Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности становления и развития института частной собственности в России.
Задачи:
- изучить понятие и виды частной собственности;
- рассмотреть механизм функционирования;
- выявить преимущества и недостатки частной собственности;
- проанализировать современное состояния и тенденции развития частной собственности на землю.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и виды частной собственности
1.2. Исторические аспекты развития частной собственности
1.3. Частная собственность, ее место и роль в экономике
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Права собственника: потенциальные и реальные и их
ограничения
2.2. Самоограничение прав
Глава 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Общие перспективы развития частной собственности
3.2. Развитие собственности России в конце XX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они " унаследовали" землю и определенную часть средств производства.
В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты. В каждом государстве экономические отношения собственности вообще и собственности граждан в частности приобретают соответствующее правовое регулирование, которое осуществляется преимущественно нормами гражданского права.
В частной собственности граждан могут быть любые объекты лично-
потребительского и производственного назначения, результаты интеллектуальной работы, если другое не предусмотрено законом.
Рыночная экономика объективно требует развития мелкого производства, которое может осуществляться в форме частного предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности и др. В 1991 г. в негосударственном секторе экономики России, наряду с предприятиями коллективной и смешанной форм собственности, начали действовать и предприятия, которые базируются на частной собственности физического лица. В настоящее время количество данных предприятий значительно увеличилось. Однако, несмотря на такое количественное увеличение, эти предприятия пока еще не играют большую роль в национальной экономике. Как показывают социально-экономические исследования, основными причинами, которые сдерживают рост предпринимательской деятельности, тормозят эффективную работу частных предприятий, являются нестабильность государственной, социально-экономической и налоговой политики, отсутствие развитой инфраструктуры предпринимательства, рэкет, негативное общественное мнение о частном бизнесе и др.
Исходя из этого, можно предвидеть, что в ближайшие годы развитие процессов разгосударствления и приватизации собственности в промышленности России будет происходит в направлении повышения роли и части коллективной собственности за счет резкого увеличения хозяйственных товариществ и обществ.
3.2. Развитие собственности в России в конце ХХ века.
С конца 80-х годов в
социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономических отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем. Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части, и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений. Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников, предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане. Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. в Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д. выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые ввелись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллектиктивно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.
Второй этап – ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий и акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за
период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем, объеме стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. Был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как сами предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации за деньги. При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства повышающие эффективность хозяйственной деятельности. Но этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
Большое количество акций в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционирование в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?
1. Директивность. Решение о
приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, занявшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного
направления было превращения государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестоко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
3. Приоритет социально-
политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А орган Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и воздать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточением государственной собственности у отдельных групп и отторжение от реального государственного имущества основой массы населения.
Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. - в результате приватизации изменилась структура собственности. Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количеству предприятий был преодолен в середине 1995 г.
5. Форсирование развития
фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировались в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.
Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров, и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсовое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы, стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением тому служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде производства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалась столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. Превысил 50% от уровня 1990 г.
К 1997 г. Сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и пере приватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. Привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.
В переходной экономики России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизационного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономический эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, частная собственность - это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.
Частная собственность имеет
разновидности:
а) индивидуальная или семейная собственность
б) паевая собственность
в) акционерная собственность
г) собственность общественных организаций
Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива - определять направление и характер использования объекта, распоряжаться им (продавать, дарить, завещать и др.).
Общество формирует права частной
собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности. Государство через налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и т. д.
Владелец может сдать объект в пользование другому лицу - предприятию или отдельному человеку. Собственник может передать, делегировать часть своих полномочий менеджерам - наемному управленческому персоналу. Владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц.