Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:10, доклад
Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в средне- и долгосрочном периодах. В России, потерявшей за время длительного экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала, — это одна из самых актуальных проблем. В настоящей статье рассматривается роль бюджетной политики в решении проблемы экономического роста.
С.А. Анисимов, заведующий отделом Научно-исследовательского финансового института Минфина России,
В.А. Максимов, заместитель начальника отдела Департамента финансовой политики Минфина России
Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в средне- и долгосрочном периодах. В России, потерявшей за время длительного экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала, — это одна из самых актуальных проблем. В настоящей статье рассматривается роль бюджетной политики в решении проблемы экономического роста.
Состояние и рост экономики измеряют с помощью ВВП, и сегодня в десятку стран с наибольшим ВВП входят США, Китай, Япония, Германия, Индия, Франция, Италия, Великобритания, Россия, Бразилия. По уровню же благосостояния, измеряемому величиной ВВП на душу населения, Россия и особенно Китай, Индия и Бразилия отстоят далеко от первой десятки.
Большой объём ВВП в Китае, Индии и Бразилии достигнут в значительной степени за счёт численности населения. Россия не имеет аналогичных возможностей для роста объёма ВВП в силу падения численности населения и износа капитала.
В России по данным Госкомстата в 2002-2003 гг. были следующие показатели состояния и роста экономики: номинальный ВВП в 2003 г. — 13304,7 млрд. руб., в 2002 г. — 10834,2 млрд. руб., темп его роста — 122,8%, индекс-дефлятор ВВП в 2003 г. по отношению к ценам 2002 г. — 114,4%, реальный рост экономики (измеряемый темпом роста реального ВВП) — 107,3%. Для сравнения: в США номинальный ВВП в 2003 г. - 10983,9 млрд. дол., в 2002 г. — 10480,8 млрд. дол., темп его роста — 104,8%, реальный рост экономики в среднем за последние десять лет составлял порядка 103%. При сохранении соотношения темпов экономического роста отставание (по объёму ВВП) России от США можно оценить примерно в 50-70 лет.
В современном мире задача роста экономики и благосостояния в России может быть решена только на пути повышения эффективности использования ресурсов. Этот путь проделали все экономически развитые страны, сделавшие ставку не на ресурсы экстенсивного роста, а на интенсификацию экономики, что позволяет им поддерживать необходимые темпы экономического роста при высоком уровне благосостояния.
Интенсивный тип экономического роста связан со значительными инвестициями в новые капитальные блага, в научно-технические, социальные и гуманитарные нововведения, в производство знаний и информации, в непрерывное и высшее образование. Осуществление подобных инвестиций, характерное для наиболее развитых и динамично развивающихся стран, позволяет достичь высокой производительности труда, основанной на качественном и эффективном использовании людских, капитальных и технологических ресурсов. В то же время опора на природные ресурсы, характерная для не очень развитых стран, может создать благоприятный фон для экономического роста в отдельные периоды, но в долгосрочной перспективе не предопределяет успеха развития страны и не эффективна.
Инвестиции, характеризующиеся валовым накоплением основного капитала и изменением запасов материальных оборотных средств, в структуре использования ВВП развитых и развивающихся стран составляют значительную долю. В России в 2003 г. эта доля равнялась 2737,2 млрд. руб. (20,8% ВВП), валовое накопление основного капитала — 2417,5 млрд. руб. (18,4%), изменение запасов материальных оборотных средств — 319,7 млрд. руб. (2,4%). Для сравнения: в США инвестиции в 2003 г. составили 2014,7 млрд. дол. (18,3% ВВП).
При решении задач экономического роста принимаются во внимание только те инвестиции, которые связаны с производством реального капитала и физических капитальных благ длительного пользования. Обмен же одного финансового актива на другой, покупка акций, открытие сберегательного счёта и т.п. не рассматриваются как инвестиции в экономическом смысле, так как в этом случае имеют место сделки, не создающие нового капитала. В России в 2003 г. без учёта субъектов малого предпринимательства инвестиции в нефинансовые активы составили 1774,9 млрд. руб., в том числе в здания и сооружения — 988,1 млрд. руб., в машины и оборудование — 658,3 млрд. руб.
Существует много областей, в которых инвестиции не выгодны частным фирмам и потому предпринимаются только государством, осуществляющим крупномасштабные проекты и создающим условия для развития науки, образования и здравоохранения, производства, строительства и торговли и т.д. Крупные неделимые инвестиции в инфраструктуру, требуемые для подобных проектов, хотя и делаются государством, но закладывают предпосылки для успешного развития и частного сектора.
Рассматривая бюджетную
Для принятия эффективных (с точки зрения экономического роста) решений в области бюджетной политики были разработаны модели и осуществлено моделирование, показавшее, что бюджетные решения сильно зависят от соотношения долей инвестиций в структуре государственных и частных расходов, которые известны и устанавливаются при принятии бюджетных решений. Например, в США в 2003 г. они составляли, соответственно, 16,9% и 17,7%.
Моделирование позволяет оценить темпы роста ВВП на основе параметров, определяющих бюджетную политику и состояние экономики страны в целом. Была проведено моделирование зависимости темпов роста ВВП от инвестиций в капитальные и технологические ресурсы, включая инвестиции в науку и информационные технологии, а также моделирование зависимости темпов роста ВВП от инвестиций в трудовые ресурсы, включая инвестиции в образование и информационное обеспечение.
