Центральный банк России: функция денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1.Центральный банк:задачи, цели,
функции. .....................................................................5
ГЛАВА 2. Центральный банк – орган регулирования экономики кредитно-денежными методами. 10
2.1. Воздействие центрального банка на банковскую ликвидность через ставку межбанковского кредита, норму обязательных (минимальных) резервов, политику на рынке ценных бумаг 21
2.2. Методы и направления воздействия центрального банка на деятельность коммерческих банков 33
2.3. Структура Федеральной резервной системы США и Центрального банка РФ. 36
Заключение…………………………………………………………….42
Список использованной литературы. 44

Работа содержит 1 файл

курсовая переделаная.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.

Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

2.1. Воздействие центрального банка на банковскую ликвидность через ставку межбанковского кредита, норму обязательных (минимальных) резервов, политику на рынке ценных бумаг

Текущая ликвидность банковской системы определяется, как способность банков обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств, в том числе и за счет перераспределения средств между банками через денежный рынок. Ликвидность зависит от соотношения совокупных ликвидных активов банков с их совокупными обязательствами, а также от мобильности и надежности денежного рынка.

Регулирование ликвидности является частью системы регулирования Центральным банком России денежно-кредитной сферы и подчинено макроэкономическим и монетарным целям денежно-кредитной политики России. Основной монетар­ной целью денежно-кредитной политики является достижение определенной величины денежной массы, находящейся в обращении, и определенного размера процентных ставок, используемых в кредитных правоотношениях.

Целями регулирования ликвидности банковской системы в будут являться:

обеспечение бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня рублевых остатков на корреспондентских счетах банков в Центральном банке;

достижение рыночными методами уровня ставок денежного рынка, необходимого для реализации стратегических целей денежно-кредитной политики;

сглаживание колебаний конъюнктуры финансовых рынков и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосроч­ного характера;

формирование экономических ожиданий участников рынка посредством объявления параметров операций Национального банка по регулированию ликвидности;

содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Операции Центрального банка по поддержанию текущей ликвидности банковской системы носят исключительно краткосрочный характер (до одного месяца). Их целью не может являться исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных проблемами долгосрочного характера.

Целевая направленность: использование банками инструментов рефинансирования исключительно для целей регулирования ликвидности, установление Центральным банком процентных ставок по своим операциям таким образом, чтобы исключить со стороны банков заинтересованность в наращива­нии кредитной экспансии за счет постоянного краткосрочного рефинансирования в Центральном банке.

Обеспеченность: операции по рефинансированию банков Центральным банком обеспечиваются высококачественным залогом, в качестве которого могут выступать ценные бумаги, включенные в Ломбардный список (далее — ценные бума­ги), и иностранная валюта, входящая в перечень валют, используемых при проведении Центральным банком операций по встречному размещению депозитов и сделок СВОП (далее — иностранная валюта).

Доступность и гибкость: минимальные требования к контрагентам по операциям Центрального банка и к докумен­тарному оформлению сделок; существующий спектр операций предполагает возможность выбора, как вида залога, так и ме­ханизма осуществления операций, наиболее соответствующих возможностям и интересам контрагентов Центрального банка.

Ликвидность зависит от структуры пассивов, если по вкладам до востребования вкладчики вправе потребовать деньги в любой момент, то срочные вклады находятся в распоряжении банка более или менее длительный срок. Поэтому повышение удельного веса вкладов до востребования и снижение доли срочных вкладов снижает банковскую ликвидность. Надежность депозитов и зай­мов, полученных банком от других кредитных учреждений, также оказывает существенное влияние на ликвидность баланса банка.

Ликвидность банка зависит от степени риска отдельных кре­дитных операций: чем больше доля высокорисковых активов в балансе, тем ниже ликвидность банка. На практике к надежным активам принято относить наличные денежные средства, а к высокорисковым — долгосрочные вложения банков. Степень кре­дитоспособности заемщиков банка оказывает существенное влияние на своевременный возврат ссуд и тем самым на ликвидность баланса банка: чем больше удельный вес высокорисковых кредитов в общей сумме выданных кредитов, тем ниже ликвидность банка. Поэтому банк считается ликвидным, если суммы денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. В целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. Существуют факторы, влияющие на размер ликвидности банков:

а) количество наличных денег в обращении (увеличение сни­жает ликвидность банков и наоборот);

б) изменение золотовалютных резервов страны (приток ино­странной валюты повышает ликвидность банков и наоборот);

г) изменение объема кредитных обязательств Центрального банка перед национальным казначейством (рост объема помощи, полученной Центральным банком от казначейства, увеличивает ликвидность банковской системы и наоборот);

г) эмиссионная политика Центрального банка, которая может усугублять последствия стихийных факторов, либо ограничивать их воздействие.

