Дефицит государственного бюджета и методы его обслуживания в России и в других странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет является основным инструментом обеспечения жизнеспособности государства. Ежегодно проект государственного бюджета обсуждается и принимается Парламентом, Государственной Думой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2




1.СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………..3

1.1.Особенности и причины возникновения бюджетного дефицита……...4
1.2.Хараткер бюджетного дефицита………………………………………….5
1.3.Сбалансированность бюджетов…………………………………………….8
1.3.Типология бюджетного дефицита……………………………………….10



2.МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………17

2.1.Методы обслуживания бюджетного дефицита в России……………..17
2.2.Методы обслуживания бюджетного дефицита за рубежом…………...20


Заключение-22
Библиография-23

Работа содержит 1 файл

Doc1.doc

— 187.50 Кб (Скачать)


2

 

Дефицит государственного  бюджета  и  методы  его  обслуживания  в России   и  в  других странах

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………2

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ   И  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО 

   БЮДЖЕТА……………………………………………………………………..3

 

1.1.Особенности  и  причины  возникновения  бюджетного  дефицита……...4

1.2.Хараткер    бюджетного  дефицита………………………………………….5

1.3.Сбалансированность  бюджетов…………………………………………….8

1.3.Типология    бюджетного  дефицита……………………………………….10

 

 

 

2.МЕТОДЫ  ОБСЛУЖИВАНИЯ   БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА…………17

 

2.1.Методы  обслуживания  бюджетного  дефицита   в  России……………..17

2.2.Методы  обслуживания  бюджетного  дефицита  за  рубежом…………...20

 

 

Заключение-22

Библиография-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государственный  бюджет   является  основным  инструментом  обеспечения  жизнеспособности  государства.  Ежегодно  проект государственного  бюджета   обсуждается  и  принимается    Парламентом,  Государственной  Думой.

  За  счет  государственного бюджета  финансируется  деятельность  государственного  аппарата,  милиции,   армии,  системы  образования и  здравоохранения. От  того,  насколько   профессионально  и   научно  обосновано   государство  распоряжается   средствами государственного  бюджета,  зависит  жизнеспособность  государства  и   благополучие   граждан   в  целом.  

Данные  обстоятельства  сообщают предельную  актуальность   исследованию   проблематики    дефицита  государственного  бюджета   и  методов  его   обслуживания  в  России  и  за  рубежом.

Для  достижения  цели  решались  следующие  задачи:

-исследовать  сущность   и предназначение   государственного  бюджета;

-рассмотреть  особенности    и  причины  возникновения  дефицита  государственного   бюджета;

-исследовать  методы  регулирования    государственного  бюджета в  России  и  за  рубежом.

Исследование  оформлено сносками на первоисточники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ   И  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО    БЮДЖЕТА

 

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

«Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну»[1].

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

        Федеральный бюджет

        бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

        бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

        бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Государственный бюджет взаимодействует с различными финансовыми фондами более мелкого масштаба. При необходимости, государственный бюджет оказывает так называемую «помощь». Она сводится к тому, что денежные средства передаются из государственного бюджета муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

1.      распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;

2.      формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;

3.      формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

 

 

 

    1.1.Особенности  и  причины  возникновения  бюджетного  дефицита

 

 

 

Дефици́т (от лат. deficit — недостаёт) — термин, означающий недостачу, недостаточность.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

«Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур»[2].

Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

 

                               1.2.Хараткер    бюджетного  дефицита

 

 

Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и т.п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.

С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной классификации дополнительного блока, отражающего источники его финансирования, в России стали устанавливать предельные размеры дефицитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, т.е. стали планировать дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер планируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

По продолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.

«В отличие от хронического временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления, так как в его основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин»[3]. Задача органов власти заключается в недопущении трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это относится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко временному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, а за счет других источников (например, реализации государственной собственности и государственных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации экономики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного дефицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, которые бы не обременяли жизнь будущих поколений

По международной методологии выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия также перешла к международной методологии составления бюджета (правда, не все ее элементы еще приняты).

На основе вышесказанного можно выделить первичный и вторичный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом — вторичным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть превышение расходов бюджета над его доходами. Здесь расходы (сверх доходов) из бюджета производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной (кредитной) основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют вторичный характер, т.е. обусловлены первичным дефицитом.

 

                    1.3.Типология    бюджетного  дефицита

 

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:


        Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:


        Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. «Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов»[4].
          Выделяют также текущий    дефицит  бюджета и первичный  дефицит. Текущий бюджетный  дефицит представляет собой общий    дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

 

                                 1.4.Сбалансированность  бюджетов

 

 

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и методы его обслуживания в России и в других странах