Моделирование показало, что экономический рост за счёт инвестиций, направленных на расширение капитала, увеличение потребления и усиление социальной поддержки, может происходить до тех пор, пока сохраняется возможность для увеличения рождаемости и уменьшения смертности за счёт социальных мер, увеличения занятости за счёт уменьшения производительности труда, увеличения склонности к импорту за счёт экспорта ресурсов, повышения производительности труда за счёт увеличения фондовооружённости труда).
Во всех остальных случаях экономический рост может происходить лишь за счёт таких факторов, как наука и научно-технический прогресс, образование и повышение квалификации трудовых ресурсов, улучшение менеджмента и условий для предпринимательства и т.п.
Роль бюджетной политики во всех перечисленных процессах определяется зависимостью темпов эконо-
мического роста от доли инвестиционной составляющей в государственных расходах и от налоговой нагрузки. Моделирование показывает, что темпы экономического роста зависят от долей инвестиционных составляющих в государственных и частных расходах и от налоговой нагрузки, при этом само влияние налоговой нагрузки зависит от знака разности между долями инвестиционных составляющих в государственных и частных расходах, т.е. от того, какой сектор экономики, государственный или частный, осуществляет относительно больше или меньше расходов на инвестиции. Таким образом, для принятия решений в области бюджетной политики важны не только объёмы государственных инвестиций, но и то, в каком секторе, частном или государственном, больше инвестиционные приоритеты и выше эффективность инвестиций.
Доля инвестиционной составляющей в государственных расходах и налоговая нагрузка характеризуют бюджетную политику, причём налоговая нагрузка характеризует политику доходов, а доля инвестиционной составляющей в государственных расходах характеризует политику расходов. Моделирование показывает, что первичной в бюджетной политике является политика расходов, а налоговая политика определяется в зависимости от политики расходов, при этом бюджетная политика зависит от конкретных условий во всей экономике.
При разработке бюджетной политики необходимо определить, прежде всего, цели и приоритеты государства и выразить их в конкретных показателях результативности бюджетных расходов, затем установить долю государственных инвестиций в величине государственных расходов и только после этого принять решение о снижении или увеличении налоговой нагрузки в зависимости от того, в каком случае экономический рост будет больше.
Как следует из результатов моделирования, если инвестиции составляют в величине государственных расходов долю, меньшую, чем доля инвестиций в величине частных расходов, то экономический рост будет тем больше, чем меньше налоговая нагрузка. В то же время, если инвестиции составляют в величине государственных расходов долю, большую, чем доля инвестиций в величине частных расходов, то экономический рост будет тем больше, чем больше налоговая нагрузка.
Таким образом, модель показывает, что бюджетная политика играет значительную роль в обеспечении условий для экономического роста, при этом первичной является политика расходов, а политика доходов должна определяться исходя из конкретных экономических условий в стране и приоритетов государства в политике расходов. Однако сегодня налоги образуют самостоятельную систему, причём бюджетные расходы планируются в зависимости от прогнозов налоговых поступлений. Кроме того, налоговая система выполняет помимо фискальных функций, необходимых для обеспечения бюджета денежными средствами, также другие функции, при этом функции, нецелевые с фискальной точки зрения, создают негативный инвестиционный климат, не способствующий экономическому росту.
Средством повышения эффективности бюджетной политики как источника экономического роста явля ются целевые программы, придающие инвестициям целевой характер. В отличие от расходов, планируемых на основе затратных моделей финансового управления, целевые расходы планируются на основе результативных моделей финансового управления и должны быть привязаны к конкретным результатам исполнения целевых программ. Поэтому эффективность влияния бюджетной политики на экономический рост зависит от того, на что направлены инвестиции и реализующие их целевые программы и насколько конкретно и тщательно осуществляется их планирование и мониторинг.
Целевые программы являются эффективным средством реализации государством поставленных целей и широко используются в бюджетной политике разных стран. Их разработка должна производиться в соответствии с конкретными потребностями общества в тот или иной период его развития.
Приоритетными обычно являются целевые программы в области науки, образования, здравоохранения, поддержки малого и среднего бизнеса, социальные и другие программы, отвечающие актуальным приоритетам государства.
Так как основу экономического роста составляют научные знания и их эффективное использование, одним из главных приоритетов бюджетной политики становится решение вопросов финансирования НИОКР, позволяющее перебрасывать средства на приоритетные направления и сокращать или закрывать проекты, ставшие менее важными. Эффективное использование достижений науки и техники и мощный научно-технический потенциал позволяют решать многие общественные проблемы, определяют высокую конкурентоспособность страны и обеспечивают сильные позиции в мировой экономике.
Сегодня бюджетная политика в области
науки и образования
Огромное влияние на современную экономику оказывает развитие информационных технологий и информатики, что особенно актуально для России с её большой территорией и нехваткой квалифицированных кадров на местах. Возможность немедленного и непосред-
ственного участия в экономической активности сегодня предоставляет сеть Интернет, беспрепятственный доступ к которой для всего населения может быть обеспечен только за счёт государственных инвестиций. Негативные суждения о сети Интернет, высказываемые, например, в связи с вопросами безопасности или воспитания, и попытки ввести соответствующие ограничения обычно основаны на непонимании технических возможностей современных информационных технологий (принципы сети Интернет были разработаны в США в 1960-х годах как раз в интересах информационной безопасности государства).
Использование новейших информационных технологий качественно меняет характер труда и способствует широкому распространению сквозных профессий, обладатели которых могут трудиться в разных отраслях экономики. Целевые программы в области информатизации и информационных технологий должны быть одним из приоритетов бюджетной политики.