Воздействие на уровень реальной ликвидности банков является одной из основных целей денежно-кредитной политики в той мере, в которой она направлена на контроль за ростом кредита. Другими словами, в отношении ликвидности одновременно ограничивают возможности развития кредитных операций. Эта цель в основном может достигаться следующими действиями:

    а) регламентация объема наличности во взаимоотношениях коммерческих банков с Центральным — изменение размеров обязательных резервов и модификация правил учета в Центральном банке (ставок по переучету, "потолков" переучета);

б) интервенция на денежном рынке, призванная ограничить или расширить предоставление кредита за счет снижения или повышения уровня процентных ставок.

Можно выделить три группы причин нарушения ликвидности банка. Первая группа причин связана с просчетами в деятельности банков, когда они недоучитывают степень возможных рисков. Ко второй группе относятся причины, не зависящие ни от заемщиков, ни от банка, но из-за которых кредитор не может получить обратно ссуженный им капитал. Третья группа причин – это возможность неплатежеспособности банка по своим обязательствам из-за разбалансированности его баланса во времени, т. е. несоответствие структуры активов и пассивов во времени (нет равновесия между сроками поступления и платежа). 

Для поддержания необходимой ликвидности банки должны проводить целенаправленную политику в области пассивных и активных операций. Высокий уровень ликвидности позволяет наиболее эффективно работающим банкам преодолевать конъюнк­турные колебания спроса и предложения, быстро направлять свои средства в наиболее перспективные сферы деятельности. Ликвид­ность служит важнейшей характеристикой финансового положе­ния кредитных учреждений и для того, чтобы оценить финансовое положение банка применяются различные коэффициенты.

Другая сторона деятельности банков связана с выпуском и рыночным размещением ценных бумаг. Как уже говорилось выше, в СЩА коммерческим банкам разрешены операции только с облигациями федерального правительства и местных органов власти, но они не имеют права размещать и покупать за соб­ственный счет ценные бумаги корпораций (акционерных компа­нии). В Германии, Швейцарии и других странах Западной Европы банки могут свободно выполнять нее операции с ценными бума­гами частых компаний. 

В целом выполнение депозитно-расчетных операций, кредит­ного обслуживания и других важных функций позволяет коммер­ческие банки занимать уникальное место в кредитной системе.

Как любое другое капи­талистическое предприятие, работающее и условиях рынка, банк подвержен риску потерь и банкротства. Естественно, что, стре­мясь максимизировать прибыль, руководство банка одновремен­но стремится свести к минимуму возможность возникновения убытков. Две эти цели в известной мере противоречат друг другу, что обусловлено противоположностью интересов владельцев (ак­ционеров) банка и его вкладчиков. Первые ориентируются на получение максимально дохода и готовы идти на риск. Чтобы извлечь дополнительную прибыль; для вторых же главное значе­ние имеет сохранность их средств, доверенных банку. Поддержа­ние оптимального соотношения между доходностью и риском составляет одну из главных и наиболее сложных проблем управ­ления банком.

Основным недостатком коммерческих ссуд было то, что она не учитывала кредитных потребностей развивающейся экономики, поскольку строгое соблюдение теории запрещало банкам финансировать рас­ширение предприятий и оборудования, приобретение домов, земли. Эта теория не смогла учесть относительную стабильность банков­ских вкладов. Банковские вклады могут быть изъяты по первому требованию, но вряд ли все вкладчики одновременно снимут свои вклады. Стабильность вкладов позволяет банку размещать средства на умеренно длительные сроки без ущерба для ликвидности. Теория исходила из того, что при нормальном экономическом процессе все ссуды могут быть погашены своевременно.         Действи­тельно, в периоды высокой деловой активности промышленные и торговые компании не встречают трудностей при погашении своих обязательств. Однако в периоды экономического спада или финан­совой паники цепочка "наличные — товарные запасы — реализа­ция — дебиторы по расчетам — наличные" нарушается. Поэтому фирме или компании становится затруднительно, а порой и невоз­можно погашать банковскую ссуду. Недостаток этой теории за­ключается также в том, что краткосрочная самоликвидирующаяся ссуда в условиях нормального экономического развития обеспечи­вает ликвидность.

