Автор: v**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
Согласно теории
стоимости, основной сферой ее образования
выступает общественное производство,
за рамками которого происходит только
перемещение и
А.Смит ввел понятие переменных затрат труда в качестве фактора ценообразования на товарных рынках. Ценообразующими он полагает затраты на рабочую силу, формируя товарную цену за счет ренты, заработной платы и прибыли.
Свою модель формирования цены представил Д. Рикардо, обозначаемую как сумму затрат труда, определяемых по принципу добавленной стоимости в рамках вертикально интегрированного производства товаров.
К.Маркс ввел понятие "общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ)", которое он полагал как основной стержень ценообразования, понимая под ним затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
По Марксу общественно необходимые затраты труда на производство товара формируются из затрат прошлого труда (потребленных в процессе производства средствах производства - зданиях, сооружениях, машинах оборудовании, сырье, материалах) и затрат живого труда. Отсюда в стоимость товара входит стоимость потребленных средств производства и вновь созданная стоимость, образуемая живым трудом. Последняя включает в себя стоимость необходимого и прибавочного продукта.
Производство формирует предложение товаров. Рынок, рыночный спрос при такой постановке не играет главную роль. Спрос зависит от общественной потребности в конкретных товарах.
Подобная модель
ценообразования связана с
Нельзя не отметить наличие свойственного этой модели недостатка, каковым является явная недооценка значения рыночного спроса.
Другим известным подходом в рассматриваемой области является маржинальная теория цены и ценообразования. Существо данной теории выражается характеристикой формирования цены в качестве существенного фактора формирования цены. Категория полезности квалифицируется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкретному товару в рамках всех предлагаемых рынку товаров.
Базой цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него. Однако, оказалось отнюдь не просто осуществлять количественные измерения полезности, определять методы ее учета.
Так было выдвинуто
предложение о непосредственном
измерении полезности путем подсчета
субъективных оценок контр-агентов
на товарном рынке, которые, определяя
возможность покупки товара, опираются
на собственные психологические
ощущения. Позднее стали предлагать
относительное измерение
Куда как более
практичной оказалась концепция
выявленных предпочтений, предложенная
американским экономистом П. Самуэльсоном
и его последователями. Главным
в этой концепции является индивидуальный
выбор потребителя, реализуемый
посредством наблюдения за процессом
продаж.
Потребитель в рамках своего бюджета предпочитает
конкретный това-ный набор из предлагаемых
рынком товаров при одинаковых соотношениях
цен. Самуэльсон предложил индексную функцию
полезности всей массы товарных наборов,
определение количественной величины
полезности одних товарных наборов по
сравнению с другими. Но практическая
сторона ценообразования и здесь осталась
в тени.
Позднее появились разработки английского экономиста А.Маршалла, подготовленные применительно к условиям свободной конкуренции, и работы его последователей Дж.Робинсона, Э. Чемберлина, А. Пигу и других. Их характерные особенности:
· рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов;
· необходимость достижения равновесия на рынке;
· учет и анализ соотношения спроса и предложения.
Спрос, как известно, представляет сложную категорию рынка, в которой фиксируется тип рыночной структуры, характер конкурентных отношений, предложение товаров, степень их дифференциации, существующие уровни цен, финансовое положение производителей и потребителей. Представители маржинальной теории графически интерпретируют спрос, используя два наиболее важных с их точки зрения фактора - массу товарного предложения, выражающую объем производства (продаж), и складывающиеся уровни цен (издержек).
Анализ изменения отмеченных факторов открывает возможность для вывода об их обратной пропорциональной зависимости, при которой уменьшение цен вызывает рост продаж, и наоборот, что соответствует закону спроса.
Отмеченный подход существенно меняет представления о цене, характерные для теории трудовой стоимости. Концепция маржинализма основана на адаптации ценовых решений к текущему и перспективному спросу. Ценовое решение, не соответствующее спросу, ведет к серьезным изменениям в хозяйственной деятельности предприятия, результатом чего может быть потеря конкурентоспособности товаров фирмы, сокращение доли рынка, ухудшение финансового положения.
Коренным образом
меняется характер рыночного равновесия,
которое приобретает динамику. Спрос
из категории статистической переходит
в категорию динамическую. Мерой
изменений выступает
Кроме того, данный
подход ориентирует участников рынка
на оптимизацию принимаемых
Ценообразования на исторических этапах развития России.
