Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Человеческий капитал " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к ее исследованию 5
1.1 Эволюция категории «человеческий капитал» 5
1.2 Концепция «человеческого капитала» в «новой экономике» 11
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 14
2.1 Структура, классификация и развитие человеческого капитала 14
2.2 Оценка человеческого капитала 16
3 Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития 21
3.1 Качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь 21
3.2 Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Методологическая основа
За основу в данной работе был принят стандартный подход к оценке личной эффективности инвестиций в человеческий капитал, заложенный Минсером:
(1)
где wi - оплата труда работника i;
- набор переменных, оказывающих влияние на доходы. К их числу относятся также s - мера образования (год или уровень образования) и ei - мера опыта работы, выделенные ввиду их особой значимости как базовые составляющие человеческого капитала;
ui - отклонение, представляющее собой воздействие других факторов, не связанных с X, s, и е, которые не могут быть напрямую учтены в модели.
Заметим, что переменная е появляется также в квадратичной форме, что предполагает выпуклость функции доходов. Ввиду использования полулогарифмической модели коэффициенты r и интерпретируются как процентный прирост доходов, соответствующий дополнительному отработанному году и по достижении определенного уровня образования соответственно.
В международной практике, как правило, приводится ставка увеличения доходов, соответствующая дополнительному году обучения (таблица 2,приложение В). Ввиду особенности используемой базы данных в качестве меры образования был принят не год, а определенный уровень (школа, училище, техникум, университет). Как было отмечено в работе Ньюэла и Рэйли, такой подход, применительно к странам с переходной экономикой, позволяет получить более реалистичные результаты. Для получения годовых коэффициентов, которые в дальнейшем могут сравниваться с аналогичными показателями по другим странам, производится пересчет с использованием формулы : (2)
где r - расчетный годовой коэффициент отдачи от образования, соответствующий университетскому диплому;
- коэффициент,
полученный в ходе оценки
( ) - число лет, необходимых для получения университетского диплома по сравнению с принятым за базу дипломом о неполном среднем образовании, которому, в свою очередь, присваивается индекс с. По аналогии могут быть получены годовые коэффициенты, соответствующие другим уровням образования, например техникуму или училищу.
С использованием
двухшагового метода коррекции Хекмана
были получены скорректированные
Суть метода Хекмана состоит в том, чтобы учесть последствия самоотбора (принятия решения о целесообразности экономической активности). Процедура оценки делится на два этапа. Применительно к нашей модели, сначала на базе экономической теории формулируется вспомогательное уравнение с целью определить вероятность того, что человек будет работать. Статистическая оценка модели дает результаты, которые можно использовать для того, чтобы предсказать эту вероятность для каждого человека, в том числе не работающего на данный момент. Затем полученные индивидуальные вероятности участия в трудовом процессе включаются как дополнительная объясняющая переменная в основное уравнение, в котором зависимой переменной является логарифм почасовой оплаты труда. Это позволяет корректно оценить отношение между заработной платой и объясняющими переменными, которое будет распространяться на всю генеральную выборку.
Эмпирическая база исследования
Материалом для исследования послужили данные, полученные в результате Обследования домашних хозяйств по доходам и расходам (ОДХДР), проводимого с 1995 г. Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. База данных содержит информацию по таким ключевым позициям, как источники доходов, уровень образования, опыт работы, сектор и отрасль занятости, а также многие другие социально-демографические характеристики. Охватывая порядка 14 800 опрашиваемых, база данных предоставляет возможность проведения достаточно высококачественных исследований на микроуровне. В работе использовались раунды опросов 1996 и 2001 гг. В таблице 1[приложение Г], составленной на базе ОДХДР, приводится сводная статистика, дающая представление о составе выборок по уровню образования и выявляющая уже на данном этапе положительную зависимость между уровнем образования и уровнем доходов. Далее приводятся результаты оценок эконометрической модели, принципы построения которой нами описаны выше.
Результаты количественных оценок
Несмотря на то, что измерение оплаты труда в месячном эквиваленте является общепринятой практикой в Республике Беларусь, использование почасовой ставки позволяет учесть разницу в отработанном времени, что немаловажно, например, при наличии коротких рабочих дней по причине неполной загрузки производственных мощностей или же намеренного предпочтения неполной занятости женщинами в детородном возрасте. Поэтому в ходе построения модели в качестве зависимой переменной используется логарифм почасовой оплаты труда. В таблице 1[приложение Д] представлены используемые в модели независимые переменные и их определения.
Комментируя результаты, полученные в ходе применения описанной выше методики, следует сказать, что уже в 1996 г. образование давало существенную прибавку в зарплате, а именно: каждый год, проведенный в университете, потенциально повышал доходы на 10,1%, что очень высоко в сравнении с соседними странами и не только, оценочные результаты по которым можно найти в ряде работ. Такая тенденция в большей степени характерна для развивающихся стран с низким уровнем доходов. Годовой процент роста доходов по окончании техникумов находился на уровне 14%, училищ и средних школ - 10 и 14% соответственно. Это указывает на постепенное снижение предельной отдачи от каждого дополнительного года, затраченного на образование.