Теория перемещения основана на утверждении, что банк может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать кредиторам или инвесторам за наличные. Если кредиты не пога­шаются в срок, то переданные в обеспечение ссуды товарно-мате­риальные ценности могут быть проданы на рынке за наличные, а в случае нужды в средствах можно обратиться к рефинансированию Центрального банка. В данном случае условием покрытия потреб­ностей отдельного коммерческого банка в ликвидных ресурсах является постоянное наличие активов, которые можно продать. Соответственно, банковская система будет ликвидной, если Цент­ральный банк будет свободно покупать предлагаемые к переучету активы. При этом легко реализуемые рыночные ценные бумаги долгое время рассматривались в качестве прекрасного источника ликвидных резервов, поскольку такие ценные бумаги можно превратить в наличные деньги. Поэтому на них часто ссылаются как на резервы второй очереди. Чтобы обеспечить конвертируе­мость без задержек и потерь, вторичные резервы должны отвечать трем требованиям: короткий срок погашения, высокое качество и реализуемость. Они должны быть защищены от кредитного риска и риска изменения рыночных процентных ставок, а также прода­ваться на рынке с краткосрочным уведомлением.

Инструменты поддержания ликвидности банковской си­стемы (далее – инструменты) группируются в следующие уров­ни:

первый уровень – постоянно доступные инструменты;

второй уровень –  инструменты, доступные с согласия или по инициативе Центрального банка;

третий уровень –  инструменты дополнительной поддержки,

доступные с согласия или по инициативе Центрального банка.

К инструментам первого уровня относятся:

усреднение фонда обязательных резервов (далее – ФОР) от рублевых ресурсов;

однодневный расчетный кредит (кредит "овернайт");

Указанные инструменты являются постоянно доступными механизмами ресурсной поддержки и могут быть использованы по первому требованию банка в течение одного рабоче­го дня в пределах установленных для банка индивидуальных лимитов. Данные инструменты позволяют гибко обеспечить первичную потребность рынка в необходимой сверхсрочной ликвидности в автономном режиме. Их задачей является создание запаса времени на принятие Центральным банком концептуальных решений по тактическим вопросам поддержания ликвидности банков.

На первом уровне задача ограничения эмиссионных последствий от операций поддержания ликвидности решается двумя способами. Во-первых, принцип усреднения, положенный в основу формирования ФОР от рублевых ресурсов, предпола­гает, что изъятие части средств фонда должно быть полностью компенсировано предварительным либо последующим накоп­лением эквивалентного запаса средств на счете обязательных резервов в рамках одного месяца, что практически не имеет эмиссионных последствий. Во-вторых, в отличие от бесплатно­го заимствования из ФОР использование кредита "овернайт" и гарантированного выкупа государственных ценных бумаг имеет своей целью поднять стоимость ресурсов на денежном рынке и, таким образом, также служит фактором, сдерживающим кредитную экспансию банков.

К инструментам второго уровня относятся:

ломбардный кредит по фиксированной ставке;

покупка у банков государственных ценных бумаг;

погашающихся в течение следующих 30 дней, на условиях "до

покупка у банков иностранной валюты;

операции по встречному размещению депозитов;

переучет векселей.

Особенностью инструментов второго уровня является необходимость согласования объемов рефинансирования с Национальным банком. Второй уровень поддержания ликвидности банковской системы рефинансирования позволяет обеспечить преимущест­венно адресную поддержку банков, имеющих решающее значе­ние для обеспечения бесперебойности расчетов всей банков­ской системы, на более длительный по сравнению с инструмен­тами первого уровня срок – до 30 дней. Данные инструменты ориентированы на поддержку банков под непосредственным контролем Национального банка в условиях значительного (как правило, сезонного) оттока средств.

Информация о работе Центральный банк России: функция денежно-кредитного регулирования