Применительно
к этапам развития России, какие
бы аргументы ни приводились в
объяснение сложившейся ситуации с
ценами, требуется теоретическое
обоснование ряда положений, в том
числе и в ретроспективном
плане. Ведь цены - зеркало всей социально-экономической
политики и в своем микро-
Изучение истории
ценообразования в России позволяет
сделать вывод о главной
За последние
десять лет прошлого века и с начала
XX века до 1997 года динамика цен представляла
собой следующую картину. За 1890-1893
гг. эти цены выросли на 4,6%. В период
1894-1897 гг. они снизились на 3%, за 1898-
1901 гг. начался активный рост цен и их индекс
составил 114,9% по отношению к 1890 г. В 1902-1903
гг. цены по сравнению с предыдущими двумя
года-ми снизились на 8%, но с 1904 г. в связи
с русско-японской войной они интенсивно
растут и в 1904 г. индекс роста составил
4% по сравнению с 1903 г. Особенно быстрыми
темпами цены росли в 1905-1907 гг. - на 21,5 %
по сравнению с 1904 г. и на 31,6% по сравнению
с 1890 г., что объясняется острыми политическими
событиями в России. В 1908 г. цены упали
на 5,8% по сравнению с 1907 годом, но уже в
1909 г. начинается их рост, и к 1914 году индекс
по сравнению с 1890 г. составил 146,2%, а в 1915
году - 236,7%.
После 1915 г. и
Февральской революции
К 1917 г. той системы цен, которая была накануне
войны, уже не существовало, поскольку
в стране царствовали разруха и спекуляция.
Вместе с разрушением ценообразования
было нарушено и денежное обращение и
торговый аппарат. Впервые в 1916 году в
России были введены карточки на сахар.
Вместо металлических денег в обращение
вводились суррогаты, порой напоминающие
бутылочные этикетки (например, "керенки").
В период "военного коммунизма" торговля была запрещена, что завершило процесс развала ценообразования и денежной системы. Хотя следует помнить, что объективные экономические законы действуют всегда, в своей практической деятельности люди иногда не подчиняются их требованиям и за это жестоко расплачиваются.
В годы "военного
коммунизма" сохранялись денежные
знаки, но об их достоинстве может
свидетельствовать тогдашний
В 1921 г. был совершен поворот от прежней политики "военного коммунизма" к новой экономической политике - НЭПу. Для нее нужны были устойчивая денежная система и обоснованная политика цен. Денежная реформа была проведена в 1922-24 гг. Основы ее оказались настолько прочными, что ее влияние сохранялось при всех последующих мерах по урегулированию денежного обращения.
При изучении данной
темы следует обратить внимание на
то, что вопросы ценообразования
приобрели остроту буквально
с первых дней революции 1917 г.
Одним из наиболее сложных и острых вопросов
был вопрос об организованном управлении
ценами, чтобы не допускать их повышения.
Эту задачу не всегда удавалось решать.
В 1923 г. сразу после начала денежной реформы, произошел существенный рост оптовых (в 2,8 раза) и розничных (в 2,7 раза) цен на промышленные товары, в то время как сельскохозяйственные продукты подешевели. Это расхождение в ценах получило название "ножниц". Результатом нарушения закона стоимости было затоваривание промышленной продукцией.
К середине 20-х
годов были приняты меры по снижению
себестоимости и ограничению
прибылей в государственной
После 1926-1927 гг.
начался рост розничных цен. В 1931
г. была организована коммерческая торговля
по повышенным ценам, а общая торговля
была ограничена введением карточной
системы и системы закрытых распределителей,
в которых действовали
Были открыты "Торгсины", где продажа
потребительских товаров осуществлялась
по особым ценам на валюту и золото.
В 1932-35 гг. происходило
дальнейшее повышение заработной платы
и розничных цен. Причем, рост заработной
платы в промышленности превышал
рост производительности труда, в результате
чего себестоимость превысила
В начале 30-х годов тяжелая промышленность стала нерентабельной, и убытки возрастали год от года. Для обеспечения рентабельности стали формировать цены на базе текущих издержек производства. При этом государство взяло на себя расходы по финансированию капитального строительства и расширению производственных фондов. Но "заорганизованное" управление экономикой не дало нужных результатов.
В 1936 г. была проведена
реформа оптовых цен в
Однако рост оптовых и розничных цен остановить
не удалось. В 1940 г. оптовые цены промышленности
были выше цен 1926-1927 гг. в 2,2 раза, государственные
розничные цены - в 6,5 раза, заготовительные
цены - в 3,3 раза. В 1935 г. была отменена карточная
система распределения товаров, ликвидирована
множественность цен и установлены новые
цены, соответствующие уровню сложившихся
издержек производства.