Бюджетная система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в РФ, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.
В первой главе раскрываются

Содержание

Введение………………………………………………………………..…… ….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ
1.1. Бюджетная система и ее структура в РФ. Федеральный бюджет…….4
1.2. Региональные и местные бюджеты……………………………………..9
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 2.1. Принципы бюджетной системы в РФ…………………………………….14
2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ…………….17
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…………..22
3.2. Технические параметры бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система в России.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание    

 

Введение………………………………………………………………..…… ….3

1.  Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ

1.1.           Бюджетная система и ее структура в РФ. Федеральный бюджет…….4

1.2.           Региональные и местные бюджеты……………………………………..9

2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации                             2.1. Принципы бюджетной системы в РФ…………………………………….14

2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ…………….17

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…………..22

3.2. Технические параметры бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы…………………………………………..31

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в РФ, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

В первой главе раскрываются особенности бюджетной системы, ее типы в различных государствах, также рассматривается современная структура бюджетной системы РФ, предоставляется характеристика ее уровней.

Во второй главе показываются действующие в настоящее время принципы бюджетной системы РФ и выявляются основные проблемы развития межбюджетных отношений в России.

 

 

 

В третьей главе анализируются предложения по развитию межбюджетных отношений в РФ и предоставляются основные характеристики бюджета на 2009-2011 годы.

При выполнении курсовой работы использовались книги авторского коллектива, официальные электронные средства массовой информации и нормативные документы.

 

1.       Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ

1.1.           Бюджетная система и ее структура в РФ. Федеральный бюджет.

 

     Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные. федеративные и конфедеративные [6, с. 102].

     Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

 

    Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации  (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов Федерации – в России), местных бюджетов. Например, в США центральное место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет. 

     Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней [2, ст. 71, ст. 132]: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов. В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

      Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).

     Консолидированные бюджеты используются: во-первых, в бюджетном планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь средние бюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.

     Все субъекты Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

     Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

     Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

    Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций – по нормативу 100%; налога на добавленную стоимость – по нормативу 100%; акцизов на спирт и на табачную продукцию – по нормативу 100%; акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100%; водного налога – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95% и т.д. Основные неналоговые доходы федерального бюджета: таможенные пошлины и таможенные сборы – по нормативу 100%; плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%; доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме. В доходы федерального бюджета поступают: прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы – более 90%. Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – 25%, в их числе главное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы – 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи, принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности. Кроме перечисленных выше налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др.

     В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; проведение выборов и референдумов и т.д.

     Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на национальную оборону и международную деятельность (100%), фундаментальные научные исследования (95%). Через федеральный бюджет проходит также финансирование правоохранительной деятельности (83%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляют 50%.  Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование – более 50%, на социальную политику – около 40%, на культуру и искусство – более 20%. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

 

1.2.           Региональные и местные бюджеты

 

     Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов [4, с. 85]: налога на имущество организаций – по нормативу 100%; налога на игорный бизнес – по нормативу 100%; транспортного налога – по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60% и т.д. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; платежей за пользование лесным фондом и т.д. В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Информация о работе Бюджетная система в России