Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - изучение бюджетной политики РФ, ее сущность, цели и инструменты, а также ее особенности в современных условиях. Бюджетная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что
бюджетная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Рассмотрим глубже, что же из себя представляет бюджетная политика в Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные
Глава 2. Инструменты бюджетной политики
Под бюджетной политикой понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Во-первых, бюджет государства не должен допускать чрезмерного дефицита государственного бюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия не экономику в виде инфляции и замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы государственного бюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, то есть поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь ввиду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный эффект, то есть привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора будет гораздо больше первоначального.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и госзаймы.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
–
универсальность
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
–
использование системы
– стремление к стабильности условий налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.
Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.
Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.
Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).
Прямые
налоги – платятся субъектами налога
непосредственно и прямо
Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Расходы
бюджета представляют собой затраты,
возникающие в связи с
Через
бюджетные расходы
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном производстве;
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
С
помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
Межбюджетные трансферты из федерального
бюджета предоставляются в
Процедуры государственных закупок отличаются от тех, к которым привыкло большинство поставщиков. Главным способом закупок для государственных нужд являются конкурсы (открытые и закрытые). Многие принципы и правила госзакупок позаимствованы из мировой практики, к сожалению, иногда с искажениями и без достаточного учета сложившийся в нашей стране коммерческой практики. В итоге российское законодательство в этой области еще далеко от совершенства.
В основе системы государственных закупок лежат принципы:
Основным
способом государственных закупок
являются конкурсные торги - способ
выдачи заказов на поставку товаров, предоставление
услуг или проведение подрядных работ
по заранее объявленным в конкурсной документации
условиям, в оговоренные сроки на принципах
состязательности, справедливости и эффективности.
Контракт заключается с победителем конкурсных
торгов - участником, подавшим предложение
соответствующее требованиям конкурсной
документации, в котором предложены наилучшие
условия.
Конкурсные торги подразделяются на открытые
и закрытые, могут проводиться в один или
два этапа. Другие способы закупок, такие
как запрос ценовых котировок
и закупки у единственного источника.
Государственный займ - форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).
Государственные
займ - способ получения государственных
доходов, который одновременно приводит
к образованию государственного долга.
Различают внутренние и внешние государственные
займы.
Глава 3. Особенности бюджетной политики в Российской Федерации в современных условиях
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В 2008 году бюджет принят с профицитом (доходы превышали расходы), в 2009 году бюджет приняли с дефицитом (расходы превышали доходы). Государственные расходы за 2008 год: