ликвидации ущемленного положения института семьи среди других социальных институтов, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного производства на основе соединения места работы и дома, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введения семейной зарплаты в системе наемного труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер…». Он считает, что «это направление политики предполагает, прежде всего централизованную политику государства».
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Крупнов Ю. В. Считает, что при решении существующих демографических проблем власти прежде всего должны опираться, в частности, на многодетные семьи. Он предлагает стимулировать многодетность посредством выплаты зарплаты матерям после появления на свет третьего ребёнка.
В 2001 была принята
«Концепция демографического развития
Российской Федерации на период до
2015 года», в которой констатируется
плачевная демографическая
Материальная поддержка семьи. В России при рождении детей их родителям предоставляются разовые выплаты. На содержание детей малообеспеченным семьям выплачиваются ежемесячные пособия. С 2004 их назначение и выплата производится в соответствии с региональными законодательствам. Для этого из федерального бюджета регионам выделяются специальные субвенции.
В послании Федеральному собранию в 2006 президент России В. В. Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. В частности, был принят закон о «материнском капитале», в соответствии с которым семьям (главным образом матерям) выделяются денежные средства для участия в ипотеке, оплаты образования, прибавки к пенсионным накоплениям и др.
В 2006 году завсектором Института социологии РАН В.Мукомеля высказал мнение, что «и зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, которые и так образуют многодетные семьи; для среднего класса это не мотивация».
Первым президентом России, сформулировавшим её демографическую проблему, стал В. В. Путин, который в 2000 году в Послании Федеральному Собранию сообщил следующее: «Нас, граждан России, из года в год становится всё меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам … уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек … Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных.» (Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: 2000 г.» ИНТЕЛРОС.)
Общей основой
позитивных демографических изменений
призваны стать вывод страны на путь
стабильного социально-
Заключение
Все современные индустриальные общества чрезвычайно урбанизированы. Наиболее населенные города промышленно развитых стран имеют до 20 миллионов жителей, а городские конурбации — скопления городов, создающие обширные зоны городской застройки — могут насчитывать еще большее число жителей. Увеличение размеров и процветание больших и малых городов напрямую связано с упадком традиционных отраслей промышленности и соответственно перемещением инвестиций в новые промышленные производства.
Связь урбанизации и миграции в разных странах (и в России в частности) сложна и неоднозначна. Эти два процесса могут совпадать по своей направленности, но могут и противостоять друг другу. Устойчивая массовая миграция представляет собой изменяющийся по своей важности элемент образа жизни, форму деятельности, реализующей ценности части населения, его групп, связанных с временной или постоянной сменой мест проживания и труда. Миграцией может быть также названо насильственное переселение людей. Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран — членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Урбанизация превратилась в относительно комфортный фактор миграции: места труда, новых его форм, возможностей интенсификации труда. Но урбанизация не всегда является безусловным фактором миграции населения. Уровень индустриального, культурного и экономического развития городов может быть различным. Потому неконтролируемая миграция может привести к кризису урбанизации.
Необходимо
разработать новые подходы к
регулированию иммиграционных потоков,
способствующих замещению естественной
убыли населения Российской Федерации,
к стимулированию иммиграции в Российскую
Федерацию и общественно
Демографические последствия этнических и региональных конфликтов, как правило, плачевны: тысячи беженцев, переселенцев, резкий спад рождаемости и увеличение смертности могут повлечь за собой демографический кризис отдельной области или даже целой страны.
В Концепции демографического развития России до 2015 г. выделены основные приоритеты. К ним относятся: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.
В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.
Использованная литература