Что касается
сопутствующих оценочных
С целью выделить наиболее выгодные с экономической точки зрения специальности к вышеприведенной спецификации модели было добавлено 8 переменных, идентифицирующих основные области, в которых было получено высшее образование, а именно: экономика, медицина, технические, естественные и гуманитарные науки, педагогика, военные специальности, сельское хозяйство. Идея состояла в том, чтобы выявить преимущества, которые может давать приобретение определенного типа образования при прочих равных условиях.
В таблице 1( приложение Е)представлены переменные по различным специальностям вузов, где соответствующие им коэффициенты определяют повышающий эффект, который они оказывают на уровень оплаты труда при прочих равных условиях. Следует отметить, что во второй половине 90-х годов произошло выравнивание между специальностями с точки зрения экономической выгоды по факту их приобретения. Резко возросший спрос на специалистов в финансовой, банковской сфере, обеспечивавший в начале 90-х годов выпускников экономических специальностей более высоким уровнем оплаты труда, уступил место спросу на специалистов инженерных специальностей, выпускников медицинских, педагогических вузов. Отметим существенное изменение к лучшему позиций педагогических работников как следствие роста отдачи от образования, полученного по соответствующим специальностям. Это частично объясняется стремлением на государственном уровне поддержать преподавательский состав, оказавшийся в категории низкооплачиваемых, в результате чего произошел существенный его отток в другие отрасли.
В целом, выравнивание коэффициентов по разным специальностям можно интерпретировать как повышение эффективности системы образования, все более адекватно реагирующий на изменения спроса и предложения специалистов разного профиля. Улучшились позиции выпускников технических вузов по мере роста необходимости подержания высокоиндустриализированной экономики Республики Беларусь на конкурентно высоком уровне. Также интересен тот факт, что общие доходы, обозначенные в таблице 1(приложение Е) как ЗПЗ, являются более однородными, независимо от специальностей. Это может указывать на существование дополнительных источников доходов для работников низкооплачиваемых специальностей, позволяющих компенсировать низкий уровень оплаты труда на основном месте работы. Коэффициент детерминации по оцененной модели находится на уровне 0,35 в 1996 г. и 0,22 в 2001 г., что удовлетворительно для данного рода моделей. Его понижение за рассматриваемый период может объясняться усложнением производственной структуры и производственных отношений, что не представляется возможным учесть, используя имеющуюся базу данных.
Неотъемлемой чертой переходного периода стало увеличение уровня безработицы. При этом можно предположить, что в число безработных попадают люди, обладающие худшими навыками. Принимая во внимание выборку из работающих людей, полученные коэффициенты, указывающие на зависимость уровня оплаты труда от квалификации, неизбежно оказываются завышенными. Предварительный тест подтвердил существование смещенных оценок, о чем свидетельствует значение коэффициента корреляции "rho". Следует отметить, что после применения метода Хекмана картина несколько изменилась. Окончательные результаты оценок рассматриваемой модели приведены в таблице 1(приложение Ж). Так, каждый дополнительный год университетского образования дает прибавку к заработной плате на уровне 7-9%, если учитывать заработную плату на основном месте работы. Несколько понизились коэффициенты, соответствующие опыту работы-до уровня 1,3% в 1996 г. и 0,6% - в 2001 г. По-прежнему высок уровень дискриминации по тендерному признаку.
Вызывает сомнение низкая значимость коэффициентов по накопленному опыту работы. Объяснением тому может быть использование в качестве зависимой переменной почасовой оплаты труда. Чтобы проверить данное предположение, были проведены аналогичные оценки, где в качестве зависимой переменной использовался логарифм месячной оплаты труда. В результате получены коэффициенты схожего порядка (0,018-0,022) со значимостью на уровне 1%. Рисунок 1(приложение Е) приводится в подтверждение гипотезы о выпуклости функции доходов по отношению к опыту работы, в том числе при разбиении выборки на подгруппы по уровню образования.
Интересен тот факт, что опыт работы не потерял своей значимости, в противовес многим странам с переходной экономикой, для большинства из которых был характерен медленный, но верный рост отдачи от инвестиций в человеческий капитал наряду с резким снижением отдачи от накопленного опыта работы. Однако в условиях Республики Беларусь, где государство до сих пор сохраняет за собой право контроля за установлением заработной платы, как на госпредприятиях, так и косвенным образом в частном секторе, сложно разделить роль государства и рыночных факторов, вступающих в действие.[18.С.101-110]
Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты категории «человеческий капитал», раскрывается суть «человеческого капитала» в «новой экономике» .
В главе второй рассмотрена структура, классификация, а также методы оценки человеческого капитала.
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния человеческого капитала , а также роли человеческого капитала в формировании доходов Республики Беларусь.
Теоретической
и методологической основой проведения
исследования явились законодательные
акты, нормативные документы по теме
работы.
Источниками информации для написания
работы по теме "Человеческий капитал
и его роль в экономике" послужили базовая
учебная литература, фундаментальные
теоретические труды крупнейших мыслителей
в рассматриваемой области, результаты
практических исследований видных отечественных
и зарубежных авторов, статьи и обзоры
в специализированных и периодических
изданиях, посвященных тематике "Человеческий
капитал и его роль в экономике", справочная
литература, интернет.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики